Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как бухгалтеру ужиться с любым начальником

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 января 2016 36 просмотров

Наше предприятие находится в Крыму, транспорт перерегистрировали в ноябре 2015 года, с ноября мы должны платить налог на транспорт. Могу ли я в расходы по прибыли включить израсходованное топливо за весь год? Налоговая утверждает, что если мы не платили налог на транспорт в расходах по прибыли мне надо исключить все топливо?

Да, Вы вправе учесть все расходы на топливо при условии, что они экономически обоснованы и документально подтверждены. Тот факт, что организациям, расположенным на территории Республики Крым, позволено не платить транспортный налог до момента перерегистрации автомобиля в органах ГИБДД РФ, никак не связан с их правом учитывать расходы на содержание такого автомобиля при его фактическом использовании в производственной деятельности организации. Тем более, что срок по перерегистрации Вы также не нарушили.

Обоснование

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм

Нет, не нужно.

Дело в том, что при расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). А те нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р), носят рекомендательный характер. То есть применять их не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097 и от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12. *

Главбух советует: для экономического обоснования расходов на ГСМ можете использовать нормы, рекомендованные Минтрансом России. Или же самостоятельно разработайте внутренние нормы.

Выбрав второй вариант, утвердите лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Лучше всего утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Сезонные нормы установите исходя из климатических условий в районе эксплуатации автомобиля. Для этого можно воспользоваться таблицей значений зимних надбавок по регионам России. Издавать каждый сезон приказы не нужно. Если зимний сезон наступит раньше, то руководитель может своим приказом изменить срок действия зимних надбавок.

Чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат задокументируйте актом контрольного заезда (в произвольной форме).

Также в качестве ориентира можете использовать нормы расхода топлива, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Еще один вариант: заключить договор на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

А организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, стоит воспользоваться нормами, утвержденными отраслевыми ведомствами. Например, для предприятий лесной промышленности это Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденные приказом Рослесхоза от 13 сентября 1999 г. № 180.

Если расходы на бензин превысят и внутриорганизационные нормы, то данный факт надо документально обосновать. В противном случае сверхлимитные расходы на ГСМ экономически оправданными не будут, и потому учесть их при расчете налога на прибыль не получится (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались иной точки зрения. Суть ее в том, что организации, использующие служебные автомобили, обязаны соблюдать установленные Минтрансом России нормы. Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только на автомобили, для которых нормы не установлены (письма Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71, от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61, УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253). Однако, учитывая последние разъяснения финансового ведомства, нормировать расходы на ГСМ не нужно.

Нужно ли платить транспортный налог за автомобили, поставленные на учет в Крыму (г. Севастополе) по украинскому законодательству. Автовладелец пока еще не перерегистрировал их в российской ГИБДД (Гостехнадзоре)

Нет, не нужно. Пока транспортные средства не поставлены на учет в России, налогом они не облагаются.

Такое исключение сделано только для организаций Крыма и Севастополя. Ведь по общему правилу платить налог с транспортных средств в России нужно, даже если автомобиль не зарегистрирован в ГИБДД или органах Гостехнадзора.

Владелец обязан поставить транспортное средство на учет, а значит, и обязан платить налог с него. А тот факт, что собственник затягивает с регистрацией в ГИБДД, не освобождает его от обязанностей налогоплательщика. Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 3 апреля 2015 г. № БС-4-11/5478 со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г. № 14341/11.

Но для организаций Крыма и Севастополя в том же письме представители налоговой службы поясняют следующее. Платить налог за транспортные средства, зарегистрированные по украинскому законодательству, их владельцы должны лишь после перерегистрации в российских органах ГИБДД или Гостехнадзора. А пока этого не произошло, автосредства не признаются объектами налогообложения, а их владельцы – плательщиками транспортного налога.

Срок для перерегистрации автомототранспорта, который первоначально ограничивался 1 января 2015 года, сначала был продлен до 1 января 2018 года (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 апреля 2015 г. № 399). Однако затем этот срок сократили. Теперь владельцы автотранспорта в Крыму и Севастополе обязаны заменить регистрационные номера, выданные по законодательству Украины, до 1 апреля 2016 года (постановление Правительства РФ от 31 октября 2015 г. № 1171).

То есть организации Крыма и Севастополя должны поставить автотранспорт на учет в России не позднее этой даты. А с момента регистрации автомобилей в ГИБДД или Гостехнадзоре за них придется платить транспортный налог (ст. 357 НК РФ). *

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка