Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 января 2016 30 просмотров

Прошу предоставить подробную информацию по сбору по загрязнению окружающей среды и экологическому сбору. По Коду ОКВЭД-строительство зданий и сооружений. Но в 2015 основной вид деятельности и единственный оптовая торговля импортного товара. Юридический адрес - это офис, предназначен только для хранения документации и появления сотрудников только раз в неделю. Договор на вывоз мусора (бытового отхода) нет, т.к. по факту мусора нет. Но приобретаются канцтовары, бумага, картриджи и др. для осуществления своих служебных обязанностей. Транспортные средства на балансе есть. Вопрос:1. Должна ли я заключить договор с компанией, которая вывозит мусор ТБО;2. Как наша организация должна рассчитать сбор по загрязнению по размещению отходов, что брать в расчет;3. Должна ли наша организация производить расчет по эко сбору.4. Какие мы должны провести мероприятия по данным вопросам.По сути мы не являемся загрязнителями выброса в атмосферный воздух, загрязнителями поверхностных и подземных вод и отходов от производства нет. Возможно мы можем быть потребителями.Спасибо.

1. Вопрос заключения договора решается организацией самостоятельно. Договор может заключать, как арендодатель помещения в целом на вывоз всего мусора, так и отдельно арендатор, но вторая схема более сложная, так как он не является собственником помещения.

2. Ответ на Ваш вопрос зависит от того являетесь ли Вы плательщиком или нет, есть ли у Вас мусор, который образуется в результате офисной работы. Скорее всего, есть. Далее встает вопрос как Вы от него избавляетесь, если у Вас нет договора со специализированной организацией, по которому Вы передаете права собственности на отходы, то Вы являетесь плательщиком сбора за загрязнение среды. Вы можете выбрасывать мусор в контейнер арендодателя, в таком случае плательщиком может считаться арендодатель, если он совершит действия, направленные на обращение отходов в свою собственность, например, у него заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора с переходом права собственности к ней, тогда весь мусор из контейнера перейдет в собственность специализированной организации и плательщиком будет она. Таким образом, все зависит от того как выстроены отношения и как вывозится и утилизируется мусор.

Из вопроса неясно Вы малая организация или нет, если нет, то должны разрабатывать нормативы отходов, если нет, то определяйте по факту в соответствии с рекомендацией http://www.1gl.ru/#/document/11/14016/tit5/?step=70

Например, канцелярские отходы – бумага и картон – относятся к V классу. Соответственно, организация должна определить сколько какого мусора и какого класса опасности у нее образуется в тоннах и произвести расчет платы.

3. Если среди Ваших товаров нет тех, которые необходимо утилизировать после утраты ими своих потребительских свойств, то Вы уплачивать не должны

4. Если у Вас нет опасных отходов 1-4 класса, то Вам не нужно разрабатывать паспорта на отходы. Если Вы малое, то не нужно разрабатывать нормативы.

Из практики можем посоветовать решать вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды, с местным отделением Росприроднадзора. Они достаточно оперативно определяют являетесь ли Вы плательщиком и поясняют как производить тот или иной расчет.

Обоснование

Из рекомендации

Олег Долматов заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

<…>


Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организаций, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению или нейтрализации.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

12.78806 (6,7,8,9)

Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗст. 136 ГК РФ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008,от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Если в соответствии с гражданским законодательством специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды (в части принятых расходов) должна будет именно она (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗгл. 14 ГК РФ).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

К объектам размещения отходов установлены особые требования:

  • их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
  • определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимаетсяразмещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например,постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).

Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:

1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 121314151617 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.

3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.

Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.

При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).

4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.

5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).

Экологический сбор

86.76545 (6,7,8,9)

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен статьей 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (письмо Минфина России от 13 апреля 2015 г. № 03-02-07/1/20823). Какого-либо отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Этот сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Это следует из положений пункта 7 статьи 24.2 и пункта 2 статьи 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Правила взимания экологического сбора (в т. ч. порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) утверждены постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073.

В соответствии с этими правилами экологический сбор нужно заплатить:

  • за девять месяцев 2015 года – до 15 октября 2015 года;
  • за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года – до 1 февраля 2016 года;
  • за 2016 год и последующие годы – до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Сумму сбора рассчитывают по формуле:

Сумма экологического сбора = Ставка экологического сбора ?

Масса готового товара или количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории России,

либо масса упаковки, использованной для производства такого товара

? Норматив утилизации, выраженный в относительных единицах

При этом сам расчет необходимо произвести по форме, которая должна быть утверждена Росприроднадзором. Расчеты нужно сдавать в сроки, установленные для уплаты экологического сбора (с приложением копий платежных документов).

Это следует из положений пунктов 67 и 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073.

2. Из статьи

ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ» №23, ДЕКАБРЬ 2014

Ответы на ваши частые вопросы об отчетности по экологическим платежам

Чем поможет эта статья: В срок и без ошибок сдать в Росприроднадзор расчет платы за загрязнение окружающей среды.

От чего убережет: От административного штрафа в сумме 80 000 руб.

Сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды за IV квартал 2014 года и перечислить этот платеж в Росприроднадзор надо не позднее 20 января 2015 года (п. 23 Общего порядка, утв. приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204). Опаздывать, а также вовсе игнорировать сдачу расчета с 2015 года рискованно. Теперь это может обернуться для компании и ее директора солидными штрафами — 80 000 и 6000 руб. соответственно (ст. 8.5 КоАП РФ в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ).

Сдать расчет и перечислить плату помогут наши ответы на ваши частые вопросы.

Риски

Что будет, если расчет сдать с опозданием или не сдать вовсе?

В этом случае Росприроднадзор оштрафует компанию на сумму до 80 000 руб., а директора — до 6000 руб. Это предусматривает новая редакция статьи 8.5Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая вступит в силу с 1 января 2015 года.

Проверяющие и раньше штрафовали компании и их руководителей за просрочку расчетов по этой статье. Но, во-первых, размеры штрафов были в разы меньше (до 20 000 и до 2000 руб. соответственно). А во-вторых, формулировка самой нормы была иная. Она предусматривала ответственность только за несвоевременное сообщение информации о состоянии окружающей среды и об источниках ее загрязнения. Поэтому в суде компаниям удавалось доказать, что за опоздание с отчетностью по экологическим платежам штрафа нет. Ведь расчет содержит только информацию о плате, а не о состоянии окружающей среды (постановление Верховного суда РФ от 22 сентября 2014 г. по делу № 308-АД14-288).

С 2015 года ситуация изменилась. Ведь новая редакция статьи 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несвоевременную сдачу декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Конечно, можно попробовать отменить штраф, сославшись на то, что расчет платы за загрязнение не является декларацией. Но не факт, что судьи посчитают весомым этот аргумент.

Форма

По какой форме сдавать расчет?

Форма расчета и порядок ее заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Раньше расчет надо было сдавать именно в эту службу, сейчас ответственность перешла к Росприроднадзору, но форма документа осталась прежней. В расчет необходимо включить только те разделы, в которых компания приводит какие-либо сведения. Так, в любом случае надо сдать первые две страницы — титульный лист и лист расчета суммы платежа. Третий лист компания определяет для себя сама с учетом вида негативного воздействия на экологию. Например, компаниям, использующим в своей деятельности автомобиль, нужно заполнять раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами». Пустые листы сдавать не надо.

Куда сдавать

В какое подразделение Росприроднадзора сдавать расчет?

Расчет надо сдать в одном экземпляре в службу Росприроднадзора по местонахождению объекта негативного влияния на экологию. Например, если у компании есть автомобиль, то расчет платы за загрязнение надо сдавать в отделение Росприроднадзора того субъекта РФ, где машина стоит на учете.

Формат

Расчет нужно сдавать в электронном виде или можно на бумаге?

Расчет платы можно сдать в Росприроднадзор или на бумаге, или в электронном виде (на флешке либо по ТКС). Сдавать отчет исключительно в электронном виде обязаны только те компании, у которых сумма платы за загрязнение за отчетный квартал составляет 50 000 руб. и более (письмо Росприроднадзора от 12 августа 2014 г. № АА-06-06-36/12291).

Заполнение

Нужна ли на титульном листе расчета подпись главбуха?

Да, нужна. В отличие от титульных листов налоговых деклараций титульный лист расчета платы за загрязнение содержит такой реквизит, как подпись главного бухгалтера.

Как заполнить в расчете строку «Код по ОКАТО»?

В строке 020 «Код по ОКАТО» надо поставить код ОКТМО, который относится к вашей компании (письмо Росприроднадзора от 27 декабря 2013 г. № ВК-06-01-36/19748).

Офисный мусор

Должна ли начислять плату за загрязнение и отчитываться по ней компания, которая заключила договор о вывозе офисного мусора со специализированной организацией?

Это зависит от условий договора. Если в договоре сказано, что право собственности на вывозимый офисный мусор переходит к специализированной организации, то самой компании не нужно начислять экологический сбор и отчитываться по нему. Если же такой оговорки нет, то безопаснее перечислять плату за загрязнение и отчитываться по ней. Ведь на этом настаивают чиновники (письмо Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. № 14–07/6011).

С подходом чиновников можно спорить. Офисные компании не сами размещают отходы, а обращаются для этого к услугам сторонних специализированных организаций. Значит, эти компании не должны вносить экологический сбор. Но доказать это удается только в суде (постановления Президиума ВАС РФ от 12 июля 2011 г. № 1752/11ФАС Волго-Вятского округа от 9 июня 2014 г. № А11-8477/2013).

Должен ли начислять плату за загрязнение и отчитываться по ней арендатор офисного помещения?

Это зависит от условий договора аренды. Если в нем сказано, что право собственности на офисный мусор, образующийся у арендатора, переходит к арендодателю, то арендатор не должен начислять плату и отчитываться по ней. Если же такой оговорки нет, то безопаснее платить экологический сбор. На этом настаивают чиновники (письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04–09/169). Если же компания-арендатор готова к спору с ревизорами из Росприроднадзора, можно использовать те же аргументы, которые приведены в предыдущем вопросе. То есть настаивать, что платить экологический сбор должны только компании, вывозящие и размещающие мусор. А арендатор сам мусор не размещает.

Автомобиль

Должна ли организация, имеющая автомобиль, начислять плату за загрязнение окружающей среды?

Да, должна. За атмосферные выбросы передвижными объектами с организаций взимается плата (п. 1 Порядка, утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632). Нормативы этой платы установлены для следующих видов топлива (приложение 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344):

— бензин неэтилированный;

— дизельное топливо;

— керосин;

— сжатый природный или сжиженный газ.

Таким образом, если у организации в собственности (аренде, лизинге) есть автомобиль, работающий на одном из перечисленных видов топлива, она должна вносить плату за загрязнение воздуха.

Еще три подсказки по экологическим платежам

1. Перечислить экологический платеж за IV квартал нужно самое позднее 20 января 2015 года. Максимальный штраф за просрочку составляет 100 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

2. Компании, у которых есть машины, перечисляют плату за загрязнение по КБК 048 1 12 01020 01 6000 120. Его же нужно привести в строке 10 расчета платы за загрязнение.

3. Плату за загрязнение можно учесть как материальные расходы (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Это касается и компаний на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» (п. 12 ст. 346.16 НК РФ).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка