Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О главных бухгалтерских проблемах 2017 года

Подписка
Срочно заберите все!
№23
19 января 2016 156 просмотров

Про отходы (мусор) я все знаю. Меня интересуют именно лампы, которые сдаются на полигон.. Почему то в этом году при сдаче отчета, мне сказали, что платить не нужно, хотя предыдущие несколько лет говорили, что надо. Я бы хотела узнать правильный ответ. Договор с ОАО Экология не менялся. Мы раз в год сдаем лампы на полигон, платим за сдачу ламп и все. Нужно ли показывать количество в отчете и платить налог по 1 классу загрязнения?

Порядок расчета платы за загрязнение окружающей среды в настоящее время не изменился. Однако организации правильнее будет уточнить имеющуюся информацию в территориальном отделении Росприроднадзора.

В 2016 году изменятся по сравнению с предыдущим годом порядок и сроки перечисления платы за загрязнение окружающей среды в связи с принятым Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду и представлять отчетность следует в порядке, предусмотренном приказами Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 и от 8 июня 2006 г. № 557 до вступления в силу новых документов.

Ртутные лампы в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отнесены к отходам первого класса опасности (код 4 71 101 01 52 1). Поэтому в данном случае плату за негативное воздействие на окружающую среду нужно рассчитывать именно в связи с размещением отходов.

Плата за размещение отходов взимается с их собственника, который может передать свои права на имущество другому лицу. Согласно Информации Росприроднадзора от 15.08.2014 г., если организация заключит со специализированной организацией (полигоном) договор о конечном размещении отходов, то в соответствии с таким договором контрагент (специализированная организация) принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе, по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет.

Обоснование

Из рекомендации
Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Как перечислить плату за загрязнение окружающей среды в бюджет
Внимание: порядок и сроки перечисления платы за загрязнение окружающей среды в 2016 году изменятся

25 декабря 2015 года Совет Федерации одобрил поправки к Закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Согласно этим поправкам, помимо годовой платы за загрязнение, организациям придется вносить и квартальные авансовые платежи. Не коснется это только субъектов малого и среднего предпринимательства.

После публикации нового закона в рекомендацию будут внесены соответствующие изменения.

Нормативная база

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 функции Ростехнадзора, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, переданы Росприроднадзору.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До вступления новых документов в силу рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду, перечислять ее в бюджет и представлять отчетность следует в порядке, предусмотренном приказами Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 и от 8 июня 2006 г. № 557 (письмо Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167).

Срок уплаты

Плату за негативное воздействие на окружающую среду перечисляйте в бюджет не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Новый срок распространяется в том числе и на платеж за IV квартал 2015 года. Плату, начисленную за этот период, нужно перечислить не позднее 1 марта 2016 года. Такие разъяснения приведены в письме Росприроднадзора от 4 декабря 2015 г. № АС-06-01-36/21588.

<…>

Из рекомендации
Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Размещение отходов

Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организаций, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению или нейтрализации.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

К объектам размещения отходов установлены особые требования:

  • их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
  • определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимается размещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08, определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011, от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011, от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010, Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10, Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009, Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009, Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).

Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:

1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 12, 13, 14, 15, 16, 17 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.

3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.

Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.

При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07, постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).

4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.

5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).

<…>

Из Информации Росприроднадзора от 15.08.2014

О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

Кто и почему должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении определения плательщика платы за размещение отходов приоритетным является вопрос определения собственника отходов.

Статьей 4 Закона установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - Кодекс), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.

В соответствии со ст. 236 Кодекса собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

При этом передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие только договора на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В отношении вопросов о переходе права собственности на отходы. Росприроднадзор отмечает, что, предусмотренное гр. 14 Такие договора предполагают переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договорам купли-продажи, мены или дарения. Договор о конечном размещении отходов является самостоятельным видом договора отчуждения собственности (отходов). В соответствии с таким договором контрагент (специализированная организация) принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе, по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка