Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
20 января 2016 425 просмотров

Если ООО отгрузило товар покупателю, логистическая компания не довезла его по дороге, груз пропал, то надо ли ставить подпись и печать покупателю на сопроводит. док-тах поставщика, что груз получен, при условии, что логистическая компания возместила покупателю стоимость груза и прочие расх. Вопрос: может ли поставщик потребовать у покупателя подпись и печать?

 Нет, не нужно.

Законодательство регулирует только фиксацию факта несохранности груза для возможности последующей выставления претензии. В частности получатель груза составляет акты об утрате груза, повреждении (порче) или недостачи груза (подп. «в» п. 79 ППГАТ), о чем отправитель получатель груза делает отметку в транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости.

Обязанности после возмещения ущерба изменить данные первичные документы нет.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Что необходимо проверить грузополучателю при приемке груза от перевозчика

<…>

«По договору перевозки перевозчик обязан выдать вверенный ему груз управомоченному на получение груза лицу – получателю (ст. 785 ГК РФ). Грузополучатель, в свою очередь, имеет не только право требовать от перевозчика выдачи груза, но и обязанность принять доставленный ему груз (ч. 1 ст. 15 УАТ).

При этом при получении груза необходимо проверить:

  • наличие и содержание товарно-сопроводительных и товарно-транспортных документов;
  • количество и состояние груза и его упаковки.

Если грузополучатель этого своевременно не сделает и позже выявит недостачу или повреждение груза, то предъявить претензии к перевозчику (грузоотправителю, транспортному экспедитору) будет гораздо сложнее. Это связано с тем, что грузополучателю нужно будет доказать факт утраты и (или) повреждения груза непосредственно при его перевозке (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2009 г. № 08АП-8457/2009 по делу № А46-17262/2009).

Поэтому все расхождения (несоответствия), выявленные при приемке груза, грузополучателю необходимо отметить в транспортных документах. УАТ также дает право грузополучателю отказаться от принятия груза, если его невозможно использовать по прямому назначению из-за повреждения (порчи) в процессе перевозки (ч. 2 ст. 15 УАТ). При этом покупатель может потребовать от перевозчика или грузоотправителя возмещения ущерба. Для этого необходимо:

  • составить соответствующий акт;
  • сделать отметку о составлении акта в товарно-транспортных документах (транспортной накладной).

В случае отказа от принятия груза по указанной причине получатель может потребовать от перевозчика или грузоотправителя возмещения ущерба.

Проверка товарно-транспортных документов

Грузополучателю необходимо проверить наличие у перевозчика следующих документов:

1) транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

Если перевозку груза осуществляют несколько транспортных средств, то на каждую партию груза, перевозимую в конкретном транспортном средстве, должна быть оформлена отдельная транспортная накладная (п. 10 ППГАТ).

Внимание! Если перевозчик не представит транспортную накладную, то грузополучателю не следует принимать груз.

Отсутствие транспортной накладной свидетельствует о ненадлежащем оформлении договора перевозки (п. 2 ст. 785 ГК РФч. 1 ст. 8 УАТ). Если грузополучатель примет груз и впоследствии обнаружит, что грузоотправитель (поставщик товара) нарушил условия договора поставки, транспортный экспедитор не выполнил условия договора транспортной экспедиции или перевозчик нарушил условия договора перевозки, то будет затруднительно привлечь кого-либо из них к ответственности. Суд может признать факт перевозки недоказанным.

Чтобы в такой ситуации получить груз и при этом избежать рисков, необходимо произвести приемку товара по акту при участии уполномоченных лиц перевозчика и грузоотправителя. Однако далеко не всегда это возможно на практике.

Прежде чем начать выгрузку грузов, грузополучателю необходимо тщательно проверить подлинность товарно-транспортных (перевозочных) документов.

Совет

Грузополучатель при проверке документов может обнаружить:

  • исправления, незаполнения или неясности отдельных граф транспортной накладной;
  • заполнение их различным шрифтом или от руки (неразборчиво) и другие нарушения правил оформления накладной и комплекта перевозочных документов;
  • несоответствие данных транспортной накладной и путевого листа (времени подачи транспортного средства в пункт погрузки и отправления из него, сведений о перевозчике (при их наличии в транспортной накладной)).

В таком случае при наличии сомнений необходимо получить от грузоотправителя подтверждение подлинности документов, например, путем электронных средств связи (по факсу или электронной почте). Это позволит получить документальные доказательства на случай судебного спора. По указанной причине не рекомендуется подтверждать подлинность документов по телефону.

Согласно пункту 68 ППГАТ грузополучатель должен отметить в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя):

  • фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку (момент предъявления водителем транспортного средства транспортной накладной (ч. 2 ст. 11 УАТ));
  • состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования (наличие и оттиски, номера пломб);
  • массу (вес) груза и количество грузовых мест.

Отметку в транспортной накладной нужно заверить подписями уполномоченных представителей сторон (грузополучателя и перевозчика) и печатью грузополучателя. Односторонние записи в транспортной накладной не имеют достаточной юридической силы.

Если между грузополучателем и перевозчиком возникли разногласия по поводу отражения приемки груза, обязательно следует составить акт и сделать об этом отметку в транспортной накладной;*

2) путевого листа (ст. 6 УАТ).

В путевом листе грузополучатель обязан отметить время подачи транспортного средства, контейнера в пункт выгрузки и время завершения выгрузки (ч. 5 ст. 11 УАТ);

Внимание! На основании отметок в транспортных накладных или в путевых листах о времени подачи и отправления транспортного средства будет рассчитываться штраф за задержку (простой) транспортного средства.

Если грузополучатель зафиксирует в транспортных накладных или в путевых листах задержку (простой) транспортного средства, то на основании претензии перевозчика он будет вынужден уплатить штраф.

Штраф нужно будет уплатить за каждый час в размере, который установлен договором, а если стороны в договоре размер штрафа не согласовали, то в размере:

  • 5 процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
  • 1 процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении.

Это установлено частью 4 статьи 35 УАТ. Отдельное положение касается задержки (простоя)специализированных транспортных средств. Размер штрафа в этом случае увеличивается в два раза (ч. 5 ст. 35 УАТ).

3) сопроводительной ведомости.

Перевозчик составляет сопроводительную ведомость, если груз погружают в контейнер или выгружают из него путем снятия контейнера с транспортного средства (ч. 3 ст. 11 УАТ).

Грузополучатель должен в сопроводительной ведомости в присутствии представителя перевозчика (водителя) (п. 45 ППГАТ):

  • отметить фактические дату и время подачи (убытия) транспортного средства под выгрузку (момент предъявления водителем транспортного средства сопроводительной ведомости (ч. 4 ст. 11 УАТ)) и время ее завершения;
  • отметить состояние контейнера и его опломбирования при выгрузке с транспортного средства;
  • указать наименование грузополучателя, поставить подпись с расшифровкой (Ф.И.О.) и оттиск печати, указать дату подписания сопроводительной ведомости.

Срок доставки груза в пункт назначения будет нарушен, если груз доставлен:

1) позже срока, установленного сторонами в договоре (заказе, заявке, заказ-наряде);

2) позже срока, установленного в пункте 63 ППГАТ (при отсутствии срока доставки груза в договоре (заказе, заявке, заказ-наряде)), а именно:

  • в городском, пригородном сообщении груз должен быть доставлен в суточный срок;
  • в междугородном или международном сообщениях груз должен быть доставлен из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.

В случае просрочки доставки груза грузополучателю необходимо составить соответствующий акт. Подробнее см. Как предъявить к перевозчику и (или) экспедитору претензию в связи с нарушением срока доставки груза.

Проверка груза

Грузополучатель должен проверить:

1) состояние пломб (при их наличии).

Оттиски на пломбе с обеих сторон должны быть читаемы. Нужно проверить, содержит ли оттиск пломбы контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальные номера, которые указаны в транспортной накладной. Порядок навешивания пломб подробно описан в пунктах 57–62 ППГАТ.

Если пломбы исправны и грузы доставлены в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах, то грузополучатель не обязан проверять массу, состояние груза, количество грузовых мест (ч. 8 ст. 15 УАТ). См., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2010 г. № Ф09-9392/10-С5 по делу № А47-12488/2009.

Однако это касается лишь тех случаев, когда перевозчик принял груз в контейнере за исправной пломбой грузоотправителя. Если же водитель принял груз по количеству мест с проверкой упаковки и взвешиванием груза, то в таком же порядке грузополучатель должен груз и принять (ч. 7 ст. 15 УАТ).

Совет

Даже если перевозчик принял груз в контейнере за исправной пломбой грузоотправителя, это не лишит грузополучателя права на проверку количества и массы груза. Более того, грузополучателю в любом случае стоит проверять количество мест и состояние упаковки. Это в дальнейшем (если будут обнаружены расхождения по количеству и качеству груза) послужит основанием для выставления претензий поставщику и перевозчику по возмещению ущерба.

Нарушение (несоответствие номеров, оттисков) или отсутствие пломб на кузове транспортного средства или его секции или на контейнере нужно удостоверить записью в транспортной накладной, которая должна быть заверена подписью и печатью грузополучателя и подписью перевозчика;

2) массу груза и количество грузовых мест.

Грузополучатель обязательно должен проверить массу, состояние груза, количество грузовых мест в случаях (ч. 9 ст. 15 УАТ):

  • доставки груза в крытом транспортном средстве, контейнере, принятом для перевозки без пломб;
  • доставки груза в неисправных грузовом отсеке прицепа, полуприцепа, кузове транспортного средства, контейнере или в исправных кузове, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя;
  • доставки скоропортящегося груза с нарушением срока доставки или температурного режима при перевозке.

Массу (вес) и состояние груза проверяют также:

  • при обнаружении повреждения тары или упаковки;
  • при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение количества и состояния груза.

Масса груза может определяться взвешиванием или расчетом на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации (п. 54 ППГАТ).

Внимание! Суд может отказать в иске, если порядок проверки груза у получателя отличается от порядка проверки при передаче груза отправителем перевозчику.

Так, порядок проверки массы груза и количества грузовых мест должен соответствовать порядку проверки массы груза и количества грузовых мест при приеме груза от грузоотправителя в пункте отправления (ч. 7 ст. 15 УАТ).

Такой порядок указывают в соответствующих транспортных накладных. Если порядок будет разным, то суд может отказать в удовлетворении иска, связанного с недостачей груза

Например, если грузоотправитель определил массу груза путем взвешивания сначала пустого, а затем груженого прицепа, то и грузополучатель должен проверить массу в таком же порядке, а не взвешивать отдельно сам груз.

Пример из практики: суд отказал в удовлетворении иска о взыскании стоимости недостачи меди, так как порядок проверки массы груза в пункте назначения отличался от порядка определения массы груза в пункте отправления

На месте погрузки произведено взвешивание порожнего полуприцепа, затем – груженого полуприцепа (с ломом меди). Разница между массой груженого и порожнего полуприцепа за минусом веса тары была принята за массу груза. В пункте назначения грузополучатель взвесил груз (лом меди) отдельно на электронных коммерческих весах. Была выявлена недостача в количестве 357 кг. Суд указал, что порядок проверки массы груза в пункте назначения отличался от порядка определения массы груза в пункте отправления, и отказал в удовлетворении иска о взыскании стоимости недостачи меди.

В то же время суд отметил, что взвешивание груза на автомобильных весах в пункте погрузки и взвешивание на электронных коммерческих весах в пункте выгрузки нельзя трактовать как разные способы определения массы груза. «В данном случае соблюдается один и тот же способ – взвешивание» (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2010 г. № 18АП-6446/2010 по делу № А47-12488/2009).

При перевозке грузов, подверженных усушке (утруске), разница между массой груза, которая указана в транспортной накладной, и массой груза, которую определит грузополучатель, не должна превышать норму естественной убыли груза.

При этом перевозчик может потребовать, чтобы масса груза определялась в его присутствии (п. 55 ППГАТ). С одной стороны, получатель груза может отказать перевозчику в этом требовании, однако, если будет обнаружена недостача или повреждение (порча) груза, без привлечения перевозчика не обойтись. Стороны будут обязаны определить размер недостачи или повреждения (порчи) груза (ч. 14 ст. 15 УАТ). Для этого при необходимости можно пригласить экспертов в соответствующей области. Это актуально, если:

  • перевозчик не соглашается с размером недостачи или повреждения (порчи) груза;
  • для определения размера недостачи или повреждения (порчи груза) необходимо наличие специальных познаний в соответствующей области.

Расходы на такую экспертизу оплачивает лицо, которое ее заказало, с последующим отнесением расходов на лицо, виновное в недостаче, повреждении (порче) груза (ч. 15 ст. 15 УАТ).

Внимание! Результаты экспертизы, которая проведена без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными.

Это положение установлено частью 15 статьи 15 УАТ. Если перевозчик будет уклоняться от вызова экспертов или от участия в экспертизе, грузополучатель может провести ее без участия перевозчика. Но уведомить его об экспертизе все равно нужно, причем в письменной форме.

Несоответствие между фактическими данными по наименованию, массе и количеству мест груза с данными, указанными в транспортной накладной, необходимо зафиксировать в соответствующем разделе транспортной накладной. Указанные записи должны заверяться подписями представителей сторон. Односторонние записи в транспортной накладной являются недействительными.

Что делать, если перевозчик не согласен с результатами приемки товара и отказывается подписать запись о недостаче груза в транспортной накладной и акте

В таком случае сторонам нужно составить акт о недостаче груза. Причем акт следует составлять всегда, когда возникают разногласия между перевозчиком, грузоотправителем, грузополучателем, фрахтователем, фрахтовщиком по обстоятельствам, которые могут служить основанием для возникновения имущественных споров.

Если перевозчик будет уклоняться и от составления акта, то получатель груза вправе составить акт без участия перевозчика (п. 80 ППГАТ). Однако для этого нужно предварительно уведомить перевозчика в письменной форме о составлении акта. Если же договором установлена конкретная форма уведомления, то получатель груза должен оформить уведомление в соответствии с условиями договора.

Подробнее см. Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза.

Совет

Часто, чтобы не допустить задержки (простоя) транспортных средств и избежать удорожания перевозки, грузополучатели пренебрегают полной проверкой груза. В таком случае (при нехватке времени) грузополучателю необходимо уделить основное внимание упаковке груза и самому транспортному средству – подходит ли оно для перевозки данного вида груза (наливного, насыпного, негабаритного, мелкоштучного и т. п.).

Выгрузка груза из транспортного средства

Выгрузку груза осуществляет грузополучатель (если договором не установлено иное), своими силами и средствами выполняя проверку:

1) порядка выгрузки.

Порядок выгрузки груза может быть предусмотрен сторонами в договоре, однако в любом случае он должен соответствовать обязательным положениям УАТ и ППГАТ и пункта 2 статьи 791 Гражданского кодекса РФ. В частности, грузополучатель должен учесть перечень работ по погрузке грузов в транспортное средство и контейнер, а также по выгрузке грузов из них, который содержится в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом, и часть 10 статьи 11 УАТ.

Кроме того, УАТ содержит отдельное положение о приспособлениях, которые необходимы для погрузки, выгрузки и перевозки груза. Если их установил отправитель, то грузополучатель должен их снять и оставить у себя. Хотя стороны в договоре перевозки могут предусмотреть и иной порядок (ч. 6 ст. 11 УАТ).

На грузополучателя также возложена обязанность по очистке, промывке и дезинфекции грузовых отсеков (кузовов) транспортных средств после выгрузки грузов (ч. 2 ст. 17 УАТ). Однако перевозчик по согласованию с грузополучателем может сам выполнить эти работы за отдельную плату;

2) срока выгрузки.

Срок выгрузки груза стороны могут согласовать в договоре. Иначе грузоотправитель должен выполнить все работы в сроки, которые указаны в ППГАТ (п. 38 ППГАТ).

За задержку (простой) транспортных средств грузополучатель должен будет по требованию перевозчика уплатить штраф в порядке, установленном частью 4 статьи 35 УАТ:

  • в размере, который установлен договором перевозки груза;
  • в размере 5 процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении (если иное не установлено договором);
  • в размере 1 процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (если иное не установлено договором).

См., например, постановление ФАС Уральского округа от 26 апреля 2011 г. № Ф09-1570/11-С5 по делу № А60-20603/2010-С3.

При задержке (простое) специализированных транспортных средств грузоотправитель будет вынужден уплатить штраф в два раза больше, если иное не установлено договором перевозки груза (п. 5 ст. 35 УАТ)».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Про налоговые споры. Новый опрос для бухгалтеров

Ваша компания участвовала в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

Вы как бухгалтер участвовали в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка