Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Новые коэффициенты‑дефляторы на 2017 год

Подписка
Срочно заберите все!
№24
20 января 2016 139 просмотров

Наше предприятие является экспедитором внешнеторговых грузов и имеет на балансе свой автотранспорт. Мы растамаживаем грузы клиента и по его заявке доставляем в нужный пункт назначения. Иногда, когда свой транспорт занят, привлекаем автотранспорт третьих лиц. Как в таком случае заполняется товарно-транспортная накладная? Где нужны печати? Опишите, пожалуйста, порядок оформления ТТН в обоих случаях?

Заполняя форму № 1-Т, можно ориентироваться на разъяснения, которые приведены в приложении 3 к Инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Хотя они касаются старой формы накладной, но изменилась она не очень существенно.

В товарном разделе ТТН укажите:

- в строке «Грузоотправитель» – наименование, адрес и номер телефона организации, производящей отгрузку товаров;

- в строке «Грузополучатель» – наименование, адрес и номер телефона организации, которая получает товар;

- в строке «Плательщик» – наименование, адрес и банковские реквизиты организации, производящей оплату транспортных услуг. В случае, когда товар перевозит третье лицо, привлекаемое экспедитором, в этой строке могут быть указаны как реквизиты грузоотправителя, так и реквизиты самого экспедитора в зависимости от того, кто производит оплату третьему лицу.

Строки «Отпуск груза произвел» и «Отпуск груза разрешил» заполнят сотрудники организации-грузоотправителя, уполномоченные совершать соответствующие операции. Подписи этих сотрудников удостоверяются печатью организации-грузоотправителя.

В строке «Груз к перевозке принял» укажите должность, подпись и расшифровку подписи уполномоченного сотрудника организации-перевозчика (экспедитора или третьего лица).

В строке «Груз получил грузополучатель» укажите должность, подпись и расшифровку подписи уполномоченного сотрудника организации-грузополучателя. Подписи сотрудника удостоверяются печатью организации-грузополучателя.

В транспортном разделе укажите:

- в строке «Организация» – наименование, адрес и номер телефона организации-владельца автотранспорта. То есть в этой строке могут быть указаны как реквизиты экспедитора, так и третьего лица в зависимости от того, кто является владельцем автотранспорта;

- в строке «Заказчик (плательщик)» – наименование, адрес и банковские реквизиты организации, производящей оплату транспортных услуг. В случае, когда товар перевозит третье лицо, привлекаемое экспедитором, в этой строке могут быть указаны как реквизиты грузоотправителя, так и реквизиты самого экспедитора в зависимости от того, кто производит оплату третьему лицу;

- в строке «Сдал» - должность, подпись и расшифровку подписи сотрудника организации-грузоотправителя, выдавшего груз к перевозке. Эти данные удостоверяются штампом организации-грузоотправителя;

- в строке «Принял водитель-экспедитор» - должность, подпись и расшифровку подписи водителя, принявшего груз к перевозке.

Обоснование

Из статьи журнала «Главбух» № 5, Март 2011
Товарно-транспортная накладная, к которой не будет претензий инспекторов

Когда и для чего потребуется документ

Правила обязывают составлять товарно-транспортную накладную (ТТН) во всех ситуациях, когда покупки доставляют автомобильным транспортом. Именно этот документ подтверждает, что заключен договор перевозки груза (п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ)).

Предположим, доставка товара поручена специализированной организации – перевозчику. Так вот, без накладной по форме № 1-Т перевозчик груз не примет (п. 3 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). Этот же документ поможет взыскать с перевозчика убытки, которые могут возникнуть по пути к покупателю. Скажем, в случае порчи груза. Наконец, сотрудники ГИБДД могут попросить водителя предъявить накладную (п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090).

Казалось бы, оформление ТТН – забота сотрудников, которые непосредственно связаны с продажей, доставкой и закупкой товара. Однако для бухгалтерии этот документ также крайне важен. И вот почему.

Во-первых, в бухучете на основании накладной продавец списывает ценности, а покупатель приходует их. Во-вторых, без ТТН скорее всего не удастся учесть при расчете налога на прибыль расходы на транспортировку товара. Заявить вычет НДС по ним тоже будет крайне проблематично. А все потому, что налоговики уверены: если накладной нет или она заполнена с недочетами, то никакой перевозки, возможно, и не было.

Кроме того, отсутствие ТТН или ошибки в ней могут стать причиной того, что инспекторы снимут затраты на покупку самого товара. Правда, эти претензии налоговиков можно легко оспорить, предъявив им товарную накладную по форме № ТОРГ-12 (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 30 апреля 2008 г. № А55-10075/07).

Кстати, о товарной накладной. Бытует заблуждение, что этот документ во многом дублирует ТТН. И бухгалтеру на самом деле нужна только одна бумага. Рассмотрим, почему это не так.

Почему форма № ТОРГ-12 не может заменить ТТН

Существует документ еще времен СССР, в котором говорится следующее. ТТН – это единственная бумага, которая является основанием для грузоотправителя списать товарно-материальные ценности, а для грузополучателя – оприходовать их. Также этот документ нужен для складского, оперативного и бухгалтерского учета (п. 6 Инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом», далее – Инструкция).

Полтора года назад одна организация просила признать Инструкцию недействующей. Однако судьи компанию не поддержали. Они пришли к такому выводу. ТТН обязательна, потому что другой «первички», чтобы учесть движение ценностей, транспортные услуги и расчеты за них, нет. Форма № ТОРГ-12 тут не поможет. Она используется только для учета отпуска ценностей сторонней организации. Поэтому формы № 1-Т и № ТОРГ-12 не являются равнозначными (определение Верховного суда РФ от 10 ноября 2009 г. № КАС09-515).

Почему ТТН не может заменить форму № ТОРГ-12

Одной ТТН, к сожалению, тоже не обойтись. Все потому, что в форме № 1-Т налог на добавленную стоимость по каждому товару не отражают. А, как известно, в первичных документах сумма налога должна быть выделена.

Кроме того, ТТН сложно заполнить, если покупателю доставляют большую номенклатуру товаров: в форме № 1-Т невозможно подробно описать все наименования и характеристики продукции. В такой ситуации товарная накладная обычно дополняет транспортную. В ТТН указывают, что в качестве товарного раздела прилагается форма № ТОРГ-12, без которой товарно-транспортная накладная недействительна. И делают ссылку на реквизиты товарной накладной. О том, что так можно поступить, говорится в пункте 7 Инструкции.

Кстати, закон не запрещает дополнять форму № 1-Т. Так, к примеру, в нее можно добавить графу «НДС». Или расширить товарный раздел. Однако инспекторы относятся к таким «доработанным» накладным с особым подозрением.

Таким образом, безопаснее иметь в распоряжении и товарную, и транспортную накладную. Независимо от того, кто осуществляет перевозку: поставщик, специально привлеченный перевозчик или сам покупатель. Единственная ситуация, для которой чиновники делают некоторое послабление, – это случай, когда покупатель не оплачивает доставку товара. Тут можно обойтись одним из документов (письма Минфина России от 15 июня 2010 г. № 03-03-06/1/413, ФНС России от 18 августа 2009 г. № ШС-20-3/1195).

В то же время даже в этом случае претензии налоговиков возможны. Свидетельство тому – большое количество арбитражных споров по данному вопросу. Что касается судей, то они принимают во внимание условия конкретной ситуации. Если товар перевозила третья компания, они в основном поддерживают налоговиков. Если же товар доставил поставщик или покупатель, то чаще суды занимают сторону компаний (постановление ФАС Центрального округа от 15 января 2010 г. по делу № А54-366/2007-С4-С5). Разумеется, если те подтвердят факт перевозки другими документами. Например, товарными накладными, путевыми листами, актом оказания услуг, заявками на предоставление транспорта. Но иногда, к сожалению, судьи солидарны с инспекторами (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 декабря 2010 г. по делу № А33-4122/2010).

Получается, что наверняка избежать споров с инспекторами можно только при наличии двух накладных. Рассмотрим подробнее, кто именно и как должен заполнить форму № 1-Т.

Кто выписывает документ

По общему правилу ТТН составляет грузоотправитель. То есть организация, которая фактически отгружает товар. В большинстве случаев это поставщик. Но если товар поставляется со склада сторонней компании, то она и будет грузоотправителем. Несмотря на то, что договор заключен не с этой организацией, а с поставщиком.

При этом в договоре можно предусмотреть, что ТТН оформляет иная компания. Например, перевозчик. Или возьмем такую ситуацию. Поставщик выдал товар покупателю на своем складе. Тот в свою очередь нанимает перевозчика для доставки груза. Тут вроде бы грузоотправителем будет покупатель. Но в договоре можно предусмотреть, что ТТН выпишет поставщик. Если, конечно, это будет удобно обеим сторонам сделки.

Понятно, что на практике возможны еще более сложные схемы отгрузки. Поэтому обязанность составить ТТН лучше всегда четко прописывать в договорах. Если в контракте будут предусмотрены конкретные условия оформления транспортной накладной, бухгалтеры не останутся без этого важного документа.

Сколько экземпляров ТТН надо составлять

Накладную составляют для каждого покупателя и на каждую поездку. Получается, если одновременно водитель перевозит грузы для разных получателей, у него должны быть накладные для всех и на каждую партию. Это предусмотрено Указаниями по заполнению документа, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Одну ТТН составляют в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается в той компании, которая выставляет накладную. Как мы уже сказали, чаще всего это поставщик. На основании этой копии компания-продавец списывает у себя товарно-материальные ценности.

После отгрузки товара остальные три экземпляра ТТН забирает водитель. Когда товар доставлен, водитель сдает второй экземпляр грузополучателю. Тот на его основании приходует ценности.

Остальные два экземпляра водитель передает в свою организацию (поставщику или специализированному перевозчику). В свою очередь бухгалтер этой компании один из них приложит к счету за доставку. Счет он вышлет покупателю, для которого этот документ подтвердит транспортные расходы. А другой экземпляр будет приложением к путевому листу. На его основании бухгалтер учтет транспортировку и начислит зарплату водителю.

Как заполнить ТТН

Как мы уже говорили, лучше всего оформлять ТТН на унифицированном бланке. Он утвержден постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Дополненные формы накладной скорее всего станут причиной лишних вопросов во время проверки.

Заполняя форму № 1-Т, можно ориентироваться на разъяснения, которые приведены в приложении 3 к Инструкции. Хотя они касаются старой формы накладной, но изменилась она не очень существенно.

Обратите внимание: в ТТН должны быть заполнены абсолютно все реквизиты. Если данных нет, нужно проставить прочерки. Кроме того, вопросы инспекторов вызовут исправления в накладной. Если возникла потребность что-то поправить, документ лучше перевыставить.

И еще: данные ТТН инспекторы сверяют с другими документами. При этом они руководствуются рекомендациями ФНС России (письмо от 21 августа 2009 г. № ШС-22-3/660@). Краткая версия этих рекомендаций представлена в виде таблицы.

Рассмотрим, как заполнить главные реквизиты каждого раздела накладной.

Заголовочная часть
Бланк накладной начинается с заголовка. Выделим наиболее значимые показатели этого раздела.

Дата составления. Она должна совпадать с моментом, когда товары списаны или оприходованы в учете. Налоговики за этим следят.

Строки «Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Плательщик». Тут нужно привести полные наименования организаций, их адреса и телефоны. А для плательщика – еще и банковские реквизиты. Эти сведения должны соответствовать свидетельствам о постановке на учет. Кроме того, налоговики сверяют их и с другими документами. В первую очередь со счетами-фактурами.

Товарный раздел
В этот раздел заносят данные о грузе. Самыми важными являются следующие данные.

Показатели «Количество мест» и «Масса груза». Важность этих данных инспекторы определяют исходя из текста договора. Если по контракту размер оплаты услуг по перевозке зависит от объема груза, то они будут проверять сумму транспортных расходов, основываясь на данных ТТН.

Итоговые показатели (под таблицей). Не забудьте указать в том числе общую массу груза и сумму. Также нужно обратить внимание, что строка «Всего отпущено» не должна расходиться с товарной накладной.

Подписи, их расшифровки, должности и печати. Эти данные контролеры проверяют очень тщательно. Подписи должны быть «живые», факсимиле использовать нельзя. Расписаться в товарном разделе должны следующие представители грузоотправителя:
– должностное лицо, разрешающее отгрузку;
– сотрудник, который отпустил груз (кладовщик);
– главный бухгалтер.

Представители покупателя также должны поставить свои подписи в товарном разделе, не забыв про их расшифровки и должности. Аналогичным образом надо заполнить данные о работниках компаний в транспортном разделе ТТН. Кроме того, немаловажно заполнить все данные о водителе – инспекторы ими тоже интересуются. Надо привести его Ф.И.О., реквизиты доверенности. Само собой, водитель должен расписаться, получив груз к перевозке.

Транспортный раздел
В последнем разделе надо обратить особое внимание на следующие реквизиты.

Данные о перевозчике и заказчике транспорта. Заказчик – это компания, которая оплачивает перевозку. Нужно вписать ее наименование, адрес, телефон и банковские реквизиты.

Сведения о водителе и автомобиле. К этим данным относят марки и государственные номера. Также надо привести номер водительского удостоверения и лицензионной карточки водителя (если перевозка данных грузов лицензируется).

Всю эту информацию контролеры используют, чтобы оценить реальность операции. Например, иногда инспекторы предъявляют претензии, что автомобили с такими номерами не зарегистрированы, а водительские удостоверения не выдавались (сведения они получают по запросам от ГИБДД). Более того, налоговики даже выявляют фальсификацию ТТН исходя из того, что масса груза больше грузоподъемности автомобиля.

Пункты погрузки и разгрузки. Желательно назвать их полный адрес. Указывать только город или улицу небезопасно.

Таблица «Сведения о грузе». Тут подробно описывают перевозимый товар: наименование груза, масса и другие показатели.

Таблица «Погрузочно-разгрузочные операции». В этой таблице грузоотправитель заполняет строку «Погрузка», а получатель – «Разгрузка». Здесь нужно правильно заполнить названия предприятий. Еще один немаловажный момент. Иногда инспекторы усматривают противоречия между датами и временем погрузки и разгрузки. А если в договоре оплата зависит от времени перевозки, то инспекторы будут изучать эти реквизиты еще более внимательно. Поэтому важно верно их заполнить. Считается, что транспорт прибыл для погрузки, когда водитель предъявил путевой лист у въездных ворот или кладовщику. Или другому сотруднику поставщика, ответственному за отгрузку товара. Транспорт убыл, когда водитель получил подписанный покупателем экземпляр ТТН.

Строки «Код», «Маршрут», «Гаражные номера прицепов», «Вид перевозки» в начале транспортного раздела и таблица «Прочие сведения». Эти данные заполняет работник организации-перевозчика. Кроме того, надо обратить внимание на показатель «Расстояния перевозки по группам дорог». Поскольку тарифы по группам дорог различаются, инспекторы могут проверить, правильно ли рассчитана стоимость транспортных услуг.

Пример: Заполнение транспортного раздела ТТН

Торговая компания ООО «Транзитная» купила у поставщика ООО «Оптовик» корпусную мебель: 10 тумбочек, 5 навесных книжных полок. Право собственности перешло к организации в момент, когда поставщик отгрузил товар. Доставку осуществляет поставщик на склад третьей компании ООО «Мебель». Оплачивает товар и доставку ООО «Транзитная». ТТН в этом случае составляет ООО «Оптовик». В качестве грузополучателя нужно указать ООО «Мебель», плательщика – ООО «Транзитная». См. образец заполнения основной части транспортного раздела ТТН.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка