Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Какие люди в нашей бухгалтерии!

Подписка
Срочно заберите все!
№24
26 января 2016 20 просмотров

Нашим предприятием (предприятие А) была приобретена по договору купли-продажи квартира у предприятия Б в 2010 году (право собственности было оформлено на основании договора на предприятие А). В декабре 2015 года (по определенным причинам) решением суда было принято расторнуть договор купли-продажи данной квартиры. Предприятие Б в органы Росреестра добровольно не явилось, запись о погашении права собственности по предприятию А оформлена Росреестром 02.12.2015 года на основании решения суда (имеется справка Росреестра). Акт прием-передачи о получении квартиры предприятие Б не подписывает, но тем не менее в том же декабре 2015 года сумму полностью по решению суда оплатил - стоимость квартиры, суммы госпошлины, возмещения ущерба... Как предприятию А отразить операцию по расторжению договора купли-продажи в бухгалтерском и налоговом учете в данном случае?

В бухгалтерском и налоговом учете отразите обратную реализацию. По решению суда покупатель возвращает имущество продавцу, а тот в свою очередь перечисляет за него денежные средства. То есть совершаются обратные операции. Соответственно, сначала поставщик выписывает накладную и счет-фактуру, а потом покупатель оформляет те же документы в адрес продавца.

Обоснование

Из статьи журнала «Учет в производстве», № 2, февраль 2010

Cделка недействительна: последствия

Н.Н. Андреева, налоговый консультант

Если сделка, заключенная предприятием с контрагентом, признана недействительной, налоговые последствия будут зависеть от того, как оформлена такая операция. Наша статья поможет бухгалтеру избежать ошибок.

Оформляем обратную продажу

Самый распространенный вариант оформления операций по недействительной сделке заключается в следующем. После признания сделки ничтожной покупатель возвращает имущество продавцу, а тот в свою очередь перечисляет за него денежные средства. То есть совершаются обратные операции. Соответственно, сначала поставщик выписывает накладную и счет-фактуру, а потом покупатель оформляет те же документы в адрес продавца.

Данные операции отражаются раздельно по факту совершения сторонами конкретных действий до и после признания сделки недействительной. Такой подход логичен и прямо вытекает из требований пункта 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», в котором предусмотрено отражение хозяйственных операций исходя из приоритета экономического содержания сделки над ее правовой формой.

<…>

Причем сделка, признанная недействительной, считается таковой с момента ее совершения. При этом каждая из сторон обязана вернуть все имущество, полученное по договору (ст. 167 Гражданского кодекса РФ). Если же возврат в натуральной форме невозможен (например, предметом договора являлось использование имущества или выполнение работ), то возмещается денежная стоимость.

Такая отмена сделки влечет за собой налоговые последствия, причем они зависят от того, как именно стороны рассматривают процедуру возврата имущества по недействительной сделке.

Главное преимущество такого варианта заключается в том, что бухгалтеру не нужно будет вносить ни в бухгалтерский, ни в налоговый учет никаких исправлений. Соответственно, не потребуется вносить уточнения в налоговые декларации.

Однако конкретный порядок учета зависит от того, насколько была исполнена сделка, которую впоследствии признали недействительной.

Обязанности по договору успели исполнить обе стороны

Если на момент признания договора недействительным продавец уже отгрузил имущество, а покупатель перечислил за него денежные средства, стороны должны совершить обратные действия.

ПРИМЕР 1

Мебельная фабрика ЗАО «Краснодеревщик» в декабре 2009 года получила материалы на сумму 5 900 000 руб., в том числе НДС – 900 000 руб., и в том же месяце организация полностью оплатила поставку. В январе 2010 года договор признали недействительным.

В связи с этим мебельная фабрика вернула все полученные материалы, а поставщик перечислил за них деньги. Стороны оформили данную операцию как обратную продажу.

В бухгалтерском учете ЗАО «Краснодеревщик» в декабре 2009 года сделает следующие записи:

Дебет 10 Кредит 60
– 5 000 000 руб. – приняты к учету материалы;

Дебет 19 Кредит 60
– 900 000 руб. – отражена сумма НДС;

Дебет 68 Кредит 19
– 900 000 руб. – предъявлен к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51
– 5 900 000 руб. – оплачены полученные материалы.

В январе 2010 года:

Дебет 62 Кредит 91
– 5 900 000 руб. – отражен возврат материалов как операция по обратной продаже;

Дебет 91 Кредит 10
– 5 000 000 руб. – списана фактическая себестоимость материальных запасов;

Дебет 91 Кредит 68
– 900 000 руб. – начислен НДС;

Дебет 51 Кредит 62
– 5 900 000 руб. – получена оплата (возврат денег) от первоначального поставщика.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка