Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
27 января 2016 86 просмотров

Подскажите пожалуйста как правильно заполнить 3 НДФЛ на главу КФХ за 2015 год. Дело в том, что КФХ в ноябре 2015 года было приобретено основное средство за 70000 руб. Нужно ли показывать это в доходы и расходы, при составлении 3 НДФЛ. В расходы по ЕСХН ОС не принимается в 2015 г.

Расходы на приобретение основного средства, при использовании его в предпринимательской деятельности, учитываются индивидуальными предпринимателями, в том числе главами крестьянских фермерских хозяйств, в составе расходов при определении объекта налогообложения по ЕСХН.

Если объект не предназначен для предпринимательской деятельности, то в расходах его стоимость не учитывается (ни по ЕСХН, ни по НДФЛ).

Следует иметь ввиду, что при продаже ОС до истечения трехлетнего срока с момента учета расходов, следует пересчитать налоговую базу по ЕСХН (письмо Минфина от 05.05.2012 № 03-11-06/1/10, см. п.3 Обоснования).

Обоснование

1. Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие расходы можно учесть при расчете единого сельхозналога

Расходы, которые организация может учесть при расчете ЕСХН, должны быть:

Перечень расходов

Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:

Единственным видом расходов, правила признания которых при применении ЕСХН и при упрощенке различаются, являются расходы на приобретение покупных товаров. Такие расходы уменьшают налоговую базу:

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.07.2015 № 03-11-06/1/42969

Вопрос
В 2014 году мной приобретен и введен в эксплуатацию автомобиль Мерседес Бенц для использования в предпринимательской деятельности. Оплата за автомобиль в сумме 2367254 рубля 33 копейки произведена с расчетного счёта. Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Вышеуказанный автомобиль используется мной для осуществления деятельности по производству и реализации сельскохозяйственной продукции.
Можно ли включить данную сумму в расходы, учитываемые при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу за 2014 год?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса в целях Кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.5 Кодекса при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы на приобретение основных средств (с учетом положений пункта 4 и абзаца шестого подпункта 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 346.5 Кодекса расходы в отношении приобретенных основных средств в период применения единого сельскохозяйственного налога принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. При этом в течение налогового периода данные расходы принимаются равными долями.
В соответствии с абзацем 6 подпункта 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса расходы на приобретение основных средств отражаются в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, расходы на приобретение автомобиля, оплаченного и введенного в эксплуатацию в 2014 году, при использовании его в предпринимательской деятельности учитываются индивидуальными предпринимателями, в том числе главами крестьянских (фермерских хозяйств, в составе расходов при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу в 2014 году.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель
директора Департамента
Р.А.Саакян

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.05.2012 № 03-11-06/1/10


Вопрос
Наша организация перешла на уплату ЕСХН с 2009 года. На начало 2009 года у организации имелись в собственности основные средства, по которым амортизация была перенесена на расходы не в полном объеме. В соответствии с пп.2 п.4 ст.346.5 НК РФ амортизация по таким основным средствам учитывается в расходах следующим образом:
- в отношении ОС со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения единого сельскохозяйственного налога;
- в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого календарного года применения единого сельскохозяйственного налога - 50 процентов стоимости, второго календарного года - 30 процентов стоимости и в течение третьего календарного года - 20 процентов стоимости;
- в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения единого сельскохозяйственного налога равными долями от стоимости основных средств.
При этом в течение налогового периода данные расходы принимаются равными долями.
В случае реализации (передачи) приобретенных основных средств организация обязана пересчитать налоговую базу в соответствии с порядком, установленным в абз.11 пп.2 п.4 ст.346.5 НК РФ. В данном абзаце указано:
В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создания самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Таким образом, установлен различный срок "запрета" реализации для основных средств со сроком полезного использования до 15 лет включительно и для основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет. Для первой категории основных средств он установлен как трехлетний срок с момента учета расходов на их приобретение, для второй - до истечения 10 лет с момента их приобретения. О том, каким образом нужно исчислять 10-летний срок с момента приобретения, вопросов не возникает. Что же касается трехлетнего срока с момента учета расходов, то здесь нет однозначного понимания того, как этот срок рассчитывается. В НК РФ так же как, и в других нормативных актах, отсутствует толкование такого понятия как момент учета расходов.
При этом в абз.11 пп.2 п.4 ст.346.5 словосочетание "...с момента учета расходов на их приобретение..." используется дважды и какой бы датой мы не определили данный момент и в первом и во втором случае данная дата должна быть одинаковой.
В целях понимания того, каким образом должен рассчитываться этот срок, возьмем следующие исходные данные: основное средство было приобретено и оплачено до 2009 года, т.е. до перехода на ЕСХН. Срок его полезного использования - 7 лет. Для целей учета ЕСХН расходы на амортизацию принимались в следующем порядке: в 2009 году - 50% остаточной стоимости, в 2010 году - 30%, в 2011 году - 20%. В течение каждого года расходы по амортизации принимались равными долями ежемесячно по 1/12 общей суммы амортизации, приходящейся на соответствующий год. Основное средство реализовано 15 февраля 2012 года.
С какой даты следует вести отсчет трех лет как срока "запрета" реализации?
Мы имеем период с 01.01.2009 по 31.12.2011, в течение которого расходы по амортизации принимались к учету. Для того, чтобы понять, истекли или нет три года с момента учета расходов к дате реализации (февраль 2012 года) и нужно ли пересчитывать налоговую базу, необходимо определить этот момент учета расходов.
Здесь могут быть несколько вариантов ответа:
1) с 1 января 2009 года, если исходить из того, что отсчет нужно вести с первого дня первого периода учета расходов. А он начинается 1 января 2009 года;
2) с 31 января 2009 года, если исходить из того, что отсчет нужно вести с того дня, в котором впервые расходы на амортизацию были учтены для ЕСХН (их размер составлял 1/12 общей суммы амортизации за 2009 год);
3) с 30 июня 2009 года, если считать, что отсчет нужно производить с момента окончания первого отчетного периода, в котором учитывались расходы на амортизацию;
4) с 31 декабря 2009 года, если считать, что отсчет осуществляется с момента окончания первого налогового периода, в котором учитывались расходы на амортизацию;
5) с 31 декабря 2011 года, если исходить из того, что отсчет нужно вести с последней даты учета расходов на амортизацию.
При 1-м и 2-м варианте три года с момента учета расходов истекают до даты реализации нашего основного средства, т.е. до 15 февраля 2012 года. Следовательно, пересчитывать налоговую базу за период пользования основным средством не нужно.
При остальных вариантах к 15 февраля 2012 года три года еще не истекут и нужно будет пересчитать налоговую базу и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Кроме того, период пересчета налоговой базы, а соответственно, суммы налога и пени также зависят от того, как определен момент учета расходов. Как указано в абз.11 пп.2 п.4 ст.346.5 НК РФ, налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи). Таким образом, для целей пересчета налоговой базы период пользования основным средством должен учитываться не полностью, а лишь с момента учета расходов по амортизации этого основного средства.
За какой период нужно производить пересчет налоговой базы?
Если использовать предложенные выше варианты момента учета расходов, то для основного средства из нашего примера период его пользования с момента учета в составе расходов будет составлять соответственно:
1) С 1 января 2009 года по 14 февраля 2012 года (до даты реализации 15 февраля 2012 года).
2) С 31 января 2009 года по 14 февраля 2012 года.
3) С 30 июня 2009 года по 14 февраля 2012 года.
4) С 31 декабря 2009 года по 14 февраля 2012 года.
5) С 31 декабря 2011 года по 14 февраля 2012 года.
Но так как расходы на амортизацию основного средства учитывались с 01.01.2009 по 31.12.2011, то окончание периода, за который нужно будет пересчитать налоговую базу, приходится на 31.12.2011. Следовательно, в зависимости от того, какая дата является моментом учета расходов, периоды, за которые пересчитывается налоговая база, могут быть следующими:
1) С 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года (три года).
2) С 31 января 2009 года по 31 декабря 2011 года (2 года 11 месяцев и 1 день).
Эти два периода не относятся к нашему примеру, так как дата реализации основного средства (15 февраля 2012 года) выходит за рамки трех лет с момента учета расходов. Они взяты лишь в целях охвата всех рассматриваемых нами периодов.
3) С 30 июня 2009 года по 31 декабря 2011 года (2 года 6 месяцев и 1 день).
4) С 31 декабря 2009 года по 31 декабря 2011 года (2 года и 1 день).
5) С 31 декабря 2011 года по 31 декабря 2011 года (1 день).
Учитывая то, что признание расходов на амортизацию производится равными долями ежемесячно по 1/12 суммы амортизации в год, датой включения в расходы является последний день каждого месяца. В таком случае в большую часть вариантов периодов для пересчета налоговой базы попадает 1 день, на который приходится 1/12 годовой суммы амортизации.
Следовательно, не совпадают период начисления амортизации (1 месяц) и период учета расходов по амортизации (1 день). А для организаций, учитывающих расходы на амортизацию равными долями два раза в год - 30 июня и 31 декабря, расхождение в этих периодах составляет уже не один месяц, а полгода.
Как рассчитывается сумма корректируемых расходов по амортизации при несовпадении периода начисления амортизации и периода включения в расходы сумм амортизации?
Возьмем для примера последний (5-й) вариант по периодам, за которые пересчитывается налоговая база. Период составляет 1 день - 31 декабря 2011 года. Допустим, сумма расходов по амортизации, приходящаяся на 2011 год, составила 40150,00 рублей. Ежемесячно учитываемая сумма расходов составила 3345,83 рубля (40150,00 р. / 12 мес.). Именно такая сумма была учтена в расходах 31 декабря 2011 года. Но если рассчитать расходы по амортизации пропорционально дням в году, то сумма расходов, приходящаяся на 31 декабря 2011 года составила бы 110,00 рублей (40150,00 р. / 365 дней). В таком случае, какая сумма расходов корректируется - 3345,83 рубля или 110 рублей?
Данный пример является лишь моделью учета, а потому содержит небольшие числовые показатели сумм расходов по амортизации. Если оперировать реальными показателями, то в зависимости от выбранного варианта учета пересчитанная сумма расходов и, следовательно, налоговой базы может составлять существенную долю финансовых активов организации.
В случае корректировки расходов за период, превышающий три календарных года, предшествующих реализации (передаче) основного средства, нужно ли сдавать уточненные декларации за налоговые периоды, предшествующие реализации (передаче) основного средства более чем за три года?
Учитывая вышеизложенное, просим дать ответы на наши вопросы.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает следующее.
Пунктом 4 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что в случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) в составе расходов в соответствии с главой 26.1 Кодекса (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.5 Кодекса организации, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пункта 4 и абзаца шестого подпункта 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса).
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 346.5 Кодекса расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств в отношении основных средств, приобретенных (сооруженных, изготовленных) до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно, учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по вышеуказанному налогу в течение первого календарного года применения единого сельскохозяйственного налога в размере 50 процентов остаточной стоимости, второго календарного года - 30 процентов остаточной стоимости и в течение третьего календарного года - 20 процентов остаточной стоимости.
При этом в течение налогового периода данные расходы принимаются равными долями.
Согласно статье 346.7 Кодекса налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается календарный год, а отчетным периодом - полугодие.
В соответствии с абзацем шестым подпункта 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса расходы на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 346.5 Кодекса, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Исходя из этого, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога с 01.01.2009 и наличии основных средств, которые оплачены до перехода на уплату данного налога, организациям следовало учитывать расходы на приобретение таких основных средств при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу начиная с 30.06.2009. С указанной даты начинается и течение трехлетнего срока в целях применения вышеуказанной нормы, предусмотренной пунктом 4 статьи 346.5 Кодекса.
В связи с этим, в случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных (сооруженных, изготовленных) до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно, до истечения трехлетнего срока следует пересчитать налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу за весь период пользования такими основными средствами начиная с I полугодия 2009 года по I полугодие 2012 года, исключив из расходов сумму расходов на приобретение данных основных средств и включив в расходы сумму начисленной по ним амортизации за период с I полугодия 2009 года по 14 февраля 2012 года.
Согласно пункту 1 статьи 54 Кодекса при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (пункт 1 статьи 81 Кодекса).
Таким образом, организациям в вышеуказанном случае следовало внести изменения в налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу за предыдущие отчетные (налоговые) периоды 2009-2011 годов.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель
директора Департамента
С.В.Разгулин

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка