Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
28 января 2016 30 просмотров

Спасибо, получила ответ на вопрос №697073.Но к сожалению данные рекомендации не помогут мне избежать штрафных санкций от ПФР. Так как технического сбоя у специализированного оператора для электронной сдачи отчетности не было и получить соответствующую справку мы не сможем.В ПФР был повторно отправлен вместо отчета за 9 месяцев тот же самый отчет за 6 месяцев 08.10.15г. с одинаковыми цифрами и с тем же самым именем файла. Если такая ошибка допускается при сдаче отчетности в ИФНС,то в ИФНС есть проверка при поступлении данных и один и тот же первичный отчет не принимается!В ПФР нет такого контроля по приему информации-это неверно, т.к. любой человек может ошибиться.У меня все таки был вопрос несет ли ПФР ответственность за программу которая не контролирует данные. Или найти аргументы которыми мы можем аппелировать, чтобы избежать штрафных санкций. Так как отчет мы сдали 08.10.15 и получили положительный протокол. И если бы не отсутствие программы контроля в ПФР на поступающую информацию, то до 15.11.15 г. я смогла бы отправить верный отчет.

В данном случае ПФР все равно может наложить штраф, и ответственности за программу, которая не контролирует данные, ПФР не несет.

Но у организации есть возможность оспорить решение ПФР в суде. В данном случае важно, что отчет за 9 месяцев был отправлен своевременно, а ст. 46 Закона 212-ФЗ предполагает ответственность только за непредставление расчета или представление его позже установленных сроков.

Поскольку расчет, пусть даже с неверными данными, был направлен вовремя, оснований для привлечения к ответственности нет. Конечно, ПФР не согласна с подобным толкованием положений статьи 46 Закона 212-ФЗ, но суды в таком случае становятся на сторону плательщика взносов.

Так в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 N А55-18150/2012 плательщик взносов также отправил по ТКС старый отчет а 9 месяцев 2010 года вместо расчета за 1 квартал 2011 года. Суд пришел к выводу, что оснований для привлечения организации к ответственности нет, поскольку формально отчет был отправлен вовремя. И отменил решение ПФР о привлечении организации к ответственности.

Обоснование

Из рекомендации Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России, Ольги Прыговой, заместителя управляющего отделением ПФР по г. Москве и Московской области

Как составить и сдать расчет взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (форма РСВ-1 ПФР)

<…>

Несвоевременная сдача формы РСВ-1 ПФР, а также искажение включенных в нее сведений персонифицированного учета – это самостоятельные нарушения законодательства о страховых взносах, за каждое из которых для страхователей предусмотрены штрафы.

Если страхователь не сдал расчет в срок, то штраф составит 5 процентов от суммы взносов к уплате за последние три месяца отчетного периода. Эту сумму (5%) придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи расчета. Но в любом случае общая сумма штрафа за весь период опоздания не может быть меньше 1000 руб. и больше 30 процентов от суммы взносов к уплате.

Об этом сказано в части 1 статьи 46 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

О том, что работодатель не сдал своевременно расчет, сотрудники территориальных подразделений Пенсионного фонда РФ могут узнать в ходе камеральной проверки. Этот факт будет зафиксирован в акте(ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Если же страхователь не сдает расчеты вовсе, то будет назначена выездная проверка (п. 2.1 распоряжения Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р). При этом отсутствие расчетов за каждый из отчетных периодов является самостоятельным нарушением. Такой порядок предусмотрен пунктом 2.1 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р.

Санкции, которые предусмотрены за несвоевременное предоставление сведений персонифицированного учета статьей 17 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, начиная с отчетности за I квартал 2014 года не применяются. Поскольку теперь данные персонифицированного учета отражаются в разделе 6 формы РСВ-1 ПФР, взыскание штрафа по этой статье означало бы двойное наказание за одно и то же нарушение, что недопустимо. Привлечь страхователя к ответственности за несвоевременное предоставление сведений персонифицированного учета по статье 17 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ Пенсионный фонд РФ может только в том случае, если эти данные подаются за периоды, истекшие до 2014 года.

Внимание: начиная с 1 апреля 2016 года вводится новый вид персонифицированной отчетности – ежемесячные сведения о сотрудниках (СНИЛС, Ф. И. О. и ИНН)

Эти сведения нужно подавать дополнительно к расчетам по форме РСВ-1 ПФР. За нарушение сроков представления ежемесячной отчетности установлен штраф в размере 500 руб. в отношении каждого сотрудника, сведения о котором сданы несвоевременно или искажены. Такой порядок предусмотрен подпунктом «б» пункта 3 статьи 2 Закона от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ.

А вот за включение в расчет РСВ-1 ПФР недостоверных или неполных сведений персонифицированного учета ответственность, предусмотренная статьей 17 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, применяется в полном объеме. Обнаружив такое нарушение, Пенсионный фонд в судебном порядке может взыскать со страхователя штраф в размере 5 процентов от суммы пенсионных взносов, начисленных к уплате. Базой для расчета штрафа являются взносы за три месяца отчетного периода, за который представлены недостоверные (неполные) сведения. При этом суды отмечают: размер штрафа нужно определять исходя из суммы взносов с доходов только тех сотрудников, в отношении которых допущены ошибки. Общая сумма страховых взносов, начисленных в целом по организации, не может быть базой для расчета штрафа. И еще. Прежде чем привлекать организацию к ответственности, отделение фонда должно провести камеральную проверку расчета и оформить ее результаты. Назначать штраф по данным форматно-логического контроля нельзя. Такие выводы содержатся, например, вопределении ВАС РФ от 28 апреля 2014 г. № ВАС-4911/14, постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2015 г. № Ф05-702/2015ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2014 г. № А75-1595/2013.

Если же при подаче формы РСВ-1 ПФР страхователь допустит оба нарушения (представит расчет с опозданием и исказит в нем данные раздела 6, Пенсионный фонд сможет применить ответственность одновременно и по статье 46 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, и по статье 17 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 4 апреля 2014 г. № 17-3/В-138.

Кроме штрафа, по статье 46 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ за несвоевременное представление РСВ-1 ПФР руководителя организации могут привлечь к административной ответственности (п. 1.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). По заявлению территориального отделения Пенсионного фонда РФ суд может оштрафовать руководителя на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

Если по каким-либо причинам вы не согласны с решением территориального отделения фонда, его можно обжаловать.

<…>

Закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

<…>

«Статья 46. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

1. Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей*.

<…>

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 N А55-18150/2012

<…>

«16.05.2011 года Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 29" Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области по электронной почте через оператора электронной связи "СКБ Контур Экстерн" был направлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионной фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования по форме РСВ-1 за 1 квартал 2011 года, однако файлы содержали отчет по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2010 года (л.д. 42 - 49).

В связи с этим 20.05.2011 года Управление направило в адрес Учреждения протокол, в котором предложило представить корректирующую форму с сопроводительным письмом с объяснением причин направления 16.05.2011 года расчета за 9 месяцев 2010 года вместо расчета за 1 квартал 2011 года.

23.05.2011 года Учреждение повторно направило в адрес Управления по электронной почте расчет по форме РСВ-1 за 1 квартал 2011 года.

По результатам проведенной камеральной проверки представленного расчета Управлением был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации о страховых взносах, от 23.08.2011 N 07701330014352 (л.д. 21 - 23).

На основании данного акта Управлением было принято решение от 05.10.2011 N 07701311РК0015990 о привлечении Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 29" Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области к ответственности по п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионной фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 50 078,55 руб., а также о взыскании пени в сумме 3 214,16 руб. (л.д. 25 - 27).

На основании данного решения Управлением в адрес Учреждения было направлено требование от 08.11.2011 г. N 07701340188603 об уплате указанных сумм штрафа и пени в общей сумме 53 292,71 руб. в срок до (л.д. 14).

В связи с не исполнением Учреждением данного требования в установленный срок Управление обратилось в арбитражный суд с указанным иском.

Платежными поручениями от 03.08.2012 N N 3218225, 3218227, 3218230 и от 06.08.2012 N 3224270 Учреждение уплатило пени в указанном размере 3 214,16 руб. (л.д. 59 - 62).

В решении Управления от 05.10.2011 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности отражено, что в нарушение требований пп. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионной фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Учреждение несвоевременно 23.05.2011 года (а не в установленный срок - 16.05.2011 года, т.е. с просрочкой в 7 дней) представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, что является основанием для привлечения Учреждения к ответственности по п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионной фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода.

Между тем данный вывод Управления является ошибочным.

В соответствии с пп. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионной фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в "соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный данным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 40 данного Закона нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние плательщика страховых взносов, за которое установлена ответственность.

В соответствии с п. 1 ст. 42 Закона виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Из содержания указанного решения Управления о привлечении Учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, однако, не следует, что при рассмотрении материалов проверки руководитель органа Пенсионного фонда применительно к положениям п. 6 ст. 39 Закона принимал меры к установлению следующих обстоятельств: образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 46 Закона, в том числе наличие вины плательщика страховых взносов в совершении указанного правонарушения как обязательного элемента состава административного правонарушения, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности, имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, а также смягчающие его ответственность.

Между тем из материалов дела видно, что 16.05.2011 года при первоначальной отправке Учреждением в орган Пенсионного фонда указанного расчета по форме РСВ-1 за 1 квартал 2011 года средствами электронной связи была допущена ошибка: вместо расчета за 1 квартал 2011 года был фактически представлен расчет за 9 месяцев 2010 года.

Факт допущенной ошибки подтверждается тем, что в протоколе проверки файлов от 16.05.2011 года отражена отправка именно расчета по форме РСВ-1 за 1 квартал 2011 года, отраженные в протоколе суммы начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой и накопительной частям трудовой пенсии совпадают с аналогичными суммами, отраженными в расчете РСВ-1 за 1 квартал 2011 года, имеющимся в материалах дела (л.д. 12, 50).

Таким образом, умысел ответственных за отправку указанного расчета работников Учреждения был направлен на своевременное его представление в орган Пенсионного фонда - 16.05.2011 года, а не нарушение требований пп. 1 ч. 9 ст. 15 Закона о представлении расчета в установленный срок.

23.05.2011 года по указанию Управления допущенная ошибка Учреждением была исправлена, Управлению был представлен надлежащий расчет по форме РСВ-1 за 1 квартал 2011 года (л.д. 87 - 90).

При таких данных оснований для вывода о наличии вины плательщика страховых взносов в непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 1 квартал 2011 года не имеется.

Датой представления Учреждением указанного расчета следует считать 16.05.2011 года (т.е. в пределах установленного срока), а не 23.05.2011 года, как на это ошибочно указывает орган Пенсионного фонда.

В связи с этим у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения Учреждения к ответственности по п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионной фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 50 078,55 руб.»

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка