Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
12 января 2016 8 просмотров

В 1998г. организация приобрела недвижимое имущество (нежилое здание). В 2009г. в организации произошла реорганизация в форме выделения. Была выделена организация на ОСНО, в состав выделенной организации было передано указанное нежилое здание. По разделительному балансу выделенная организация поставила на бухгалтерский и налоговый учет объект недвижимости в сумме балансовой стоимости. В акте приема передачи не указана сумма НДС в составе балансовой стоимости. Соответственно, выделенная организация не принимала НДС со стоимости недвижимого имущества переданного по разделительному балансу к вычету, организация применяла ОСНО. Общий срок амортизации в двух организациях более 15 лет. В 2016г. выделенная организация перешла на УСНО. Подскажите, возникает ли обязанность восстановить НДС?

Вопрос о восстановлении НДС по полностью самотризированному зданию, приобретенному до вступления в силу части 2 Налогового кодекса РФ и переданному правопреемнику после вступления в силу части 2 Налогового кодекса РФ, является неоднозначным. Ситуация напрямую законодательством не урегилирована, поэтому отказ от восстановления НДС может привести к судебному спору с налоговой инспекцией.

Есть аргументы против восстановления НДС:

1) Здание полностью самотризировано, остаточная стоимость равна нулю, и восстанавливать НДС не с чего. Ведь по основным средствам НДС восстанавливают в сумме, пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости (абзац 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ).

2) Правопреемник на УСН вообще не должен восстанавливать НДС с имущества, полученного в результате реорганизации. Во-первых, входной НДС по полученному имуществу к вычету не она предъявляла, поэтому восстанавливать его оснований нет. Кроме того, требования о восстановлении НДС не распространяются на операции по передаче имущества правопреемникам при реорганизации (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Во-вторых, при реорганизации на правопреемника возлагаются обязанности по уплате налогов, начисленных реорганизованной организацией (п. 1 ст. 50 НК РФ). Ни в статье 50, ни в статье 162.1 Налогового кодекса РФ нет положений, обязывающих правопреемника восстанавливать НДС, принятый реорганизованной организацией к вычету. В-третьих, по общему правилу организация, применяющая упрощенку после реорганизации, не является плательщиком НДС, и положения главы 21 Налогового кодекса РФ на нее не распространяются (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Никаких исключений в части восстановления НДС при реорганизации налоговым законодательством не предусмотрено.

Однако, учитывая позицию контролирующих ведомств, применение этого вывода на практике, скорее всего, повлечет за собой спор с проверяющими. Разрешать такой спор придется в суде. Устойчивая арбитражная практика подтверждает правомерность отказа правопреемника от восстановления НДС (см., например, определение Верховного суда РФ от 17 октября 2014 г. № 307-КГ14-1534, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2014 г. № А52-1617/2013, Западно-Сибирского округа от 14 марта 2014 г. № А81-2538/2013, Уральского округа от 21 декабря 2012 г. № Ф09-12394/12, Московского округа от 21 мая 2007 г. № КА-А40/3985-07).

Есть аргументы за восстановления НДС:

1) Неясно, считается ли здание полностью самотизированным для целей восстановления НДС, если оно амортизировалось по правилам, действовавшим до вступления в силу части 2 Налогового кодекса РФ.

2) Неясно, как применяется правило о восстановлении НДС к зданию, приобретенному до вступления в силу части 2 Налогового кодекса РФ и переданному правопреемнику после вступления в силу части 2 Налогового кодекса РФ.

Безопаснее всего в вашей ситуации уточнить вопрос о восстановлении НДС в своей налоговой инспекции. Ответить на запрос она должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Кроме того, вы можете направить официальный запрос в Минфин России и действовать согласно полученным разъяснениям. Ответить на письменный запрос Минфин России и территориальные финансовые органы должны в течение двух месяцев со дня регистрации запроса. По решению руководителя финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ.

Обоснование

1. Из Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ

«Статья 31. Часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.»


2. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как перейти на упрощенку с общей системы налогообложения

Восстановление НДС

При переходе на упрощенку с общей системы налогообложения организация обязана восстанавливать суммы входного НДС, принятого к вычету (п. 3 ст. 170 НК РФ). Налог нужно восстановить по активам, которые были приобретены до перехода на спецрежим, но не были использованы в операциях, облагаемых НДС. Восстановление проведите по учету в последнем налоговом периоде, предшествующем переходу (абз. 5 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

По непроданным товарам и неиспользованным материалам НДС восстановите в полной сумме. По основным средствам и нематериальным активам – в сумме, пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости. Об этом сказано в абзаце 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

3. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Нужно ли правопреемнику восстановить входной НДС при переходе на упрощенку с ОСНО. К правопреемнику переходит часть имущества, по которому НДС ранее был принят к вычету реорганизованной организацией

Да, нужно.

Организация обязана восстановить ранее принятый к вычету НДС по основаниям, указанным в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. В частности, это необходимо сделать при использовании в операциях, не облагаемых НДС, товаров, работ или услуг (в т. ч. основных средств, нематериальных активов и имущественных прав), изначально приобретенных для операций, облагаемых этим налогом (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

По общему правилу организации, применяющие упрощенку, не признаются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Таким образом, после реорганизации имущество, перешедшее к правопреемнику, будет использоваться в деятельности, не облагаемой НДС. Следовательно, сумма налога по этому имуществу, ранее принятая к вычету реорганизованной организацией, должна быть восстановлена. Перечислить в бюджет восстановленную сумму НДС обязан правопреемник.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 июля 2010 г. № 03-07-11/323, от 10 ноября 2009 г. № 03-07-11/290 и ФНС России от 14 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4270.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации-правопреемнику, перешедшей на упрощенку, не восстанавливать НДС с имущества, полученного в результате реорганизации. Они заключаются в следующем.

Во-первых, условия, при которых организация обязана восстановить НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), определены в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Из этой нормы следует, что восстанавливать НДС должна та организация, которая ранее приняла налог к вычету. Организация-правопреемник входной НДС по полученному имуществу к вычету не предъявляла, поэтому восстанавливать его оснований нет. Кроме того, требования о восстановлении НДС не распространяются на операции по передаче имущества правопреемникам при реорганизации (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Во-вторых, при реорганизации на правопреемника возлагаются обязанности по уплате налогов, начисленных реорганизованной организацией (п. 1 ст. 50 НК РФ). Ни в статье 50, ни в статье 162.1 Налогового кодекса РФ нет положений, обязывающих правопреемника восстанавливать НДС, принятый реорганизованной организацией к вычету.

В-третьих, по общему правилу организация, применяющая упрощенку после реорганизации, не является плательщиком НДС, и положения главы 21 Налогового кодекса РФ на нее не распространяются (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Никаких исключений в части восстановления НДС при реорганизации налоговым законодательством не предусмотрено.

Из совокупности приведенных норм можно сделать вывод, что правопреемники, применяющие упрощенку и получившие при реорганизации какое-либо имущество, не должны восстанавливать входной НДС по этому имуществу, ранее принятый к вычету реорганизованной организацией. Однако, учитывая позицию контролирующих ведомств, применение этого вывода на практике, скорее всего, повлечет за собой спор с проверяющими. Разрешать такой спор придется в суде. Устойчивая арбитражная практика подтверждает правомерность отказа правопреемника от восстановления НДС (см., например, определение Верховного суда РФ от 17 октября 2014 г. № 307-КГ14-1534, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2014 г. № А52-1617/2013, Западно-Сибирского округа от 14 марта 2014 г. № А81-2538/2013, Уральского округа от 21 декабря 2012 г. № Ф09-12394/12, Московского округа от 21 мая 2007 г. № КА-А40/3985-07).

4. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

На какую дату рассчитывать остаточную стоимость нематериальных активов и основных средств при восстановлении НДС

Ответ на этот вопрос зависит от основания, по которому организация восстанавливает НДС.

Возможны следующие варианты определения остаточной (балансовой) стоимости:

1. На дату передачи (реализации) основных средств или нематериальных активов.

Такой вариант применяется, в частности, если НДС восстанавливается в связи с передачей основных средств или нематериальных активов в качестве вклада в уставный капитал (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ). Это следует из положений абзацев 2 и 3 подпункта 1, абзаца 4 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 июля 2010 г. № А19-25409/09, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июня 2010 г. № А08-8848/2009-16).

2. На последнее число квартала, предшествующего кварталу, в котором организация начинает использовать право на освобождение от уплаты НДС или переходит на спецрежим.

Такой вариант применяется, если НДС восстанавливается в связи с переходом организации на упрощенку, ЕНВД или патентную систему, а также в связи с началом использования права на освобождение от НДС. Об этом сказано в пункте 8 статьи 145, абзаце 9 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ, постановлении ФАС Поволжского округа от 18 июня 2012 г. № А65-22786/2011. Остаточную стоимость рассчитайте по состоянию на 24 часа последнего числа квартала, предшествующего переходу.

3. На дату, установленную учетной политикой для целей налогообложения.

Такой вариант применяется, если НДС восстанавливается в связи с использованием имущества (имущественных прав) в операциях:

Главой 21 Налогового кодекса РФ не установлена точная дата, по состоянию на которую нужно определять остаточную стоимость объектов при их использовании в перечисленных операциях. Из положений абзаца 4 подпункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ следует лишь, что налог нужно восстановить в квартале, в котором начинается использование активов в таких операциях. Из этого можно сделать вывод, что остаточную стоимость можно определять как на дату их осуществления, так и на последнее число квартала, в котором объекты использовались в таких операциях. Свой выбор организация должна закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

5. Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», №8, апреля 2012
НДС. Правила восстановления НДС для реорганизованных компаний, перешедших на спецрежим, поменяют

Для организаций-правопреемников, которые переходят на спецрежимы, скоро будет действовать особый порядок восстановления сумм НДС, принятых к вычету реорганизованной компанией. О планах по введению такого порядка Федеральная налоговая служба сообщила в письме от 14.03.12 № ЕД-4-3/4270@. А пока для указанных организаций действуют общие правила восстановления НДС, напомнили специалисты ФНС России.

Таким образом, сейчас правопреемники реорганизованных компаний, перешедшие на «упрощенку», не должны руководствоваться пунктом 8 статьи 162.1 НК РФ, который позволяет им не восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету реорганизованной компанией. Им нужно применять нормы подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Ведь раз «упрощенцы» не являются плательщиками НДС, то переданное им имущество будет использоваться в операциях, не облагаемых данным налогом. Следовательно, суммы НДС, ранее принятые к вычету, придется восстановить и уплатить в бюджет.

6. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов

Обратиться в налоговую инспекцию можно:

  • устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);
  • по электронной почте через Интернет;
  • по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196;
  • письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6, 7, 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.

Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах 2.2.1, 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.

Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей налоговые инспекции вправе не рассматривать. Кроме того, основанием для отказа в рассмотрении запроса является отсутствие на нем печати организации. Печать нужна независимо от того, как оформлен запрос: на обычном листке бумаги или на фирменном бланке. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, пункте 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Номера телефонов московских налоговых инспекций приведены в таблице.

7. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) за разъяснениями по налоговому законодательству

Обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) можно только письменно (п. 1, 2 ст. 34.2 и подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Порядок составления письменного обращения законодательно не урегулирован. В справочной службе Минфина России разъясняют, что запрос можно направить в произвольной форме. Единственное обязательное условие, которое Минфин России предъявляет к письменному запросу, – это наличие сведений об организации (ИНН, КПП, адрес). При этом без доверенности запрос может подписать только руководитель организации (ее законный представитель). Все остальные (уполномоченные представители) должны прилагать к запросу доверенность, подтверждающую их полномочия. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 декабря 2007 г. № 03-03-07/24.

Адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Адреса региональных или местных финансовых органов можно узнать в СМИ или на их официальных сайтах в Интернете.

Ответить на письменный запрос Минфин России и территориальные финансовые органы должны в течение двух месяцев со дня регистрации запроса. По решению руководителя финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка