Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
13 января 2016 246 просмотров

Всем юр.лицам надо 15.01.16 сдать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в 2015г.? В результате любой деятельности образуются отходы, в т.ч. и в офисах?20.01.16 кому надо платить и сдавать расчет за негативное воздействие на окружающую среду за 4 кв.2015г.?Организации и предприниматели, которые занимаются любыми видами деятельности, связанными с природопользованием, на территории России, это значит, что всем юр.лицам? Или это касается только тех кто имеет автотранспорт, хранит и утилизирует отходы?

Плату за атмосферные выбросы, либо сбросы на поверхностные либо подземные воды Ваша организация платить, а также сдавать отчет не должна.

А вот за размещение отходов (за офисный мусор) нужно платить и сдавать отчет в том случае, если этот мусор вывозит специализированная организация, при этом право собственности к ней при вывозе мусора не переходит или если же Вы арендуете помещение, но по договору аренды право собственности на мусор остается за Вами.

Если же при вывозе мусора право собственности на мусор переходит к специализированной организации, либо к арендодателю, то вносить плату за размещение отходов, сдавать отчет не нужно (письмо Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. № 14–07/6011). Ровно такие же разъяснения дает центральный аппарат Росприроднадзора. Информацию можно найти на сайте

Обоснование

Из рекомендации

Александра Кузнецова заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Олега Долматова заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

1.Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

<…>

Виды негативного воздействия

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы по видам негативного воздействия на окружающую среду.*

<…>

Размещение отходов

Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организаций, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению или нейтрализации.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗст. 136 ГК РФ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Если в соответствии с гражданским законодательством специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды (в части принятых расходов) должна будет именно она (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗгл. 14 ГК РФ).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

К объектам размещения отходов установлены особые требования:

  • их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
  • определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимаетсяразмещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например,постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).

Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:

1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 121314151617 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.

3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.

Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.

При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).

4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.

5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).*


<…>

ИЗ СТАТЬИ ЖУРНАЛА «СЕМИНАР ДЛЯ БУХГАЛТЕРА», № 7, ИЮЛЬ 2015

2.Экологические платежи и отчетность в обычных офисах

<…>

Объясню, какие есть виды негативного воздействия на окружающую среду и за что компания должна вносить плату. Есть следующие виды НВОС:

– выброс или сброс загрязняющих веществ в атмосферу или воду;

– размещение отходов производства и потребления.

Конечно, по факту видов негативного воздействия на окружающую среду намного больше. Но сейчас нормативы платы установлены только для этих видов (постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). О них по порядку.

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и сброс воду в основном отчитываются промышленные предприятия. Обычные офисы за такие виды негативного воздействия не платят. Исключение – компании, которые используют автомобили. Машины оказывают негативное воздействие: выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества. При этом не важно, арендует компания автомобиль или он находится в собственности. Платит за загрязнение тот, кто фактически использует объект.

В отношении экоплатежей за вредные выбросы от автотранспорта хочу подчеркнуть следующее. С 2016 года компании за этот вид негативного воздействия платить не будут. Соответствующие поправки уже есть в природоохранном законодательстве. Организации будут платить только за вредные выбросы от стационарных (неподвижных) источников, и экологический сбор за транспорт уйдет в прошлое. Нужные поправки уже внесли в два закона. Но вступают в силу они в разное время:

– в общем Законе об охране окружающей среды только с 2016 года (п. 8 ст. 1,п. 3 ст. 12 Закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ);

– а в специализированном Законе об охране атмосферного воздуха уже с 2015 года (ст. 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ).

Налицо коллизия норм. В то же время Министерство природы России 10 марта 2015 года выпустило письмо № 12–47/5413. Ведомство в нем пишет, что за выбросы вредных веществ от передвижных источников платить не нужно уже с 2015 года. И добавляет, что в ближайшее время откорректирует порядок расчета платы за негативное воздействие. Здесь министерство имеет в виду три документа, которые устанавливают плату.

Первый – пункт 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

Второй – приложение 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. И третий – постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219. На мой взгляд, пока эти документы не изменили, в 2015 году за автомобили организациям нужно платить и отчитываться. Платежи за транспорт небольшие, а вот штраф за неуплату довольно существенный. Для организации он может составить от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Перейдем к плате за размещение отходов. Ее вносят организации, в результате деятельности которых образуются отходы производства либо бытовой мусор. А это практически все компании: магазины, парикмахерские, автомастерские, производственные предприятия и т. д.Даже в процессе работы небольшой офисной компании все равно образуются отходы – бумага, картон и прочий бытовой мусор.

Будет компания платить за отходы или нет, зависит от того, что происходит с ними дальше. Допустим, у вас есть договор со специализированной компанией на вывоз мусора. Посмотрите на его условия. А конкретно на то, к кому переходит право собственности на мусор. Если к специализированной компании, то платит за отходы и отчитывается по ним она. Когда в договоре нет оговорки о переходе права собственности, перечислять сбор и сдавать отчет должна ваша компания (письмо Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. № 14–07/6011).

Следующий вариант – аренда офиса. Тут тоже нужно смотреть на договор. Если право собственности на мусор переходит к арендодателю, платит экологический сбор он. Если в договоре это условие отсутствует, за мусор платит арендатор. Ровно такие же разъяснения дает центральный аппарат Росприроднадзора. Информацию можно найти на сайте.*

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка