Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
13 января 2016 90 просмотров

Не могу найти ответственности за неуплату и непредоставление отчетности в росприродназдор по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Подскажите где четко эта информация изложена.Если мы арендуем офис в бизнес центре и не платим ни за воду, ни за вывоз мусора.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды нужно представлять в службу Росприроднадзора до 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (пункты 2 - 5 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Непредоставление статистической отчетности в территориальный орган Росприроднадзора в согласованные сроки влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст.8.5 КоАП «Сокрытие или искажение экологической информации», что может повлечь за собой наложение административного штрафа на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Если организация не вносит в бюджет плату за загрязнение окружающей среды, ее ждет административный штраф: на должностных лиц - от 3 000 рублей до 6000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 рублей до 100 000 рублей (ст. 8.41 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности за эти нарушения составляет 1 год со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Избежать внесения платы можно, если заключить со специализированной организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов) договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов.

Если специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды должна будет именно она, а организации вносить плату за размещение отходов не потребуется (п. 12, 13, 14,15, 16, 17 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Обоснование

Из рекомендации Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), которые ведут в России деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Это следует из пункта 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-Опостановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.

Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором – это совершенно разные платежи.

Важно: плата за загрязнение окружающей среды не является налогом. Поэтому на нее не распространяются требования, установленные налоговым законодательством. Это следует из определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О. В связи с этим обязанность по перечислению платы распространяется на организации (предпринимателей), применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995.

Совершать какие-либо действия для того, чтобы встать на учет в качестве плательщика сборов за негативное воздействие на окружающую среду, организация не должна. Территориальные отделения Росприроднадзора зарегистрируют ее самостоятельно. Единственное – организацию могут попросить заполнить заявление о постановке на учет. Форму такого заявления каждое территориальное отделение Росприроднадзора устанавливает отдельно.

<…>

Виды негативного воздействия

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы по видам негативного воздействия на окружающую среду.

Обратите внимание: с 1 января 2015 года плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 г. № 02-12-44/17039от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413). Таким образом, с 2015 года все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.

<…>

Выбросы в атмосферу

Обязанность вносить плату за атмосферные выбросы возникает у организаций независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.

<…>

Размещение отходов

Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организаций, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению или нейтрализации.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ,ст. 136 ГК РФ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Если в соответствии с гражданским законодательством специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды (в части принятых расходов) должна будет именно она (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗгл. 14 ГК РФ).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

К объектам размещения отходов установлены особые требования:

  • их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
  • определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимается размещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009,Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009,Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).

Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:

1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 121314151617 Порядка, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.

3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.

Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.

При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).

4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.

5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).

<…>

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

<…>

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

<…>

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

<…>

Из статьи журнала «Практическое налоговое планирование», № 2, февраль 2015

Платить за мусор теперь будет любая компания, у которой он образуется

комментируемое событие Поправки в экологическое законодательство, вступающие в силу с 2016 года (Федеральный закон от 21.07.14 № 219-ФЗ), согласно которым плата за размещение отходов возлагается на организации и ИП, в результате деятельности которых образуются отходы

основные темы Увеличение налоговой нагрузки на производственные компании. Изменение состава плательщиков экологических платежей

С 1 января 2016 года практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели становятся плательщиками экологических взносов и обременяются обязанностью вести учет «размещенных» отходов, а также подавать в Росприроднадзор ежегодные декларации. Это касается всего мусора, в том числе образующегося в результате деятельности компании.

Сейчас за отходы платят те, кто их хранит

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ), «негативное воздействие на окружающую среду является платным». В пункте 2 статьи 16 этого закона указан конкретный перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, подлежащих оплате, среди которых есть «размещение отходов производства и потребления».

Пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89ФЗ) также говорит о том, что плата взимается именно за «размещение отходов». При этом в статье 1 Закона № 89ФЗ сказано, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для их размещения (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.). А вот деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению названа «обращением с отходами».

То есть из всех видов выполняемых в ходе обращения с отходами работ оплате подлежат только те, которые относятся к размещению отходов — их хранение и захоронение. Поэтому плательщиками взносов за размещение отходов являются в настоящее время специализированные организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации и содержанию объектов размещения отходов (проще говоря — «мусорных» полигонов и «свалок»). А лица, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, вносить в бюджет экологические платежи не обязаны. Такого же мнения придерживался до момента своего расформирования ВАС РФ (постановления от17.03.09 №14561/08, от20.07.10 №4433/10 и от12.07.11 №1752/11).

<…>

К применению нового порядка стоит подготовиться

Чтобы устранить неточность текущих формулировок, был принят Федеральный закон от21.07.14 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нем уже достаточно точно определены хозяйствующие субъекты, обязанные уплачивать взносы за размещение отходов производства и потребления, а также установлены отчетный период и сроки уплаты этих взносов.

С 1 января 2016 года начинает действовать новая норма (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона №7-ФЗ), которая гласит: «В части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления». Отчетным периодом в отношении внесения этой платы является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона №7-ФЗ), срок уплаты — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона №7-ФЗ).

В законе уточняется, что при определенных условиях «производители» мусора должны платить не за весь объем образованных отходов. В частности, отходы, направленные их «производителем» на вторичную переработку (например, металлолом) или на утилизацию непосредственно на мусоросжигательный завод, оплате не подлежат. В связи с этим важно организовать раздельный учет отходов. Вторичное сырье и отходы, направляемые непосредственно на обезвреживание или переработку напрямую, минуя «объекты размещения отходов», должны учитываться отдельно с целью уменьшения экологических платежей.

Дмитрий Беланович, директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды

Мнение чиновника

В распорядительной части постановления КСРФот05.03.13 №5-П установлено, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы, в случае если отходы были переданы специализированным организациям для размещения. Таким образом, принятые поправки полностью учитывают мнение судей. Также закон вводит понятие права собственности на отходы, устанавливает программный метод осуществления функций по организации сбора, сортировки, переработки и размещения отходов и регламентирует требования к региональным схемам по обращению с отходами. Это позволит гармонизировать наше законодательство с требованиями ОЭСР, решить накопленные проблемы отрасли и создать полноценную индустрию по переработке отходов.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка