Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Когда лучше не приходить в нашу бухгалтерию

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5
13 января 2016 79 просмотров

В апреле 2013 года был заключен договор гражданско-правового характера сроком на месяц с иностранным физическим лицом, гражданином КНР. Порядок уплаты пенсионных взносов по иностранцам зависел только от их миграционного статуса. Статус у иностранца-временно пребывающий. Трудового договора или срочного трудового договора мы с ним не заключали. Вопрос: обязана ли была организация начислить и уплатить страховые взносы в ПФ, согласно действовавшего законодательства РФ в 2013г и правил Международного договора РФ с КНР? Ответ прошу подтвердить судебной практикой и действующими нормативно-правовыми документами.

В 2013 году организация не должна была платить страховые взносы в ПФ на выплаты гражданам Китая по гражданско-правовым договорам.

Объясняется это следующим. Страховые взносы с вознаграждений по гражданско-правовым договорам рассчитываются так же, как и с выплат по трудовым договорам. Порядок начисления страховых взносов с выплат в пользу сотрудников-иностранцев зависит от их статуса. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России пенсионные взносы начисляются только при наличии: 1) трудового договора, который заключен на неопределенный срок; 2) срочного трудового договора продолжительностью не менее шести месяцев в течение расчетного периода (календарного года); 3) нескольких срочных трудовых договоров, общей продолжительностью не менее шести месяцев в течение календарного года; 4) срочного трудового договора, который был заключен в текущем году на срок менее шести месяцев, а затем продлен.

Порядок обложения выплат взносами регулируется Соглашением о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации. Согласно статьям 1 и 12 Соглашения выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории РФ граждан КНР по договорам, обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации не подлежат.

Подтверждается такая позиция и судебной практикой (Постановление Пятого Арбитражного Суда от 2 июля 2014 года № 05АП-6725/2014, Постановление Арбитражного Суда ДВО от 14 октября 2014 года № Ф03-4181/2014).

Обоснование

Из рекомендации
Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты по гражданско-правовым договорам и авторским договорам (Редакция утратила силу 1 января 2014)

Любой договор, заключенный в соответствии с гражданским законодательством, признается гражданско-правовым. Однако страховые взносы нужно начислять на вознаграждения только по тем гражданско-правовым договорам, предметом которых является:

Такой порядок следует из части 1 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Порядок расчета

Страховые взносы с вознаграждений по гражданско-правовым договорам рассчитывайте так же, как и с выплат по трудовым договорам. Единственное исключение: на вознаграждения по гражданско-правовым договорам не нужно начислять взносы в ФСС России на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Не начисляйте страховые взносы на вознаграждения, выплачиваемые предпринимателям (адвокатам, частным нотариусам). Они платят взносы самостоятельно (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Порядок начисления страховых взносов с выплат в пользу сотрудников-иностранцев зависит от их статуса (постоянно проживающий, временно проживающий или временно пребывающий в России). Подробнее об этом см. Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу.

<…>

Из рекомендации
Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу(Редакция утратила силу 1 января 2014)

Обязанность начислять страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам зависит от их статуса. Иностранные сотрудники могут иметь статус:

Пенсионные взносы

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России.

На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов), пенсионные взносы начисляйте только при наличии:

1) трудового договора, который заключен на неопределенный срок;

2) срочного трудового договора продолжительностью не менее шести месяцев в течение расчетного периода (календарного года). При этом главное, чтобы договор действовал не меньше шести месяцев именно в рамках календарного года. Если же договор, например, приходится на разные годы, в каждом из которых период его действия – меньше шести месяцев, то сотрудник не является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования и на выплаты в его пользу пенсионные взносы начислять не нужно. Причем даже в том случае, если общий срок такого договора и превышает шесть месяцев;

3) нескольких срочных трудовых договоров, общей продолжительностью не менее шести месяцев в течение календарного года. При этом возможно, что продолжительность каждого из этих договоров составляет и меньше шести месяцев. Главное, чтобы суммарный срок действия всех договоров в текущем расчетном периоде был не менее шести месяцев. Периоды, в которые были заключены такие договоры, также значения не имеют. Например, в начале текущего года истекает срок договора, заключенного с иностранцем в прошлом году. Период действия этого договора в текущем году составляет менее шести месяцев. Спустя какое-то время организация заключает с этим же иностранцем новый договор, в результате чего суммарный срок действия двух договоров в рамках текущего года превысит шесть месяцев. В таких случаях начислять пенсионные взносы нужно со всех выплат по указанным договорам, произведенным в рамках текущего расчетного периода;

4) срочного трудового договора, который был заключен в текущем году на срок менее шести месяцев, а затем продлен. В результате период его действия превысил шесть месяцев в текущем календарном году. В этом случае начислять страховые взносы нужно, начиная с того месяца текущего расчетного периода, в котором был заключен первоначальный договор.

В третьем и четвертом случаях может возникнуть необходимость представить уточненные расчеты в Пенсионный фонд РФ за прошедшие отчетные периоды текущего года в связи с перерасчетом страховых взносов. Однако пени за просрочку уплаты взносов не взыскиваются: до тех пор пока суммарный срок действия трудовых договоров не превышал шести месяцев, оснований для начисления взносов у организации не было.

<…>

Постановление Пятого Арбитражного Суда от 2 июля 2014 года № 05АП-6725/2014

«Резолютивная часть постановления оглашена 25 июня 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2014 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Пятковой,

судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Уссурийску городскому округу и Уссурийскому району Приморского края,

апелляционное производство № 05АП-6725/2014

на решение от 17.03.2014

судьи А.П.Филатовой

по делу № А51-32253/2013 Арбитражного суда Приморского края

по иску индивидуального предпринимателя Ким Юлии Викторовны (ИНН 251135262761, ОГРН 310251104100027, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 10.02.2010)

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу и Уссурийскому району Приморского края (ИНН 2511047676, ОГРН 1022500867905, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.12.2002)

о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 123.430 руб.

при участии: стороны не явились

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Ким Юлия Викторовна обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Уссурийску городскому округу и Уссурийскому району Приморского края возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 123.430 руб.

Решением суда от 17.03.2014 требования заявителя удовлетворены.

Посчитав, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, Управление Пенсионного Фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя отказать.

В обоснование жалобы Управление со ссылками на статью 1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьи 2, 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», на статью 12 Соглашения о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.2000, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики (далее по тексту Соглашение), указывает, что ИП Ким Ю.В. не подтвердила право на освобождение от уплаты страховых взносов, поскольку не представила в Пенсионный Фонд договоры на выполнение работ или оказание услуг, заключенные между индивидуальным предпринимателем и юридическими лицами КНР, с которыми работники-иностранцы находятся в трудовых отношениях.

Между тем, в пункте «а» статьи 1 Соглашения прямо указано на необходимость заключения договора между физическим лицом и юридическим лицом государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях.

Таким образом, представленные заявителем трудовые договоры с временно пребывающими на работу в Российскую Федерацию гражданами Китая, не могут подтверждать освобождение предпринимателя от уплаты страховых взносов.

При таких обстоятельствах, представление предпринимателем в ГУ-УПФР по УГО и Уссурийскому району Приморского края корректирующих форм РСВ-1 с отражением переплаты по страховым взносам на страховую часть пенсии в размере 123.430 руб. не свидетельствует о фактическом наличии у заявителя переплаты, поскольку при отсутствии установленных законодательством документов, ИП Ким Ю.В. являлась страхователем и обязана исчислять и уплачивать страховые взносы за работающих у нее граждан Китая.

Через канцелярию суда от предпринимателя в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены с указанием на законность и обоснованность решения суда, также предпринимателем представлено платежное поручение № 862 от 11.06.2014, из которого следует, что Пенсионный фонд после принятия судом оспариваемого решения вернул заявителю спорную сумму страховых взносов.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, предприниматель и Управление своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия рассмотрела апелляционную жалобу Пенсионного фонда в отсутствие участвующих в деле лиц.

Из материалов дела коллегией установлено.

14.02.2013 предприниматель Ким Ю.В. представила в Управление ПФР корректирующие формы РСВ-1 за полугодие 2012 года, 9 месяцев 2012 года и 2012 год с указанием переплаты по страховым взносам в общей сумме 123.430 руб.

Посчитав, что переплата по страховым взносам отражена неправомерно, 29.03.2013 Управлением в адрес заявителя направлено письмо №30/22559, в котором указано на отсутствие у предпринимателя права на освобождение от уплаты страховых взносов, начисляемых на выплаты в пользу временно пребывающих иностранных работников, поскольку в представленном Ким Ю.В. пакете документов отсутствуют договоры, заключенные предпринимателем с юридическими лицами государства постоянного проживания граждан (КНР), т.е. не выполняются условия пункта «а» статьи 1 Соглашения.

Не согласившись с выводами Пенсионного фонда и полагая, что страховые взносы уплачены излишне, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что ИП Ким Ю.В. имела право на освобождение от уплаты страховых взносов при выплате вознаграждений гражданам КНР на основании заключенных трудовых договоров, соответственно уплаченные за иностранных работников страховые взносы являются «излишне уплаченными», в связи с чем у Пенсионного фонда отсутствовали основания для отказа в их возврате.

Коллегия считает указанный вывод суда обоснованным, сделанным на основании правильного применения норм материального права и с учетом всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда у коллегии апелляционной инстанции не имеется.

Как следует из пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2011 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (застрахованным лицам), в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

При этом в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, в части исчисления, уплаты страховых взносов, а также контроля за их исчислением и уплатой, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Федерального закона №212-ФЗ).

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики 03.11.2000 заключено Соглашение о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Соглашения действие его распространяется на граждан Российской Федерации и граждан Китайской Народной Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и Китайской Народной Республики, которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории другого государства в соответствии:

- с договорами на выполнение работ или об оказании услуг, заключенными между юридическим и физическим лицами принимающего государства и юридическими лицами государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях (пункт «а» статьи 1 Соглашения);

- с трудовыми договорами (контрактами), заключенными с работодателями - юридическими лицами принимающего государства (пункт «б» статьи 1 Соглашения).

Статьей 12 Соглашения установлено, что для работников, указанных в пунктах «а» и «б» статьи 1 Соглашения, вопросы пенсионного страхования работников регулируются законодательством государства их постоянного проживания.

Учитывая вышеприведенные положения статей 1, 12 Соглашения, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории Российской Федерации граждан Китайской Народной Республики по договорам, обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации не подлежат.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что временно пребывающий в России иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Таким образом, из указанных выше норм права следует, что работодатель (страхователь) освобождается от уплаты страховых взносов на работников-иностранцев (граждан КНР), временно пребывающих на территории РФ, в случае если им заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор сроком не менее чем на шесть месяцев.

При этом право на освобождение работодателей, использующих труд временно пребывающих иностранных сотрудников, от уплаты страховых взносов возникает в случае соблюдения положений пунктов «а», «б» статьи 1 Соглашения и при условии представления подтверждающих документов:

- для работников, указанных в пункте «а» статьи 1 Соглашения, - договоров на выполнение работ или об оказании услуг, заключенных между юридическим и физическим лицами принимающего государства и юридическими лицами государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях;

- для работников, указанных в пункте «б» статьи 1 Соглашения, - трудовых договоров, заключенных с работодателями - юридическими лицами принимающего государства.

Из материалов дела следует, что в течение 2012 года индивидуальным предпринимателем Ким Ю.В. заключались трудовые договоры с временно пребывающими на территорию Российской Федерации гражданами Китайской Народной республики.

Трудовые договоры были заключены сроком до одного года, а именно с 12.05.2012 по 10.12.2012.

В течение 2-4 кварталов 2012 года предприниматель по платежным поручениям от 27.06.2012 №1, от13.08.2012 №8, от 20.11.2012 №1, от 08.10.2012 №15, от 10.096.2012 №9 уплатил страховые взносы в сумме 123.430 руб. на временно пребывающих иностранных работников.

Впоследствии заявитель посчитал, что у него отсутствует обязанность по уплате страховых взносов в ПФР на иностранных граждан, в связи с чем ИП Ким Ю.В. подала корректирующие формы РСВ-1 за полугодие, 9 месяцев 2012 года и 2012 год, отразив переплату по страховым взносам в сумме 123.430 руб.

Вместе с тем, 29.03.2013 Управление Пенсионного фонда РФ направило в адрес заявителя письмо №30/22559, в котором указало об отсутствии у предпринимателя права на освобождение от уплаты страховых взносов, начисляемых на выплаты в пользу временно пребывающих иностранных работников, а также предложило представить корректирующие расчеты формы РСВ-1 и индивидуальные сведения персонифицированного учета за отчетные периоды 2012 года с указанием сумм страховых взносов, начисленных на выплаты в пользу иностранных работников.

Посчитав, что вывод Пенсионного фонда об отсутствии права на освобождение от уплаты страховых взносов является неправомерным, 12.11.2013 предприниматель обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 123.430 руб.

13.11.2013 Управление вынесло решение об отказе в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов в связи с отсутствием документов, подтверждающих право плательщика на освобождение от уплаты страховых взносов, а именно договора на выполнение работ или оказание услуг, заключенного между юридическими и физическими лицами государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях.

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, Управление, указывая на отсутствие у предпринимателя договора, заключенного с юридическим лицом государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях, не учло, что в пункте «б» статьи 1, статьи 12 Соглашения предусмотрено право освобождения от уплаты страховых взносов в случае заключения трудового договора непосредственно работодателем – юридическим лицом принимающего государства с иностранным гражданином.

При этом в подтверждение права на освобождение от уплаты страховых взносов ИП Ким Ю.В. представила надлежащим образом заключенные и оформленные трудовые договоры.

Доводу Управления о том, что пункт «б» статьи 1 Соглашения не распространяется на индивидуальных предпринимателей, в связи с чем для подтверждения права на освобождение от уплаты страховых взносов предприниматели должны в обязательном порядке представлять договоры, заключенные с юридическими лицами государства постоянного проживания иностранных граждан, судом первой инстанции дана надлежащая оценка, поскольку Законы №167-ФЗ, №212-ФЗ разделяют понятие физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при этом к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Следовательно, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что индивидуальные предприниматели при заключении трудовых договоров с китайскими гражданами, временно прибывающими на территории Российской Федерации, пользуются равными правами с юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями и имеют право заключать трудовые договоры непосредственно с гражданами КНР.

Иное толкование закона приведет к возникновению у юридических лиц, привлекающих для выполнения работ иностранных рабочих (граждан КНР), преимущественного положения при исчислении и уплате страховых взносов.

Кроме того, из буквального толкования пунктов «а» и «б» статьи 1 Соглашения следует, что договор с юридическими лицами государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях, предоставляется в целях освобождения от уплаты страховых взносов только при заключении российскими организациями или индивидуальными предпринимателями с иностранными гражданами гражданско-правовых договоров на выполнение работ или об оказании услуг. При заключении трудовых договоров, что имеет быть в данном случае, применяется пункт «б» статьи 1 Соглашения и для освобождения от уплаты страховых взносов достаточно предоставления трудовых договоров, заключенных с работодателями – юридическими лицами принимающего государства.

Таким образом, учитывая представление предпринимателем в Пенсионный Фонд РФ трудовых договоров, заключенных ИП Ким Ю.В. с гражданами КНР, временно пребывающими на территории Российской Федерации, коллегия считает, что заявитель подтвердил свое право на освобождение от уплаты страховых взносов, в связи с чем денежные средства в размере 123.430 руб. являются излишне уплаченными и подлежат возврату заявителю.

Факт уплаты страховых взносов в спорном размере подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями и Управлением Пенсионного Фонда не оспаривается.

Спора по расчету суммы страховых взносов у сторон не имеется.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заявитель фактически уплатил в бюджет платежи в большем размере, чем платежи, исчисленные им в соответствии с действующим законодательством РФ, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

С учетом изложенного, отказ Пенсионного фонда в возврате излишне уплаченных платежей является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что предприниматель решение об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов не обжаловал в установленном порядке, в связи с чем отсутствуют и основания для возврата, коллегией отклоняется.

Фактически требования заявителя о взыскании излишне уплаченных платежей основано на несогласии с принятым Пенсионным фондом решением об отказе в возврате излишне уплаченных платежей. При этом выбор способа защиты нарушенного права в силу статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является волеизъявлением лица, который считает, что его права нарушены.

Принимая во внимании изложенное, а также учитывая, что досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в сумме 123.430 руб. индивидуальный предприниматель Ю.В. Ким обратилась в Пенсионный фонд в пределах срока, установленного частью 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, наличие задолженности по уплате страховых взносов не выявлено, суд правомерно удовлетворил требования предпринимателя и обязал Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ по Уссурийску городскому округу Приморского края произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 123.430 руб.

Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.03.2014 по делу №А51-32253/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.»

Постановление Арбитражного Суда ДВО от 14 октября 2014 года № Ф03-4181/2014

«Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2014 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего: В.М.Голикова

Судей: И.А.Мильчиной, О.Н.Трофимовой

при участии:

от заявителя: индивидуального предпринимателя Лищук Антонины Павловны – представитель не явился;

от государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края – представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края

на решение от 22.04.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014

по делу № А51-3851/2014

Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.Н.Черняк; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л.Сидорович, А.В.Бессчасная, А.В.Пяткова

По заявлению индивидуального предпринимателя Лищук Антонины Павловны

к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края

об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы

Индивидуальный предприниматель Лищук Антонина Павловна (ОГРНИП 304251126400044; далее – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об обязании государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (ОГРН 1022500867905, место нахождения: 692519, Приморский край, г.Уссурийск, ул.Плеханова, 100; далее – пенсионный фонд, управление) возвратить излишне уплаченные страховые взносы в размере 452 773,40 руб.

Решением от 22.04.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014, суд удовлетворил заявленные требования, обязав управление возвратить предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы в требуемой сумме. Суд также взыскал с пенсионного фонда в пользу предпринимателя судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 055,47 руб.

Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе пенсионного фонда, который просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Ссылаясь на пункт «а» статьи 1 Соглашения о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.2000, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики (далее – Соглашение о временной трудовой деятельности граждан, Соглашение), заявитель жалобы считает обоснованным отказ предпринимателю в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов. Полагает, что поскольку предпринимателем не были представлены договоры, заключенные с юридическими лицами государства постоянного проживания иностранных граждан, следовательно, не были выполнены условия, дающие право на освобождение от уплаты страховых взносов, начисляемых на выплаты в пользу временно пребывающих иностранных работников.

Заявитель жалобы также считает неправомерным взыскание с него в пользу предпринимателя расходов по государственной пошлине; считает, что средства Пенсионного фонда Российской Федерации, являющиеся собственностью государства, образуют ежегодно утверждаемый федеральным законом бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которым не предусмотрены расходы на оплату государственной пошлины.

Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу доводы управления отклонила, указывая на их несостоятельность, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.

Как следует из материалов дела, предприниматель 09.12.2013 обратилась в пенсионный фонд с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов в размере 452 773,40 руб.

Решением от 12.12.2013 № 16/95777 управление отказало в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов со ссылкой на пункт «а» статьи 1 Соглашения о временной трудовой деятельности граждан по причине отсутствия документов, подтверждающих право плательщика на освобождение от уплаты страховых взносов, а именно: договора на выполнение работ или об оказании услуг, заключенного между юридическим и физическими лицами принимающего государства и юридическим лицами государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях.

Предприниматель, полагая, что имеет право на возврат излишне уплаченных страховых взносов, перечисленных в бюджет в пользу иностранных работников – граждан КНР, работающих по трудовым договорам, обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Признавая отказ в возврате излишне уплаченных страховых взносов незаконным и обязывая пенсионный фонд произвести возврат предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы в размере 452 773,40 руб., суд пришел к выводу о том, что в подтверждение права на освобождение от уплаты страховых взносов последняя представила надлежащим образом заключенные и оформленные трудовые договоры, в связи с чем подтвердила право освобождения от уплаты страховых взносов в случае заключения трудового договора непосредственно работодателем – юридическим лицом принимающего государства с иностранным гражданином. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, при этом суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

При этом плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (застрахованным лицам), в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (статья 6 Закона № 167-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

При этом в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, в части исчисления, уплаты страховых взносов, а также контроля за их исчислением и уплатой, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 4 статьи 1 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Соглашения о временной трудовой деятельности граждан его действие распространяется на граждан Российской Федерации и граждан Китайской Народной Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и Китайской Народной Республики, которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории другого государства в соответствии:

– с договорами на выполнение работ или об оказании услуг, заключенными между юридическим и физическим лицами принимающего государства и юридическими лицами государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях (пункт «а» статьи 1 Соглашения);

– с трудовыми договорами (контрактами), заключенными с работодателями – юридическими лицами принимающего государства (пункт «б» статьи 1 Соглашения).

Статьей 12 Соглашения установлено, что для работников, указанных в пунктах «а» и «б» статьи 1 Соглашения, вопросы пенсионного страхования работников регулируются законодательством государства их постоянного проживания.

С учетом положений статей 1, 12 Соглашения, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории Российской Федерации граждан Китайской Народной Республики по договорам, обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации не подлежат.

Таким образом, как правильно указали суды, анализируя вышеуказанные нормы права, работодатель (страхователь) освобождается от уплаты страховых взносов в пользу работников-иностранцев (граждан КНР), временно пребывающих на территории Российской Федерации, в случае, если им заключен трудовой договор на неопределенный срок, либо срочный трудовой договор сроком не менее чем на шесть месяцев.

При этом право на освобождение работодателей, использующих труд временно пребывающих иностранных сотрудников, от уплаты страховых взносов возникает в случае соблюдения положений пунктов «а», «б» статьи 1 Соглашения и при условии представления подтверждающих документов, предусмотренных указанными пунктами.

Обстоятельства дела, установленные судами, свидетельствуют о том, что в течение 2012 года предпринимателем заключались трудовые договоры с временно пребывающими на территорию Российской Федерации гражданами КНР сроком до одного года. В течение 1-3 кварталов 2012 года предприниматель уплачивала страховые взносы на временно пребывающих иностранных работников. Впоследствии, посчитав, что у предприниматель отсутствует обязанность по уплате страховых взносов в пенсионный фонд на иностранных граждан, последняя обратилась 31.12.2012 с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов в размере 452 773,40 руб.

Получив отказ в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов в связи с отсутствием факта излишней уплаты страховых взносов, предприниматель 08.02.2013 представила в управление корректирующие формы РСВ-1 за 1 квартал, полугодие 2012 года, 9 месяцев 2012 года и 2012 год. В представленной отчетности предприниматель отразила переплату по страховым взносам на страховую часть в размере 452 773,40 руб. на конец отчетного периода, то есть на 31.12.2012 (строка 150 формы РСВ-1 за 2012год).

09.12.2013 предприниматель повторно обратилась в пенсионный фонд с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов в размере 452 773,40 руб.

Между тем, отказывая в возврате излишних платежей и требуя от предпринимателя представления договора, заключенного с юридическим лицом государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях, управление не учло, что в пункте «б» статьи 1, статьи 12 Соглашения от 03.11.2000 предусмотрено право освобождения от уплаты страховых взносов в случае заключения трудового договора непосредственно работодателем – юридическим лицом принимающего государства с иностранным гражданином.

При этом в подтверждение права на освобождение от уплаты страховых взносов предприниматель представила надлежащим образом заключенные и оформленные трудовые договоры с гражданами КНР, временно пребывающими на территории Российской Федерации, а также разрешение на привлечение и использование иностранных работников, подтвердив тем самым свое право на освобождение от уплаты страховых взносов.

Отклоняя как несостоятельный довод управления о том, что пункт «б» статьи 1 Соглашения не распространяется на индивидуальных предпринимателей, суды, руководствуясь нормативными положениями статьи 6 Закона № 167-ФЗ, статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно указали, что индивидуальные предприниматели при заключении трудовых договоров с китайскими гражданами, временно прибывающими на территории Российской Федерации, пользуются равными правами с юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями и имеют право заключать трудовые договоры непосредственно с гражданами КНР.

Взыскивая с пенсионного фонда в пользу предпринимателя расходы по уплате госпошлины, арбитражный суд правомерно руководствовался положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, что имело место быть в рассматриваемой ситуации, в связи с чем доводы жалобы в этой части судом кассационной инстанции признаны несостоятельными.

Поскольку доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.04.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу № А51-3851/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Как вы учитываете канцтовары?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка