Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
13 января 2016 8 просмотров

1.Наше предприятие оплачивает за негативное воздействие на окружающую среду без утвержденных лимитов, в связи с этим в расходах по налогу на прибыль данные платежи не учитываем. Так же у нас заключен договора с организациями, которые осуществляют сбор, хранение и утилизацию вредных отходов. Можем ли данные расходы учесть в налоговых расходах?2. У нашего предприятия есть филиалы, которые выделены на самостоятельный баланс. Справку о средней численности должна сдаваться в целом по организации или каждый филиал в отдельности.

1. Да, имеете полное право.

Согласно статье 1 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 11 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 51 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ) Анализ судебной практики позволяет указать, что расходы являются экономически обоснованными, если существует связь даных расходов с обязанностями организации, установленными условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011)

Вывоз отходов,, можно учесть в составе материальных расходов в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. Так, по указанной статье к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы). Указанные расходы признаются косвенными расходами.

2. Нет, не должна.

В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения по форме, утвержденной ФНС..

В Письме от 14.02.2012 № 03-02-07/1-38 чиновники финансового ведомства уточнили, что согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Таким образом, организации, имеющие обособленные подразделения (филиалы), подают сведения о среднесписочной численности работников в целом по организации в налоговую инспекцию по месту регистрации организации (головного офиса). В налоговую инспекцию по месту учета обособленного подразделения (филиала) сведения о численности предоставлять не нужно.

Обоснование

Из рекомендации Как отразить в бухучете и при налогообложении сумму платы за загрязнение окружающей среды

Олег Долматов, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александр Кузнецов, заместитель начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования


ОСНО

При расчете налога на прибыль плату за загрязнение окружающей среды включайте в состав материальных расходов. Эти расходы являются косвенными и списываются единовременно. При этом учитывайте, что налогооблагаемую прибыль уменьшают только суммы платы:

– за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты – в размере предельно допустимых нормативов;
– за размещение отходов производства и потребления – в размере предельно допустимых лимитов.

Это следует из положений подпункта 7 пункта 1 статьи 254, пункта 1 статьи 252, пункта 1 статьи 318 и статьи 320 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в состав расходов включить нельзя. Этот запрет распространяется как на предельно допустимые, так и на сверхнормативные выбросы.

Такие правила установлены пунктом 4 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Если организация использует метод начисления, то датой признания расходов является день их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, то расходы отразите в периоде, в котором фактически перечислен платеж в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ не уменьшает налогооблагаемую прибыль, поэтому при определении налоговой базы эта часть расходов не учитывается (п. 4 ст. 270 НК РФ). В результате в бухучете образуется постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02).

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть плату за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Объем загрязняющих выбросов не превышает установленный лимит

Нет, нельзя.

Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом плата за сверхнормативные выбросы в составе расходов не учитывается (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ лимиты на выбросы устанавливаются при невозможности соблюдения организацией нормативов допустимых выбросов и сбросов. Поэтому такие выбросы являются сверхнормативными. Следовательно, плату за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), но превышающую предельно допустимые нормативы, при налогообложении прибыли учесть нельзя.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-03-04/403, от 3 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/169.

Подробнее о расчете лимитов выбросов см. Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации учесть при расчете налога на прибыль плату за загрязнение окружающей среды сверх установленных лимитов. Они заключаются в следующем.

Установленные для организации лимиты загрязнения окружающей среды представляют собой фактические выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Их организация согласовывает с органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижению нормативов допустимых выбросов (сбросов). Это следует из пункта 3 статьи 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Поэтому такие выбросы (сбросы) могут называться временно согласованными выбросами (сбросами), которые можно учесть в составе материальных расходов при расчете налога на прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Есть примеры судебных решений, принятых в пользу организаций (см., например, определение ВАС РФ от 25 августа 2008 г. № 9144/08, постановления ФАС Уральского округа от 19 марта 2008 г. № Ф09-1599/08-С3, Северо-Западного округа от 15 июня 2007 г. № А26-7961/2006-218). Однако существует и противоположная арбитражная практика, подтверждающая правомерность позиции Минфина России (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 мая 2006 г. № А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, от 13 января 2006 г. № А33-4367/05-Ф02-6812/05-С1, от 21 июня 2005 г. № А33-31805/04-С3-Ф02-2741/05-С1).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении платы за загрязнение окружающей среды. Выбросы проводятся сверх установленных нормативов. Организация применяет общую систему налогообложения

ООО «Альфа» зарегистрировано и ведет деятельность в Калужской области.

В I квартале текущего года «Альфа» произвела сброс в реку 3 тонн аммония-иона, в том числе:

  • в пределах установленного норматива – 1 тонну;
  • в пределах установленного лимита – 2,5 тонны (в т. ч. 1 т – в пределах установленного норматива).

Норматив платы за выброс аммония-иона в размере предельно допустимой нормы составляет 551 руб. за тонну (п. 3 постановления Правительства РФ от 1 июля 2005 г. № 410). Для Калужской области предусмотрен коэффициент к базовым нормативам платы, который учитывает состояние водных объектов Калужской области, – 1,17 (приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344).

Поправочный коэффициент, применяемый в 2015 году при расчете платы за сброс аммония-иона, составляет 1,98 (п. 1 постановления Правительства РФ от 11 ноября 2014 г. № 1219).

Размер платы за сброс аммония-иона, не превышающий установленные предельно допустимые нормативы сбросов, составил:
551 руб./т ? 1,17 ? 1,98 ? 1 т = 1276 руб.

Размер платы за выброс аммония-иона в пределах установленных лимитов составляет 2755 руб. за тонну (п. 3 постановления Правительства РФ от 1 июля 2005 г. № 410).

Размер платы за сброс аммония-иона в пределах установленных лимитов составил:
2755 руб./т ? 1,17 ? 1,98 ? (2,5 т – 1 т) = 9573 руб.

При расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов применяется повышающий коэффициент 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Размер платы за сверхлимитный сброс аммония-иона составил:
2755 руб./т ? 1,17 ? 1,98 ? (3 т – 2,5 т) ? 5 = 15 956 руб.

Общая сумма платы за сброс загрязняющего вещества – 26 805 руб. (1276 руб. + 9573 руб. + 15 956 руб.).

В учетной политике «Альфы» предусмотрено начисление платы за загрязнение окружающей среды с использованием счета 76 на отдельном субсчете «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды».

На основании справки бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– 1276 руб. – начислена плата за загрязнение окружающей среды в размере предельно допустимых нормативов;

Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– 25 529 руб. (9573 руб. + 15 956 руб.) – начислена плата за загрязнение окружающей среды сверх предельно допустимых нормативов.

«Альфа» применяет метод начисления, налог на прибыль платит помесячно.

При расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учел только плату в размере предельно допустимых нормативов в сумме 1276 руб. (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Сверхнормативные платежи в сумме 25 529 руб. в расчет налога на прибыль он не включил (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В учете «Альфы» сделана проводка:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 5106 руб. (25 529 руб. ? 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство с суммы сверхнормативной платы за загрязнение окружающей среды, не учитываемой при расчете налога на прибыль.

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль плату за сброс в канализационную систему сточных вод со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ

Да, можно

Сброс сточных вод в канализационную систему, в том числе и сверхнормативный, осуществляется на основании договора, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167). Существенными условиями такого договора являются порядок, тарифы и условия оплаты, в том числе за превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в сточных водах (абз. 7 п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167).

Сброс сточных вод осуществляется не в поверхностные или подземные водные объекты, а в систему канализации для последующей очистки на условиях, указанных в договоре. К загрязнениям такого рода Порядок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, не применяется (п. 1 Порядка). Следовательно, положения пункта 7 этого Порядка (об отнесении сверхнормативных платежей за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации) на плату за сброс сточных вод со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ не распространяются. При этом плата за очистку сточных вод в отличие от платежей за сверхнормативное загрязнение окружающей среды налогооблагаемую прибыль уменьшает (подп. 7 п. 1 ст. 254 и п. 4 ст. 270 НК РФ).

Таким образом, предусмотренная в договоре с организацией водопроводно-канализационного хозяйства плата за сброс сточных вод, в том числе со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ, учитывается при расчете налога на прибыль в составе материальных расходов.

Правомерность такого подхода подтверждается письмами Минфина России от 24 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/717, от 20 апреля 2012 г. № 03-03-06/1/203, от 25 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/697 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 24 января 2006 г. №7317/05, ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2006 г. № А56-37462/2005, от 24 января 2005 г. № А26-8527/04-210, Уральского округа от 20 марта 2007 г. № Ф09-1788/07-С3, от 16 октября 2006 г. № Ф09-9300/06-С7).

Ситуация: как учесть при расчете налога на прибыль затраты на оплату услуг сторонней организации по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Затраты на оплату услуг сторонней организации по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включите в состав прочих расходов (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Организации, применяющие метод начисления, должны списывать данные расходы равномерно в течение срока действия данных нормативов. Это следует из положений подпункта 3 пункта 7 и пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/526. В данном письме рассмотрен порядок налогового учета расходов на оплату услуг по разработке проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу. Тем не менее выводами, которые в нем содержатся, можно руководствоваться и при разработке проекта нормативов образования отходов: в обоих случаях понесенные организацией затраты имеют одну и ту же экономическую природу.

По общему правилу нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья (п. 11 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Если до истечения пятилетнего срока технологические характеристики производства меняются, то утвержденные нормативы могут быть пересмотрены или аннулированы. Из-за этого у организации может возникнуть необходимость в разработке нового проекта нормативов, в том числе с привлечением сторонней организации. По мнению Минфина России, в таком случае при расчете налога на прибыль можно единовременно учесть разницу между суммой расходов на разработку старых проектов нормативов и фактически списанной суммой затрат (письмо от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105).

Пример отражения в налоговом учете расходов на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. До истечения пятилетнего срока действия нормативов у организации изменились условия производства

В 2015 году ООО «Альфа» были утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение со сроком действия до 31 декабря 2019 года. Разработку проекта осуществляла специализированная организация. Сумма расходов на разработку составила 100 000 руб. (без учета НДС). В течение 2015–2016 годов при расчете налога на прибыль «Альфа» учла в составе расходов 40 000 руб. (100 000 руб. : 5 лет ? 2 года).

В 2017 году характеристики производственного процесса «Альфы» изменились и организация была вынуждена заказать разработку нового проекта нормативов образования расходов и лимитов на их размещение. Срок действия новых нормативов – до 31 декабря 2021 года. Стоимость проекта составила 120 000 руб. (без учета НДС). В 2017 году «Альфа» единовременно отнесла на расходы разницу между стоимостью старого проекта нормативов и суммой расходов, фактически учтенных при расчете налога на прибыль за 2015–2016 годы. Кроме того, бухгалтер «Альфы» включил в состав расходов 1/5 от стоимости нового проекта нормативов.
Общая сумма расходов, связанных с разработкой проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в 2017 году составила:
(100 000 руб. – 40 000 руб.) + 120 000 руб. : 5 лет = 84 000 руб.

Для отдельных категорий организаций установлены особые сроки действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В частности, для организаций, которые размещают отходы I–IV классов, нормативы и лимиты утверждаются на срок действия лицензии на ведение деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению таких отходов (п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). А для организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории, нормативы пересматриваются и утверждаются ежегодно (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50).

При списании расходов на разработку проектов нормативов такие организации должны придерживаться общего правила: затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль равномерно в течение срока, на который нормативы были утверждены.

Это следует из писем Минфина России от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105, от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/4/127, от 6 мая 2006 г. № 03-03-04/2/133. Несмотря на то что эти письма были выпущены в период действия постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461, ими можно руководствоваться в настоящее время.

При кассовом методе стоимость услуг сторонней организации по разработке проекта нормативов распределять не нужно. Данные затраты можно учесть в налоговой базе сразу после оказания и оплаты (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка