Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин сообщил, кого накажут за ошибки в декларациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 января 2016 77 просмотров

Нужна подробная консультация по заполнению отчетов в Росприроднадзор: МСП, 2-ТП, Расчет платы НВОС. Как эти отчеты стыкуются между собой, откуда берут данные для их заполнения, какие коэффициенты применяются, какой размер этих коэффициентов (какими документами все это регламентируется)? У нас в Крыму большая сеть розничных универсамов с преимущественным преобладанием продуктового ассортимента (имеют производственные цеха - кулинария, пекарня; и кафе) плюс офисные помещения, как определиться с видами мусора, которые образуются в результате нашей жизнедеятельности? Должны ли быть какие то документы (паспорта) на этот мусор и кто (какой орган) их делает? Какие документы нужны для оформления этих паспортов на мусор? Какие штрафные санкции за несдачу (соответственно неуплату налога) этих отчетов и какой срок исковой давности? Как определяется лимит по мусору? Сдают ли малые(микро-) предприятия эту отчетность (к примеру вид деятельности - услуги, есть аренда офиса и один наемный работник)? Наличие грузового дизельного автомобиля и дизельного генератора на предприятии как влияет на заполнение отчета? Наш водоканал подает акты, в который указано водоотведение - эти данные необходимы для заполнения отчета?Эти вопросы возникли из того, что уже успели прочитать, ранее с подобным не сталкивались, может есть еще нюансы по заполнению?Заранее благодарны за помощь!

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации, которые ведут деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. С 1 января 2015 года плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (грузовой дизельный автомобиль и дизельный генератор). Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает, если деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению или нейтрализации.

Организация должна отчитаться о том, какие загрязняющие вещества и отходы произвела в течение квартала. Форма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. По отходам заполняется только 4 раздел.

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны сдавать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Размер платы зависит от: наименования отхода, его кода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445, и класса опасности для окружающей среды; лимита на размещение отходов; фактического количества образованных отходов за отчетный период (при самостоятельном производстве товаров из собственного сырья); фактического количества поступивших отходов от других организаций с переходом права собственности на отходы; фактического количества использованных (утилизированных отходов) в отчетном периоде; фактического количества обезвреженных отходов; фактического количества отходов, переданных другим организациям с переходом права собственности; фактического количества отходов, переданных для размещения сторонним организациям; фактического времени использования (утилизации) отходов с момента размещения (в течение трех лет или более); поправочных коэффициентов (повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов; коэффициент экологической значимости; коэффициент, учитывающий экологический статус территории; коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году; коэффициент места расположения объекта размещения отходов).

Данные показатели и расчет платы отражаются в столбцах 2–27 табличной части раздела 4 расчета.

На рассмотрение территориальные отделения Росприроднадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно. Эти нормативы должны быть подтверждены всеми необходимыми расчетами и технико-экономическими обоснованиями.

При разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение руководствуйтесь приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349.

Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение плательщики подают в территориальные управления Росприроднадзора: 1. Заявление об утверждении нормативов; 2. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого в уведомительном порядке они представляют в территориальные управления Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (2-ТП (отходы)).

Несвоевременная сдача отчетности или ее несдача является административным правонарушением. Влечет наложение штрафа в соответствии со статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Обоснование

Из рекомендации

Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), которые ведут в России деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

<…>

Виды негативного воздействия

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы по видам негативного воздействия на окружающую среду.

Обратите внимание: с 1 января 2015 года плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 г. № 02-12-44/17039от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413). Таким образом, с 2015 года все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.

<…>

Размещение отходов

Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организаций, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению или нейтрализации.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗст. 136 ГК РФ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Если в соответствии с гражданским законодательством специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды (в части принятых расходов) должна будет именно она (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗгл. 14 ГК РФ).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

К объектам размещения отходов установлены особые требования:

  • их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
  • определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимаетс яразмещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010,Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).

Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:

1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 121314,151617 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.

3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.

Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.

При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платырасходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).

4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.

5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).

<…>

Из рекомендации

Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды

Если деятельность организации связана с природопользованием, она должна отчитаться о том, какие загрязняющие вещества и отходы произвела в течение кварталаФорма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Кто должен сдавать расчет

Расчет платы за загрязнение окружающей среды должны сдавать организации, деятельность которых оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия:

Об этом сказано в пункте 1 статьи 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ и пункте 1 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны сдавать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30. Это следует из письма Росприроднадзора от 7 декабря 2011 г. № ОД-06-01-32/15903.

Чем руководствоваться при составлении расчета

При заполнении и сдаче расчета платы за загрязнение окружающей среды руководствуйтесь Порядком, утвержденным приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

<…>

Срок сдачи расчета

Последний срок сдачи – 20-е число месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 23 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

<…>

Состав расчета

Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;
  • раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
  • раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Об этом сказано в пункте 6 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

В расчет платы включите только те разделы, которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду (п. 8 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Пример определения состава расчета платы за загрязнение окружающей среды

Организация имеет стационарные объекты, которые выбрасывают в атмосферный воздух вредные вещества. Кроме того, в процессе производственной деятельности у организации образуются твердые бытовые отходы, подлежащие утилизации.

Таким образом, организация является плательщиком платы:

  • за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • за размещение отходов производства и потребления.

В расчет платы за загрязнение окружающей среды бухгалтер организации включил:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Остальные разделы расчета (разделы 2 и 3) организация не составляет, поскольку не является плательщиком по данным видам негативного воздействия на окружающую среду.

Заполнение расчета

Расчет на бумаге заполните шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Бумажный вариант отчета пронумеруйте, прошнуруйте и скрепите печатью организации.

Расчет должен иметь сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа.

Об этом сказано в пунктах 9–11 и 17 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Все числовые показатели в расчете, кроме ИНН и КПП, указывайте справа налево. В остальных ячейках нули не проставляйте. В каждой строке и соответствующей ей графе ставьте только один показатель. Если каких-либо показателей нет, в строке поставьте прочерк. Такие правила установлены пунктами 13 и 15 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Электронная версия Расчета платы может быть подготовлена в формате программы «Модуль природопользователя», размещенной на официальном сайте Росприроднадзора. Но можно использовать и другие программы, имеющие функцию расчета платы.

Подпись

Каждую страницу расчета подписывают (с указанием фамилии, имени и отчества) представители организации.

Расчет вправе подписывать:

  • руководитель и главный бухгалтер организации;
  • руководитель и бухгалтер обособленного подразделения организации;
  • другие уполномоченные лица по доверенности.

Если расчет подписывают руководитель и бухгалтер обособленного подразделения или другие уполномоченные лица, то нужно указать реквизиты доверенности. Заверенную копию доверенности приложите к расчету.

Это следует из пункта 7 Порядка заполнения титульного листа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, и статьи 185 Гражданского кодекса РФ.

Титульный лист

На титульном листе расчета укажите:

  • отчетный квартал и год, за который подается расчет («I», «II» и т. д.);
  • отметку «V» о том, первичный расчет или корректирующий. Если подаете корректирующий расчет, укажите номер корректировки. Например, если в первичном расчете Росприроднадзор обнаружил ошибку, то строку 1 титульного листа первого корректирующего расчета заполняйте так: «корректирующий» «V»/1;
  • полное наименование территориального отделения Росприроднадзора, в который подаете расчет;
  • полное наименование организации в соответствии с учредительными документами (латинская транскрипция наименования организации – при ее наличии);
  • юридический адрес организации в соответствии с учредительными (распорядительными) документами;
  • код города и номер телефона руководителя и главного бухгалтера организации (иного контактного лица);
  • ИНН и КПП организации (ячейки, отведенные для ИНН, заполняйте слева направо, в первых двух ячейках поставьте нули («00»)).

Такие правила установлены в пунктах 1–3 Порядка заполнения титульного листа и пункте 14 Общего порядка, утвержденных приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

На титульном листе также проставьте дату заполнения расчета и подписи представителей организации.

Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет

При заполнении листа «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» укажите:

  • по строке 010 – КБК платы за загрязнение окружающей среды. В зависимости от источников загрязнения для платежей установлены разные КБК:
    – за выбросы стационарными объектами;
    – за сбросы загрязнений в воду;
    – за размещение отходов.
    Поскольку лист «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» позволяет указать в нем платежи только по одному КБК, при наличии в организации разных источников загрязнений в расчет нужно будет включить несколько листов – отдельно по каждому виду негативного воздействия;
  • по строке 020 – код ОКТМО в соответствии с приказом Росстандарта от 14 июня 2013 г. № 159-ст. Быстро определить свой ОКТМО можно здесь. Ячейки, отведенные для кода ОКТМО, заполняйте слева направо. Если код содержит менее 11 знаков, в оставшихся пустых ячейках проставьте прочерки;
  • по строке 030 – сумму платы по всем видам негативного воздействия. Ее определяйте по всем производственным территориям, объектам размещения отходов и объектам негативного воздействия, которые расположены на территории одного муниципального образования. В этой строке сумму платы нужно отражать без учета льгот и зачетов;
  • по строке 040 – сумму средств на выполнение природоохранных мероприятий. Эта сумма принимается к зачету в счет платы;
  • по строке 050 – сумму льгот – для организаций социальной и культурной сферы, а также организаций, которые финансируются за счет бюджетных средств;
  • по строке 060 – сумму льгот – для организаций, сбрасывающих загрязняющие вещества в составе сточных вод из системы канализации населенных пунктов в водные объекты. Льготы смотрите в нормативных актах регионального законодательства;
  • по строке 070 – итоговую сумму платы, подлежащую перечислению в бюджет. Она рассчитывается следующим образом: строка 070 = строка 030 – строка 040 – строка 050 – строка 060.

Такой порядок установлен пунктами 3–10 Порядка заполнения расчета, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

<…>

Раздел 4

Раздел 4 заполняют и сдают организации, деятельность которых приводит к образованию бытовых отходов.

В разделе укажите:

  • регистрационный номер объекта размещения отходов (если он присвоен);
  • наименование и адрес местонахождения объекта размещения отходов;
  • номер, дату выдачи и срок действия лимита на размещение отходов;
  • характеристики объекта размещения отходов (находится в пределах промышленной зоны или за ее пределами, является или не является специализированным полигоном (промышленной площадкой)). В зависимости от характеристики объекта в соответствующей ячейке поставьте отметку.

Об этом сказано в пунктах 1 и 3 Порядка заполнения раздела 4, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Размер платы зависит от следующих показателей:

  • наименования отхода, его кода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445, и класса опасности для окружающей среды;
  • лимита на размещение отходов;
  • фактического количества образованных отходов за отчетный период (при самостоятельном производстве товаров из собственного сырья);
  • фактического количества поступивших отходов от других организаций с переходом права собственности на отходы;
  • фактического количества использованных (утилизированных отходов) в отчетном периоде;
  • фактического количества обезвреженных отходов;
  • фактического количества отходов, переданных другим организациям с переходом права собственности;
  • фактического количества отходов, переданных для размещения сторонним организациям;
  • фактического времени использования (утилизации) отходов с момента размещения (в течение трех лет или более). Документы, подтверждающие фактическое использование отходов, приложите к расчету;
  • поправочных коэффициентов (повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов; коэффициент экологической значимости; коэффициент, учитывающий экологический статус территории; коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году; коэффициент места расположения объекта размещения отходов).

Данные показатели и расчет платы отражаются в столбцах 2–27 табличной части раздела 4 расчета.

Об этом сказано в пунктах 5–29 Порядка заполнения раздела 4, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

<…>

Из рекомендации

Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды

Базой для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду являются количественные показатели (масса или объем), характеризующие выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещаемых отходов. При этом размер платы зависит от того, соответствуют ли эти количественные показатели нормативам, утвержденным для той или иной организации. Минимальный размер платы взимается при соблюдении установленных нормативов. Если масса или объем загрязнений (размещаемых отходов) превышает эти нормативы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду возрастает.

По степени вредного воздействия на окружающую среду количественные показатели загрязнений подразделяются на три категории:

  • предельно допустимые массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде нормативов;
  • временно согласованные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде лимитов (временно согласованных нормативов);
  • сверхлимитные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов.

Виды загрязнений

С 1 января 2015 года плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие виды загрязнений:

Перечисленные нормативы применяются с поправочными коэффициентами, учитывающими экологические факторы, и с дополнительным коэффициентом 2, установленным для особо охраняемых природных территорий (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). Кроме того, предусмотрена ежегодная индексация нормативов. Раньше коэффициенты индексации определялись в законах о федеральном бюджете, а теперь – в постановлениях Правительства РФ. На период 2015–2017 гг. коэффициенты индексации нормативов платы за загрязнение окружающей среды установлены постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219.

Нормативы выбросов и загрязнений

Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные:

  • нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Это следует из положений пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, и статьи 22 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

До 30 сентября 2010 года функции, связанные с утверждением предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До утверждения Минприроды России новых нормативных актов, регулирующих расчет нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды, необходимо руководствоваться действующими нормативными актами:
– постановлениями Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 и от 12 июня 2003 г. № 344;
– приказами Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 и от 8 июня 2006 г. № 557 и т. д.

Это следует из письма Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167.

Готовые нормативы предельно допустимых загрязнений, которые подходили бы для предприятий любых отраслей, в законодательстве отсутствуют. Дело в том, что величина этих нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации. Среди них:

  • количество объектов, которые являются источниками загрязнений;
  • наличие и объемы вредных веществ (примесей) в сырье и материалах, используемых в деятельности организации;
  • степень технологической переработки сырья и материалов, вредных для окружающей среды;
  • наличие и эффективность очистных сооружений;
  • объемы и физико-химический состав отходов производства и т. д.

Учесть все факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей организации, используемого оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Поэтому на рассмотрение (для последующего утверждения в качестве предельно допустимых или временно согласованных нормативов) территориальные отделения Росприроднадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно. Эти нормативы должны быть подтверждены всеми необходимыми расчетами и технико-экономическими обоснованиями.

Такой порядок следует из положений статей 1118 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Если составить нормативы предельно допустимых загрязнений несложно, организация может выполнить эту работу своими силами, предварительно проконсультировавшись со специалистами Росприроднадзора. Если же разработка нормативов потребует специальных экспертиз, дополнительных исследований или сложных анализов, проводить ее должны квалифицированные специалисты – экологи. При наличии таких специалистов в штате организации эта работа может быть поручена им. Участие бухгалтерии будет сводиться лишь к подборке необходимых документов или выполнению вспомогательных расчетов. Если штатных экологов в организации нет, для разработки нормативов следует заключить договор со сторонней организацией.

Инвентаризация выбросов, сбросов и отходов

Одним из этапов разработки нормативов предельно допустимых загрязнений является инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и отходов. В ходе инвентаризации устанавливаются:

  • источники выбросов загрязняющих веществ и образования отходов;
  • перечни загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию;
  • количество и качество выбросов загрязняющих веществ и образования отходов.

Результаты инвентаризации отражаются в отчете, который должен быть утвержден руководителем организации.

Результаты инвентаризации используйте для подготовки нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ, а также проектов нормативов образования отходов (абз. 7 п. 11 приказа Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349).

<…>

Нормативы образования отходов

При разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение руководствуйтесь приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349.

Нормативы образования отходов определяют количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов. Такой порядок установлен пунктами 2 и 4Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Если у организации есть обособленные подразделения, которые расположены в пределах одного субъекта РФ, то проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение можно разработать как по организации в целом, так и по каждому обособленному подразделению в отдельности. Если же обособленные подразделения расположены на территории нескольких субъектов РФ, то проекты нормативов образования отходов придется разработать по каждому из подразделений. Это установлено пунктом 4 приказа Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349.

Срок действия проектов нормативов составляет 5 лет, за исключением организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории. Для них проекты нормативов пересматриваются ежегодно.

Это предусмотрено пунктами 12–13 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Содержание и порядок оформления проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлен пунктом 17 приказа Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349.

Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение плательщики подают в территориальные управления Росприроднадзора:

1. Заявление об утверждении нормативов с указанием:

  • полного и сокращенного наименования организации (Ф. И. О. предпринимателя);
  • организационно-правовой формы;
  • местонахождения;
  • государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

2. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Такой порядок предусмотрен пунктом 7 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Не позднее чем через 30 рабочих дней с даты приема заявления и документов территориальное управление Росприроднадзора принимает одно из двух возможных решений:

  • утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • отказывает заявителю в утверждении нормативов с мотивированным обоснованием.

Такой порядок предусмотрен пунктом 10 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого в уведомительном порядке они представляют в территориальные управления Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 3 ст. 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ,п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Сделать это нужно не позднее 15 января года, следующего за отчетным (п. 5Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30). Форма статистической отчетности 2-ТП (отходы) утверждена приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17.

Ответственность за превышение нормативов

Внимание: за превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность установлена:

  • за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (включая превышение нормативов предельно-допустимых выбросов) – статьей 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • за нарушение правил водопользования, в том числе при сбросе сточных вод в водные объекты (в т. ч. за превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты) –частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления – статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из рекомендации

Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды

Показатели для расчета

Чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, бухгалтеру необходимо знать:

1. Утвержденные для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.

2. Утвержденные для организации лимиты (временные нормативы) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.

3. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, приведенные в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

4. Коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы и природно-климатические особенности территорий, приведенные в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. К таким коэффициентам относятся:

– повышающий коэффициент за сверхлимитные сбросы. Этот показатель применяется, только если не соблюдаются нормативы предельно допустимых выбросов, а также при выбросах, на которые не получено разрешение. Значение коэффициента всегда равно 5,0 (п. 14 Порядка заполнения раздела 1, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204);

– коэффициент экологической значимости (коэффициент, учитывающий экологические факторы). Значение коэффициента зависит от того, куда сбрасываются загрязняющие вещества (в атмосферу, почву или водные объекты), а также от территории, где происходит негативное воздействие. Значения коэффициентов приведены в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344;

– коэффициент, учитывающий экологический статус территории. Обычно он равен 1. Для особо охраняемых природных территорий (в т. ч. лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия значение коэффициента составляет 2 (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);

– коэффициент, применяемый при выбросах в атмосферный воздух городов. Коэффициент равняется 1,2, если происходит негативное воздействие на атмосферный воздух городов, независимо от места расположения объекта негативного воздействия. В других случаях он равен 1 (п. 3 ст. 16.3 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗприложение 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344).

5. Фактические количественные показатели (массу, объем) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов с разбивкой:

  • в пределах утвержденных нормативов;
  • в пределах утвержденных лимитов (временных нормативов);
  • сверх утвержденных нормативов и лимитов (временных нормативов).

6. Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

7. Коэффициенты индексации (инфляции) платы за загрязнение окружающей среды, которые утверждаются каждый год. На период 2015–2017 гг. такие коэффициенты установлены постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219.

8. Коэффициенты, стимулирующие проведение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, приведены в пункте 6 статьи 16.3 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Плату за загрязнение окружающей среды рассчитывайте по каждому загрязняющему веществу, виду отхода.

<…>

Расчет платы

Для расчета платы за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов (лимитов) используйте формулу:

Размер платы за загрязнение окружающей среды (в пределах нормативов) = Норматив платы ? Коэффициент к нормативу платы (если установлен) ? Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (в пределах нормативов) ? Коэффициент индексации


За часть выбросов (сбросов), превышающую допустимые значения, плату рассчитайте по формуле:

Размер платы за загрязнение окружающей среды (сверх нормативов) = Норматив платы ? Коэффициент к нормативу платы (если установлен) ? Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (сверх предельных нормативов) ? Коэффициент индексации ? 5


За часть выбросов (сбросов), превышающую допустимые лимиты, плату рассчитайте по формуле:

Размер платы за загрязнение окружающей среды (сверх нормативов) = Норматив платы ? Коэффициент к нормативу платы (если установлен) ? Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (сверх предельных лимитов) ? Коэффициент индексации ? 5


Если организация осуществляет сброс (выброс) загрязняющих веществ без специального разрешения, то вся масса таких веществ считается сверхлимитной. А размер платы рассчитывается по третьей формуле в отношении всего объема выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

В зависимости от проведенных природоохранных мероприятий и используемых технологий при расчете платы можно использовать и дополнительные коэффициенты, приведенные в пункте 6 статьи 16.3 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. К примеру, при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности, используется коэффициент 0,33.

Полученные при расчете размеры платы по каждому виду загрязняющих веществ просуммируйте.

Для удобства расчетов можно также воспользоваться программой «Модуль природопользователя», размещенной на официальном сайте Росприроднадзора.

<…>

Срок уплаты

Организации рассчитывают и перечисляют плату за загрязнение окружающей среды не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Этот срок распространяется и на платежи за IV квартал 2015 года. То есть перечислить плату за загрязнение окружающей среды за IV квартал 2015 года нужно не позднее 1 марта 2016 года. Такие разъяснения приведены в письме Росприроднадзора от 4 декабря 2015 г. № АС-06-01-36/21588.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка