Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
19 января 2016 647 просмотров

Наша организация находится в стадии реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу. какими законодательными документами нужно руководствоваться при присоединении, а так же прошу ответить на вопрос: Так как организация уже находится в стадии реорганизации, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, имеем ли мы право действовать уже от лица к которому мы присоединяемся, и сославшись на уведомление о присоединении не перезаключать договора с контрагентами и автоматически с ними работать от правоприемника.

1. При присоединении нужно руководствоваться положениями статей 57 – 60 ГК РФ, главой 5 Закона о государственной регистрации № 129-ФЗ и статьями 51 и 53 Закона об ООО.

2. Нет, до завершения процедуры реорганизации действовать от имени правопреемника нельзя.

Реорганизация ООО в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных лиц (п. 5 ст. 16 Закона о государственной регистрации). После этого присоединяемая организация прекращает свое существование, все сделки после этого заключаются от имени правопреемника. Но до этого оба юридических лица – и реорганизуемое, и присоединяющее, действовать от имени друг друга не вправе.

3. гражданское законодательство прямо не обязывает заключать новый договор при реорганизации в форме присоединения одного из контрагентов. Ведь при этом к присоединяющей стороне переходят все без исключения права и обязанности правопреемника. Поэтому у кредиторов не должно возникнуть сомнений по вопросам правопреемства

Однако налоговый орган считает, что в целях минимизации рисков по признанию расходов для целей налогообложения прибыли следует заключить новый договор, от имени ООО (Письмо УФНС России по Москве от 19.07.2011 № 16-15/071026). По мнению ФНС, поскольку реорганизация представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. В результате реорганизации деятельность реорганизованного юридического лица продолжает другое юридическое лицо, а само оно прекращает свое существование. Новое юридическое лицо начинает действовать от собственного имени, хотя обязательства по исполнению договорных отношений в соответствии с гражданским законодательством и переходят к правопреемнику.

Обоснование

Из рекомендации Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы), Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Геннадия Уваркина, кандидата юридических наук, заместителя генерального директора Правового бюро «Омега»

Как провести присоединение ООО


Присоединение ООО – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, договор о присоединении, составленный с нарушением требований законодательства, может повлечь недействительность реорганизации ООО. Ненадлежащее уведомление антимонопольного органа о присоединении ООО в установленных законом случаях будет основанием для административной ответственности. Нарушение прав участников на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о присоединении ООО недействительным. Подача в регистрирующий орган неполного комплекта документов не позволит внести в ЕГРЮЛ запись, подтверждающую факт реорганизации.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру реорганизации в форме присоединения.

Положения Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.

Обоснование

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Понятие присоединения ООО и основные этапы работы юриста в процессе присоединения ООО

Присоединение ООО – форма реорганизации ООО, при которой одно или несколько обществ (присоединяемые лица) прекращают свою деятельность, а их права и обязанности переходят к другому, уже существующему обществу (основное лицо).

С 1 сентября 2014 года в присоединении ООО могут участвовать не только общества с ограниченной ответственностью (как это было раньше), но и юридические лица других организационно-правовых форм, которые закон разрешает преобразовывать друг в друга (абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ). Другими словами, присоединяемое или основное лицо по своей организационно-правовой форме не обязательно должно быть обществом с ограниченной ответственностью. В частности, провести присоединение ООО теперь можно с АО, хозяйственным товариществом (полным и коммандитным), производственным кооперативом. Однако нельзя это сделать при участии некоммерческой организации (в т. ч. ассоциации, общественной организации и т. д.) или государственного (муниципального) унитарного предприятия.

Обоснование

Закон позволяет преобразовывать хозяйственные общества и товарищества одного вида в хозяйственные общества и товарищества другого вида, а также в производственные кооперативы (п. 1 ст. 68 ГК РФ).

Однако запрещена реорганизация хозяйственных обществ и товариществ в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации (п. 3 ст. 68 ГК РФ).

Чтобы реорганизация в форме присоединения прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого ООО должен в первую очередь составить примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При присоединении ООО необходимо:

1. Принять решение о созыве общего собрания участников ООО по вопросу о реорганизации в форме присоединения.

2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденногоприказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

3. Разработать договор о присоединении, согласовать его условия с юридическими отделами всех организаций, участвующих в реорганизации.

4. Оценить характер последствий предполагаемой реорганизации: будет ли реорганизация соответствовать требованиям антимонопольного законодательства и нужно ли получать согласие антимонопольного органа.

5. Провести общее собрание участников с целью принятия решения о присоединении ООО.

6. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.

7. Уведомить кредиторов реорганизуемого ООО и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.

8. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).

9. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

10. Провести совместное общее собрание участников реорганизуемых лиц.

11. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ).

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о реорганизации ООО в форме присоединения

Нет, не нужно.

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.

Как разработать договор о присоединении ООО

Договор о присоединении заключают между основным и присоединяемым (присоединяемыми) лицами.

Юристы участвующих в реорганизации организаций совместно разрабатывают договор о присоединении до даты проведения общих собраний участников в этих организациях. Договор подписывают руководители исполнительного органа (генеральные директора, президенты и т. д.) каждой организации.

Закон не устанавливает обязательные требования к содержанию договора о присоединении. По закону в договор нужно включить лишь два условия (п. 3 ст. 53 Закона об ООО):

  • перечень изменений и дополнений, вносимых в устав основного лица. При этом утверждение договора о присоединении не влечет автоматического изменения устава. Такие изменения и дополнения вносятся в устав основного лица лишь после того, каксовместное общее собрание участников реорганизуемых лиц примет решение по данному вопросу;
  • порядок и срок проведения совместного общего собрания участников реорганизуемых лиц. Стороны могут либо руководствоваться статьями 36 и 37 Закона об ООО либо сформулировать свои правила для проведения такого собрания.

Кто может быть участником ООО, присоединившего к себе другое юридическое лицо

Участники каждого из реорганизованных лиц.

Во-первых, участниками основного (присоединившего) общества по-прежнему будут считаться все те участники, которые входили в состав этого общества до реорганизации.

Во-вторых, участниками основного общества станут участники присоединенного лица.

На практике в договор о присоединении включаются и другие условия. Ведь детальное урегулирование отношений помогает избежать споров между сторонами, снижает риск неблагоприятных последствий. Поэтому в договоре нужно закрепить следующие условия (помимо установленных Законом об ООО):

  • сведения об организациях, участвующих в присоединении (наименование, местонахождение);
  • порядок и условия реорганизации. Стороны определяют этапы процедуры присоединения: срок для проведения общего собрания участников каждого реорганизуемого лица, порядок и срок для уведомления кредиторов, порядок и срок для опубликования сообщения в средствах массовой информации и т. д. Другими словами, в договоре желательно закрепить не только условие о порядке проведения совместного общего собрания участников реорганизуемых лиц (п. 3 ст. 53 Закона об ООО), но и урегулировать каждый этап реорганизации. Это поможет провести присоединение ООО без негативных последствий для сторон;
  • сведения об уставном капитале основного лица. Нужно указать размер уставного капитала, а также сформулировать порядок его увеличения;

За счет каких средств происходит увеличение уставного капитала ООО, присоединившего к себе другое юридическое лицо

Сумма, на которую увеличивается уставный капитал основного (присоединившего) ООО, формируется за счет:

  • уставного капитала присоединенного лица
  • и (или) иных собственных средств реорганизованных лиц либо любого из них (в т. ч. за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).

Такое правило установлено для акционерных обществ, однако на практике его применяют и при увеличении уставного капитала основного ООО.

  • сведения о размере и номинальной стоимости долей участников присоединяемого ООО в уставном капитале основного ООО. При определении размера и стоимости долей нужно учесть правила пункта 3.1 статьи 53 Закона об ООО;
  • ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;
  • порядок действия договора во времени. По закону договор о присоединении вступает в силу с момента его утверждения всеми общими собраниями участников реорганизуемых лиц (п. 2 ст. 53 Закона об ООО). Повторять это правило еще и в самом договоре необязательно. Но все же желательно это сделать, чтобы избежать возможных разногласий и недопонимания.

В каких случаях нужно получить согласие антимонопольного органа на присоединение ООО

Перед тем как принять решение о присоединении ООО, необходимо проверить, нужно липолучить согласие антимонопольного органа (ФАС России), или достаточно будет уведомить о реорганизации. Возможно, не потребуется ни согласия, ни уведомления. Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к тексту Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции):

1. Предварительное согласие ФАС России на присоединение одного или нескольких ООО (иных реорганизуемых лиц) к основному ООО (иному присоединяющему лицу) требуется в следующих случаях.

Во-первых, если реорганизуемые лица не являются финансовыми организациями и соблюдается одно из условий (п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции):

  • суммарная стоимость активов реорганизуемых лиц (или активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 млрд руб., или суммарная выручка лиц (или их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 10 млрд руб.;
  • одно из реорганизуемых лиц включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.

Во-вторых, если реорганизуемые лица являются финансовыми организациями и суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную (п. 3 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции):

  • Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если лица поднадзорны Центробанку России);
  • Правительством РФ единолично (если лица не поднадзорны Центробанку России).

В-третьих, если к юридическому лицу, не являющемуся финансовой организацией, присоединяется финансовая организация, и при этом стоимость активов присоединяемого лица превышает величину, установленную (п. 6 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции):

  • Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если присоединяемое лицо поднадзорно Центробанку России);
  • Правительством РФ единолично (если присоединяемое лицо не поднадзорно Центробанку России).

В-четвертых, если к финансовой организации присоединяется юридическое лицо, не являющееся финансовой организацией, и при этом стоимость активов основного лица превышает величину, установленную (п. 7 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции):

  • Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если основное лицо поднадзорно Центробанку России);
  • Правительством РФ единолично (если основное лицо не поднадзорно Центробанку России).

В каждом из четырех случаев необходимо оформить ходатайство о получении согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации в форме присоединения. Его составляют в письменном виде в произвольной форме. Документ должны подписать руководители всех юридических лиц, участвующих в реорганизации (ч. 6 ст. 32 Закона о защите конкуренциип. 3.23 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. № 342; далее – Административный регламент).

Такое ходатайство, а также ряд иных документов и сведений необходимо представить в подразделение антимонопольного органа, которое определяют по правилам пунктов 3.9–3.12 Административного регламента.

В течение 30 дней с даты получения документов антимонопольный орган обязан рассмотреть их и в письменной форме сообщить заявителю об удовлетворении ходатайства или об ином принятом решении (ч. 1 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

2. О присоединении одного или нескольких ООО (иных реорганизуемых лиц) к основному ООО (иному присоединяющему лицу) необходимо уведомить ФАС России не позднее чем через 45 дней после даты присоединения в следующем случае.

Должны одновременно выполняться четыре условия (ч. 1 ст. 31 Закона о защите конкуренции).

Во-первых, все лица, участвующие в реорганизации, входят в одну группу лиц.

Во-вторых, не позднее чем за один месяц до реорганизации любое из лиц, входящих в эту группу, представило в ФАС России перечень лиц по форме, утвержденной приказом ФАС России от 20 ноября 2006 г. № 293.

В-третьих, состав лиц, входящих в эту группу, на момент реорганизации не изменился по сравнению с перечнем лиц, представленным в ФАС России.

В-четвертых, имеет место одна из ситуаций:

  • реорганизуемые лица не являются финансовыми организациями, и при этом суммарная стоимость активов лиц (или активов их группы лиц) по последним балансам превышает 7 млрд руб., или суммарная выручка лиц (или их группы лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 10 млрд руб.;
  • реорганизуемые лица не являются финансовыми организациями, и при этом одно из лиц включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов;
  • реорганизуемые лица – финансовые организации, суммарная стоимость активов которых по последним балансам превышает величину, установленную либо Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если лица поднадзорны Центробанку России), либо Правительством РФ единолично (если лица не поднадзорны Центробанку России);
  • к юридическому лицу, не являющемуся финансовой организацией, присоединяется финансовая организация, и при этом стоимость активов присоединяемого лица превышает величину, установленную либо Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если присоединяемое лицо поднадзорно Центробанку России), либо Правительством РФ единолично (если присоединяемое лицо не поднадзорно Центробанку России);
  • к финансовой организации присоединяется юридическое лицо, не являющееся финансовой организацией, и при этом стоимость активов основного лица превышает величину, установленную либо Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если основное лицо поднадзорно Центробанку России), либо Правительством РФ единолично (если основное лицо не поднадзорно Центробанку России).
  • <…>

3. Если реорганизация в форме присоединения не относится к случаям, описанным в пунктах 1 и 2, то не требуется направлять в ФАС России ходатайство или уведомление.

Как принимается решение о реорганизации ООО в форме присоединения

Решение о реорганизации в форме присоединения принимается общим собранием участников каждого ООО, участвующего в реорганизации (п. 2 ст. 53 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона об ООО).

Вопрос о реорганизации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 3637Закона об ООО). Решение о реорганизации принимается всеми участниками общества единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания участников (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).

Общее собрание участников каждого реорганизуемого ООО принимает решения по следующим вопросам:

Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации ООО в форме присоединения

После принятия решений о реорганизации на общем собрании участников реорганизуемого ООО это общество должно выполнить ряд установленных законом действий:

  • уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации;
  • уведомить кредиторов и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требования о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков;
  • провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
  • представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения;
  • провести совместное общее собрание участников реорганизуемых лиц.

Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации

В налоговую инспекцию необходимо представить письменное уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № P12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней после того, как юридическое лицо, от имени которого будет подаваться уведомление, приняло решение о реорганизации. Причем уведомление надо представить вместе с принятым решением о присоединении.

Обоснование

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 60 Гражданского кодекса РФ, пункте 1 статьи 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации),пункте 19 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н; далее – Административный регламент предоставления услуги по госрегистрации).

Уведомление подписывает генеральный директор (иное лицо, действующее от имени организации без доверенности) того юридического лица, которое определено решением о реорганизации. Если решение (в т. ч. утвержденный договор о присоединении) такую обязанность не предусматривает, уведомление подписывает генеральный директор (иное уполномоченное лицо) организации, принявшей решение о реорганизации последней (п. 1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации).

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о начале процедуры реорганизации ООО в форме присоединения

Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ2 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о начале процедуры реорганизации не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет уведомление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимозасвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрацииабз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).

Уведомление нужно представить в инспекцию по местонахождению того юридического лица, от имени которого подписан документ. Важно проследить за тем, чтобы инспекция осуществляла функции регистрирующего органа. Так, в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации ООО, находящегося на территории Москвы.

Внимание! Если реорганизуемое ООО не уведомит налоговую инспекцию о начале процедуры присоединения, возникнут негативные последствия.

Во-первых, налоговая инспекция может отказать в регистрации прекращения деятельности присоединяемого ООО по одному из следующих оснований:

Обоснование

Уведомление налоговой инспекции о начале реорганизации – обязательный этап процедуры присоединения.

Если общество не уведомит инспекцию, то оно не сможетоповестить о реорганизации своих кредиторов, то есть опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» необходимые сообщения. Дело в том, что для такой публикации нужно представить в редакцию журнала документ, подтверждающий внесение в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации. Это следует из абзаца 2пункта 1 статьи 60 Гражданского кодекса РФ и прямо предусмотрено правилами на сайте журнала.

В свою очередь, при регистрации прекращения деятельности присоединяемого лица в инспекцию необходимо представить доказательства того, что реорганизуемое ООО уведомило кредиторов.

Правда, такую обязанность устанавливает не Закон о государственной регистрации (т. е. не специальный нормативный акт, регулирующий порядок регистрации юридических лиц), а абзац 2 пункта 5 статьи 51 Закона об ООО. Поэтому есть мнение, что при регистрации реорганизации доказательства уведомления кредиторов на самом деле представлять не нужно. В частности, на официальном сайте ФНС России в перечне представляемых документов эти доказательства не названы.

Однако все же не исключен риск того, что инспекция откажет в регистрации, сославшись на отсутствие доказательств уведомления кредиторов. Причем в случае спора с инспекцией суд может встать на ее сторону и посчитать, что доказательства уведомления – это обязательные документы при регистрации. Такой вывод нередко встречался в судебной практике 2006–2011 годов (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24 марта 2011 г. по делу № А32-11446/2010ФАС Уральского округа от 21 ноября 2007 г. № Ф09-9539/07-С4 по делу № А76-2083/07-56-121ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 декабря 2006 г. № А33-9795/06-Ф02-6492/06-С2 по делу № А33-9795/06). Не исключено, что к этому выводу суд придет и в настоящее время.

В частности, инспекция (суд) может придерживаться следующей позиции.

Законодательство о государственной регистрации юридических лиц состоит из (абз. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации):

  • Гражданского кодекса РФ;
  • Закона о государственной регистрации;
  • иных нормативно-правовых актов, издаваемых в соответствии с двумя указанными выше законами.

В свою очередь, Закон об ООО в соответствии с Гражданским кодексом РФ определяет порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 1п. 1 ст. 51 Закона об ООО). Следовательно, при регистрации реорганизации необходимо не только соблюсти порядок, предусмотренный Законом о государственной регистрации, но и исполнить обязанность, установленную Законом об ООО (т. е. представить в регистрирующий орган доказательства уведомления кредиторов).

В противном случае не исключено, что инспекция откажет в регистрации по подпункту «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

Во-вторых, генерального директора реорганизуемого ООО могут привлечь к административной ответственности в виде:

  • предупреждения или
  • административного штрафа в размере 5000 руб.

Такая ответственность предусмотрена частью 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Причем рассматривать дело и назначать наказание уполномочена сама налоговая инспекция, то есть непосредственно орган, в который необходимо представить уведомление по форме № P12003 (ч. 1 ст. 23.61 КоАП РФ). Это увеличивает риск того, что директора привлекут к ответственности.

В-третьих, возникнет риск негативных последствий, свойственных любому нарушению обязанности по представлению сведений в ЕГРЮЛ.

А именно в связи с тем, что ООО не подало уведомление по форме № P12003 (а значит, не представило необходимые сведения для внесения изменений в ЕГРЮЛ), могут наступить следующие последствия:

  • при споре с третьим лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, общество не сможет сослаться на то, что оно находится в процессе реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 51 ГК РФ);
  • ООО будет обязано возместить убытки, причиненные другим лицам вследствие того, что ЕГРЮЛ не содержал информацию о начале реорганизации общества (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ).

В подтверждение того, что уведомление подано, инспекция выдает заявителю расписку в получении документа с указанием даты принятия (п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 66–69 Административного регламента). Помимо этого, на следующий день после принятия уведомления инспекция размещает соответствующую информацию насайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленный документ, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».

В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления инспекция вносит в ЕГРЮЛ записи о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 16 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации).

В качестве подтверждения того, что записи внесены, инспекция выдает лист записи ЕГРЮЛ в отношении каждого из реорганизуемых лиц (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 15п. 86–90 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).

Как уведомить кредиторов и рассчитаться с ними

Реорганизуемое ООО обязано уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФп. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрациип. 5 ст. 51 Закона об ООО). Для этого необходимо опубликовать уведомление (сообщение) о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

Уведомление публикуют от имени всех юридических лиц, участвующих в реорганизации. Заявку на опубликование подает то лицо, которое определено решением о реорганизации. Если решение (в т. ч. утвержденный договор о присоединении) такую обязанность не предусматривает, заявку подает компания, принявшая решение о реорганизации последней. На практике в роли заявителя, как правило, выступает лицо, известившее налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.

Обязательные сведения, содержащиеся в уведомлении:

  • сведения о каждом юридическом лице, которое участвует в реорганизации (полное наименование, адрес, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
  • форма реорганизации – «присоединение»;
  • порядок и условия заявления кредиторами своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.).

Сообщение помещается в журнале «Вестник государственной регистрации» дважды с периодичностью один раз в месяц (п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

Первое уведомление можно поместить только после того, как инспекция внесет запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. Конкретный срок для публикации первого сообщения не установлен. В целях ускорения процесса реорганизации имеет смысл подать заявку на публикацию в максимально короткие сроки (например, на следующий день после получения листа записи ЕГРЮЛ).

Второе уведомление можно опубликовать не раньше чем через месяц после первого. Например, если первое опубликовали 28 января 2015 года, то второе нужно разместить не ранее 1 марта 2015 года.

Обоснование

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока (п. 3 ст. 192 ГК РФ). Следовательно, второе уведомление можно разместить не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня публикации первого (абз. 5 п. 12 письма ФНС России от 23 января 2009 г. № МН-22-6/64).

Как опубликовать уведомление о присоединении ООО

Это нужно сделать по правилам, приведенным на сайте журнала «Вестник государственной регистрации».

Прежде всего необходимо зарегистрироваться на сайте. Сделать это может любое лицо. Данные, указанные при регистрации, не влияют на публикуемые уведомления.

Затем нужно заполнить web-заявку:

  • выбрать тип уведомления «Сообщение о реорганизации ЮЛ в форме присоединения»;
  • заполнить обязательные поля (со знаком «*»);
  • в графе «Текст публикации» применить автоматическую генерацию и внимательно проверить сгенерированный текст;
  • указать сведения о заявителе;
  • в графе «Количество публикаций» выбрать строку «Первичная публикация» и отметить пункт «Обеспечить повторную публикацию». Срок повторной публикации не может быть менее 30 дней.

Остальные поля заполняют по усмотрению заявителя.

Когда вся необходимая информация будет указана, нужно выбрать способ подачи заявки:

  • с электронной подписью (если у организации есть ключ такой подписи и соответствующий сертификат) или
  • без электронной подписи через региональное представительство журнала.

Как провести совместное общее собрание участников реорганизуемых лиц

Совместное общее собрание участников проводится в порядке, установленном договором о присоединении. По закону собрание должно принять решение о внесении изменений и дополнений в устав основного лица (п. 3 ст. 53 Закона об ООО). Перечень таких изменений и дополнений закрепляется в договоре о присоединении.

В повестку дня совместного общего собрания также можно внести:

  • вопросы об избрании органов управления основного лица. Например, вопрос об избрании генерального директора. Отсутствие такого вопроса в повестке дня означает, что реорганизация не влечет переизбрания директора;
  • иные вопросы. Например, можно установить срок для подачи документов в налоговую инспекцию с целью регистрации реорганизации. Однако, как правило, этот и другие вопросы регулируются договором о присоединении и, следовательно, не вносятся в повестку дня собрания.

Как зарегистрировать реорганизацию ООО в форме присоединения

Реорганизация ООО в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных лиц (п. 5 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

Для внесения записи в ЕГРЮЛ присоединяемые лица должны подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган (налоговую инспекцию).

Документы для регистрации разрешено представить не ранее:

  • трех месяцев с момента, когда инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о начале процедуры присоединения, или
  • тридцати дней с момента, когда общество опубликовало второе уведомление о реорганизации.

Обоснование

Кредиторы ООО вправе предъявить свои требования к обществу не позднее 30 дней после того, как оно опубликует последнее уведомление о реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 60 ГК РФп. 5 ст. 51 Закона об ООО). Суды считают, что раньше такого срока зарегистрировать присоединение нельзя (определение Верховного суда РФ от 19 сентября 2014 г. по делу № 304-ЭС14-1041постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2015 г. № Ф08-5508/2015 по делу № А32-40833/2014).

При этом с 1 сентября 2014 года создаваемую компанию разрешено зарегистрировать не раньше того, как истечет срок для обжалования решения о реорганизации (абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ). Он составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ). Несмотря на то что в результате присоединения юридические лица не создаются, правило о трехмесячном сроке распространяется и на реорганизацию в форме присоединения (письмо ФНС России от 14 августа 2015 г. № ГД-4-14/14410; далее – письмо № ГД-4-14/14410).

В свою очередь, такой трехмесячный срок на практике включает в себя три этапа:

  • первый месяц – общество публикует первое уведомление о реорганизации;
  • второй месяц – ООО публикует второе уведомление;
  • третий месяц – кредиторы предъявляют требования к обществу.

Таким образом, трехмесячный срок истекает, как правило, одновременно с тридцатидневным сроком для предъявления требований. Поэтому документы на регистрацию можно подавать по истечении любого из этих сроков (письмо № ГД-4-14/14410).

Гражданский кодекс Российской Федерации

«Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица».

Из статьи журнала «Семинар для бухгалтера» № 4, Апрель 2015

Пошаговая инструкция для бухгалтера, который оформляет реорганизацию в форме присоединения

– Наша компания начала реорганизацию, когда она закончится, нужно ли будет перезаключать все договоры? Ведь организации, которая их изначально заключала, уже не будет.
– Из самого определения присоединения вытекает, что все права и обязанности принимает на себя присоединяющая сторона (п. 2 ст. 58 ГК РФ). Поэтому перезаключать договоры нет никакой необходимости. По опыту скажу, что при расторжении договора у организации возникает множество налоговых рисков. Например, с невозвратом из бюджета НДС по предварительным оплатам (п. 5 ст. 171 НК РФ), потерей права списывать расходы на льготных условиях по договорам страхования сотрудников (ст. 255 НК РФ) и так далее.

Отчитаться по налогам может присоединяемая организация. Но если до внесения в ЕГРЮЛ отметки о присоединении этого не произошло, то отчитывается и перечисляет налоги уже компания-правопреемник (п. 5 ст. 50 НК РФ). Потому что по общему правилу обязанность подавать отчетность после реорганизации переходит к компании-правопреемнику.

Исключение – справки 2-НДФЛ. Присоединяемая компания подает их за период с начала года до момента завершения реорганизации. А правопреемник – за период со следующего дня после реорганизации (письмо Минфина России от 19 июля 2011 г. № 03-04-06/8-173). Что касается уплаты НДФЛ, то реорганизация никаким образом на нее не влияет. Период по этому налогу не прерывается, и он начисляется как обычно – ведь персонал никуда не девается (ст. 75 ТК РФ).

Ольга Бондаренко

, к. ю. н., доцент, аудитор, ведущий специалист консультационного центра «Ависта консалтинг»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка