Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Каким будет 6 февраля для бухгалтеров

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
29 января 2016 47 просмотров

Просьба подобрать судебную практику

Судебные решения приведены в ответе. Практика немногочисленна, так как Минфин России сам в своих письмах подтверждает тот факт, что если субсидия выделена из Федерального бюджета без НДС, то НДС восстанавливать не нужно. При этом суды по организациям, применяющим ОСН. Для организаций на ЕСХН практики нет, так как они не являются плательщиками НДС в принципе. Если организация применяет ЕСХН, она не признается налогоплательщиком НДС за исключением случаев НДС, который уплачивается при импорте или налоговым агентом, иных случаев уплаты законодательством не предусмотрено. То есть ситуация при которой организация на ЕСХН должна будет восстановить НДС и уплатить в бюджет в принципе невозможна. Официальных разъяснений для организаций на ЕСХН в отношении восстановления НДС не имеется.

Следует отметить еще один момент.

Если организация получает субсидию из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой являлись целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. В связи с этим на такие субсидии норма подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса не распространяется.

Обоснование

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЗО ОТ 06.10.2015 №№ Ф07-6839/2015, А13-5173/2014

«В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права – положений подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также на неполное исследование ими фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит отменить решение от 17.02.2015 и постановление от 25.05.2015 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, указание в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ «с учетом налога» относится к оплате товаров (работ, услуг), а не к субсидиям; материалами дела подтверждается, что в стоимость товара (ячменя, овса, пшеницы), приобретенного Кооперативом, включена сумма налога, следовательно, заявителю субсидия была предоставлена в том числе на покрытие расходов, связанных с уплатой «входного» НДС. Кроме того, Инспекция считает необоснованным вывод судов о недоказанности факта получения Кооперативом субсидий на возмещение затрат по приобретенным товарам (работам, услугам), по которым ранее принят к вычету НДС, а также полагает, что вывод апелляционного суда о получении Кооперативом субсидии из средств бюджета Вологодской области, а не из федерального бюджета основан на неправильном применении норм бюджетного законодательства и противоречит сложившейся судебно-арбитражной практике.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.2015 рассмотрение кассационной жалобы Инспекции отложено на 06.10.2015. Определением суда кассационной инстанции от 05.10.2015в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ находящаяся в отпуске судья Соколова С.В. заменена на судью Корабухину Л.И. В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное производство в кассационной инстанции произведено с самого начала.

Представитель Инспекции поддержал доводы, содержащиеся в кассационной жалобе.

Кооператив, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направил, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Кооператив 22.07.2013 представил в Инспекцию налоговую декларациюпо НДС за II квартал 2013 года, в которой к уплате в бюджет исчислил 450 648 руб. налога. По данным декларации сумма налога, исчисленная с базы, облагаемой НДС, составила 2 829 259 руб., а сумма налоговых вычетов – 2 378 611 руб.

Инспекция провела камеральную проверку полученной декларации, в ходе которой пришла к выводу, что Кооператив необоснованно не восстановил во II квартале 2013 года ранее принятый к вычету НДС в сумме 444 677 руб. в связи с получением из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат на приобретение элитных семян, на поддержку племенного животноводства и на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

По результатам проверки Инспекция составила акт от 01.11.2013 № 1252 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений и материалов, полученных в ходе мероприятий налогового контроля, приняла решение от 24.01.2014 № 1438 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением Кооперативу доначислено 444 677 руб. НДС и начислено 15 798 руб. 55 коп. пеней за нарушение срока уплаты этого налога. Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 88 935 руб. 40 коп. штрафа.

Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области решением от 20.03.2014 № 07-09/03279@ оставило решение налогового органа без изменения.

Кооператив оспорил решение Инспекции в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, принимаются к вычету в общеустановленном порядке в случае использования приобретенных товаров (работ, услуг) для операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 названного Кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения им в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии состатьей 264 НК РФ.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.

Основанием для доначисления НДС, начисления пеней и штрафа послужил вывод Инспекции о том, что в нарушение подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ Общество при получении субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с приобретением элитных семян, а также на поддержку племенного животноводства и на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям в области растениеводства, не восстановило суммы НДС, ранее принятые к вычету по приобретенным у общества с ограниченной ответственностью «АПК Куркино» элитным семенам стоимостью 425 000 руб. (в том числе 38 636 руб. 37 коп. НДС), а также по товарам (работам, услугам), приобретенным у индивидуального предпринимателя Винскевич А.П., обществ с ограниченной ответственностью «АГРОРЕСУРС», «ТЕХВИТЕКС», «Станция защиты растений», закрытого акционерного общества «АКТОМ» и федерального государственного бюджетного учреждения «Россельхозцентр».

Как следует из материалов дела, постановлением правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1222 утверждена государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы», реализация которой финансируется за счет средств областного бюджета и субвенций (субсидий) из федерального бюджета.

Постановлением правительства Вологодской области от 25.03.2013 № 321 «О реализации подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы» утверждены Положение о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и Положение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян.

Согласно названным Положениям (в редакции, действовавшей в спорный период) получателями субсидий являются, в частности, организации - сельскохозяйственные товаропроизводители, которые осуществляют свою деятельность на территории Вологодской области. Субсидии предоставляются на условиях долевого софинансирования из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1431 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1295 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства».

Кооператив заключил с Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области договор от 15.04.2013 № 102 о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства. По этому договору заявителю предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства в сумме 1 135 396 руб. 20 коп., из которых 446 183 руб. 40 коп. за счет средств областного бюджета и 689 212 руб. 80 коп. за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с договором от 17.04.2013 № 119, заключенным Кооперативом с Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области, заявителю предоставлена субсидия на возмещение части затрат на приобретение элитных семян в сумме 205 000 руб., из которых 150 000 руб. за счет средств областного бюджета и 55 500 руб. за счет средств федерального бюджета.

Постановлением правительства Вологодской области от 25.03.2013 № 323 «О реализации подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства Вологодской области на 2013 - 2020 годы» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы» (в редакции, действовавшей в спорный период) утверждено Положение о предоставлении субсидий на поддержку племенного животноводства за счет средств областного бюджета.

Согласно пунктам 1.2 и 1.4 названного Положения получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих государственную поддержку племенного животноводства за счет средств областного бюджета в рамках подпрограммы «Экономически значимая программа «Развитие мясного животноводства в Вологодской области на 2013 - 2020 годы»государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы». Субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 № 1257 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства».

Как указано в договоре от 18.04.2013 № 143, заключенном заявителем с Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области, Кооперативу предоставлена субсидия на поддержку племенного животноводства по направлению на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных: из областного бюджета в сумме 386 162 руб. 72 коп.; из федерального бюджета в сумме 2 261 736 руб. 50 коп.

В письме Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области от 24.06.2014 № 02-2608/14 (том дела 2, листы 11 - 12) отражено, что в состав предоставленных Кооперативу субсидий НДС не вошел; из федерального бюджета субсидии предоставляются без НДС.

Вывод апелляционного суда о том, что независимо от источника софинансирования расходных обязательств Вологодской области субсидия в размере 3 006 449 руб. 30 коп. получена Кооперативом во II квартале 2013 года из средств бюджета Вологодской области, а не из федерального бюджета, кассационная инстанция считает ошибочным.

Суд первой инстанции, отклоняя довод Кооператива о том, что спорные субсидии поступили из областного бюджета, правильно указал на то, что напрямую субсидии юридическим лицам не выделяются, а предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ путем перечисления денежных средств из федерального бюджета на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. Ввиду того, что денежные средства, перечисленные Кооперативу, были выделены из федерального бюджета, то независимо от механизма их распределения, они остаются средствами федерального бюджета и не изменяют правовую природу их происхождения в целях их учета при налогообложении НДС.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные бюджетные средства являются субсидией, полученной из федерального бюджета Российской Федерации на возмещение затрат, связанных с приобретением элитных семян, а также на поддержку племенного животноводства и на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям в области растениеводства.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что выделенные из федерального бюджета субсидии не включали в себя в том числе затраты по возмещение НДС.

Довод подателя жалобы, о том что Кооперативу субсидия на возмещение затрат по приобретению элитных семян предоставлена и на покрытие расходов, связанных с уплатой «входного» НДС, кассационная инстанция неосновательным.

Согласно материалам дела Кооператив приобрел у общества с ограниченной ответственностью «АПК Куркино» по договору поставки от 14.02.2013 семена зерновых культур - ячмень, овес и пшеница (семена суперэлиты) в количестве 25 тонн общей стоимостью 425 000 руб., включая 38 636 руб. 37 коп. НДС по ставке 10 процентов.

В пункте 1.4.2 Положения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян установлена ставка субсидии из областного бюджета за 1 тонну зерновых и зернобобовых культур - оригинальные семена (семена суперэлиты) в сумме 6000 руб.

В пункте 1.5 названного Положения указано, что ставки субсидии за счет средств федерального бюджета установлены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от15.01.2013 № 16 «О мерах по реализации в 2013 году постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1295».

В Перечне сельскохозяйственных культур, по которым предоставляются субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян и ставки предоставления средств на поддержку отдельных подотраслей растениеводства на 2013 год, утвержденном приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.01.2013 № 16 (в редакции, действовавшей в спорный период), определена ставка субсидии за 1 тонну зерновых и зернобобовых культур (колосовых) в сумме 2220 руб.

Размер, предоставленной Обществу субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян, отраженный в договоре от 17.04.2013 № 119, рассчитан по вышеуказанным ставкам: за счет средств областного бюджета в сумме 150 000 руб. (25 тонн х 6000 руб.); за счет средств федерального бюджета в сумме 55 500 руб. (25 тонн х 2220 руб.).

Ни в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1295, ни в приказе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.01.2013 № 16 не определено, что ставка, по которой определяется размер субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на приобретение элитных семян, включает в себя затраты на возмещение НДС.

Обоснованно отклонен судами и довод Инспекции о том, что полученные Кооперативом из федерального бюджета субсидии на поддержку племенного животноводства и на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям в области растениеводства включали в себя НДС.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденнымипостановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1431, поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которой являются субсидии, осуществляется по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах размера субсидии, предусмотренной субъекту Российской Федерации.

Согласно пункту 1.4 Положения о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства субсидии предоставляются на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

Посевная площадь сельскохозяйственных культур в целях предоставления субсидии определяется в первом полугодии исходя из плановой посевной площади, указанной в расчете плановых затрат на производство сельскохозяйственной продукции растениеводства, который предоставляется сельхозтоваропроизводителем по форме согласно приложению 1 к названному Положению, и включенной на основании данного расчета в целевые показатели, установленные пунктом 2.3 договора о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства.

Из материалов дела следует, что субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства предоставлена Кооперативу в первом полугодии 2013 года; в пункте 2.3 договора от 15.04.2013 № 102 указана плановая посевная площадь по зерновым и зернобобовым культурам в размере 1200 га, по кормовым культурам – 1274 га. Расчет суммы субсидии осуществлен по ставке на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определенной в соответствии с пунктом 2.7 Положения о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, и не включает НДС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 № 1257 утверждены Правила, которые устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, в том числе на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных.

В пункте 5 Правил указано, что средства на поддержку племенного животноводства предоставляютсяпо ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных субъекту Российской Федерации. В частности, сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в перечень, утверждаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации попредставлению высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных средства предоставляются по ставке на 1 условную голову (в молочном и мясном скотоводстве - из расчета на 1 корову, от которой получен живой теленок в отчетном финансовом году). Коэффициенты для перевода племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в условные головы устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Аналогичные условия приведены в пункте 1.8 Положения о предоставлении субсидий на поддержку племенного животноводства за счет средств областного бюджета.

В договоре от 18.04.2013 № 143 указаны данные о количестве у Кооператива племенных коров - 825 голов. При расчете суммы субсидии Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области использована ставка, определенная по формуле, приведенной впункте 3.1 Положения о предоставлении субсидий на поддержку племенного животноводства за счет средств областного бюджета, с учетом базовых ставок субсидий на поддержку племенного животноводства в 2013 году за счет средств федерального бюджета.

Ни в Правилах предоставлении и распределении субсидий, которые устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 № 1257, ни в Положении о предоставлении субсидий на поддержку племенного животноводства за счет средств областного бюджета не определено, что ставка,по которой определяется размер субсидии из федерального бюджета на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, включает в себя затраты на возмещение НДС.

Утверждение Инспекции о том, что ранее Кооператив предъявил к вычету НДС по счетам-фактурам контрагентов, которые получили оплату товаров (работ, услуг) от налогоплательщика за счет полученных им субсидий, не принимается кассационной инстанцией.

Как правильно указали суды, у налогоплательщика возникает обязанность по восстановлению НДС, ранее принятого к вычету, при получении субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС, в то время в рассматриваемом случае Обществу перечислены субсидии без учета НДС.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и не подтверждают неправильного применения судами норм материального права.

По существу доводы Инспекции направлены на иную оценку доказательств по делу и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и положенных в основу обжалуемых судебных актов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судами правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления и удовлетворения жалобы Инспекции.

Руководствуясь статьей 286пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа»

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПО ОТ 28.11.2013 №№ Ф06-10504/2013, А65-6789/2013

«
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,

судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2013 (судья Шайдуллин Ф.С.) ипостановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013(председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)

по делу № А65-6789/2013

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Восток», г. Заинск (ИНН 1647010216, ОГРН 1041612000760) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, о признании незаконным решения об отказе частично в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Восток» (далее – ООО «Агрофирма «Восток», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан (далее – налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 10.01.2013 № 48 об отказе частично в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), заявленной к возмещению.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2013, оставленным без измененияпостановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013, заявление ООО «Агрофирма «Восток» удовлетворено.

Инспекция, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ООО «Агрофирма «Восток» отказать.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2012 года, результаты которой отражены в акте от 07.11.2012 № 4290.

На основании акта проверки инспекцией принято решение от 10.01.2013 № 48. Указанным решениемналоговый орган отказал обществу в возмещении НДС за 2 квартал 2012 года в сумме 1 612 300 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 01.03.2013 решение инспекции оставлено без изменения.

Заявитель не согласился с вынесенным решением налогового органа в части и обратился в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций заявление общества удовлетворили.

Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что указанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным на территории Российской Федерации, подлежат вычету на основании счетов-фактур после принятия на учет данных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии первичных документов.

Из материалов дела следует, что заявителем во 2 квартале 2012 года получены субсидии из федерального бюджета в сумме 10 569 522 руб. на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 178) и на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 № 1174.

Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ пункт 3 статьи 170 НК РФ дополнен подпунктом 6, в соответствии с которым суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения им в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога.

Из анализа вышеназванной нормы следует, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщикомпо товарам (работам, услугам) подлежат восстановлению налогоплательщиком только в случае получения последним в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога.

Из решения налогового органа от 10.01.2013 № 48 об отказе частично в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению следует, что обществом завышена на 1 612 300 руб. сумма НДС, предъявленного к возмещению из бюджета за 2 квартал 2012 года, поскольку налогоплательщик обязан был восстановить эту сумму налога в связи с получением субсидии из федерального бюджета.

Судами установлено, что из представленных копий платежных поручений от 28.04.2012 № 91,от 08.06.2012 № 170, от 08.06.2012 № 75, от 20.06.2012 № 636, от 26.06.2012 № 360, от 27.06.2012 № 3следует, что ООО «Агрофирма «Восток» были получены из федерального бюджета субсидии на компенсацию затрат на приобретение средств химизации. Субсидии перечислены через Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 178. Данные субсидии являются федеральными.

Содержание платежных поручений свидетельствует о том, что субсидии перечислены без суммы НДС. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Субсидии являются целевыми. Тот факт, что до получения субсидий, денежные средства были также использованы заявителем на приобретение средств химизации, никем не оспаривается.

В разъяснении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстанот 10.01.2013 исх. № 0115-123 также указано, что при выплате субсидий из федерального бюджета суммы перечисляются без учета НДС.

Поскольку субсидии были предоставлены ООО «Агрофирма «Восток» без учета налога, то и восстановлению эта сумма налога не подлежала.

Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования общества и признали незаконным решение инспекции об отказе частично в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению.

Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии состатьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа»

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПО ОТ 10.06.2014 №№ Ф06-11523/2013, А65-22400/2013

«Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ пункт 3 статьи 170 Кодекса дополнен подпунктом 6, согласно которому суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком, в частности в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Данные изменения вступили в силу с 01.10.2011. До этого времени в ранее действовавшей редакции восстановление сумм налога на добавленную стоимость в вышеуказанном случае не предусматривалось.

Из анализа вышеназванной нормы следует, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) подлежат восстановлению налогоплательщиком только в случае получения последним в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога.

Судами установлено, что субсидии были перечислены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан на расчетный счет общества без сумм налога на добавленную стоимость. В платежном поручении от 27.12.2012 № 000350 не содержится сведений о получении субсидий федерального бюджета с учетом налога. Данное обстоятельство подтверждается письмом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 10.01.2013 № 01/5-123.

Поскольку в данном случае субсидия предоставлена обществу без учета налога, оплата налога поприобретенным товарам заявителем за счет субсидий из федерального бюджета не производилась, топо смыслу и содержанию подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса оснований для восстановления налога, принятого к вычету по этим товарам, не имеется, повторного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета не происходит.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что у общества отсутствовала в IV квартале 2012 года обязанность по восстановлению налога на добавленную стоимость на сумму 6 101 694 рублей 92 копеек.»

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.10.2015 № 03-07-11/56446

«В случае, если субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), выделены сельскохозяйственному товаропроизводителю без учета налога на добавленную стоимость, вышеуказанный подпункт 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса также не применяется, и соответственно, суммы налога восстановлению не подлежат.»

5. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 23.10.2015 № 03-07-11/60945

«В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в письме, сообщаем, что согласно Положению о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, утвержденному приказом Минфина России от 11 июля 2005 года № 169, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если субсидии из федерального бюджета выделяются на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость, а также на возмещение затрат по уплате этого налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, в порядке, предусмотренном Кодексом, подлежат восстановлению.

Что касается субсидий, выделенных из иных бюджетов бюджетной системы на возмещение вышеуказанных затрат, то в отношении таких субсидий норма, предусмотренная подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса, не применяется.

Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставленные из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субсидии относятся к безвозмездным поступлениям и являются источником доходов бюджета субъекта Российской Федерации. При этом субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой являлись целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. В связи с этим на такие субсидии норма подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса не распространяется.

В случае если субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), выделены сельскохозяйственному товаропроизводителю без учета налога на добавленную стоимость, вышеуказанный подпункт 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса также не применяется и, соответственно, суммы налога восстановлению не подлежат.»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какой код вы указали в поле 101 январской платежки по взносам?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка