Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
4 февраля 2016 25 просмотров

Риэлторское агенство не осуществляет операции с денежными средствами или иным имуществом, оно оказывает посреднические услуги в операциях с имуществом. Вопрос: обязано ли агентсво в соответствии с пп.7 ч.1 ст.7 Закона № 115-ФЗ информировать о результатах проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством

Да, обязано. Статьей 5 Закона № 115-ФЗ определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования указанного закона. К данным организациям, в частности, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Учитывая изложенное, риэлторское агентство обязано исполнять требования Закона № 115-ФЗ, в том числе обязанность по информированию о результатах проверки уполномоченного органа в порядке, установленном Правительством РФ, согласно п.7 ч.1 ст.7 Закона № 116-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

<…>

«Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

<…>

организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;*

<…>

Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:*

<…>

7) не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации*, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом».

<…>

2. Постановление 16 ААС от 13.06.2012 № А63-12305/2011

<…>

«Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 14.10.2011 № 146 управлением была проведена проверка деятельности общества по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Проверкой установлено, что общество относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а соответственно обязано исполнять требования Федерального закона № 115-ФЗ.

По результатам проверки были составлены акт проверки от 14.11.2011 № 44 и протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ от 15.11.2011 № 04-24/100.

В результате рассмотрения данного протокола и иных материалов административного дела управление вынесло постановление от 24.11.2011 № 08-11/782 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Общество не согласившись с вынесенным постановлением обжаловало его в судебном порядке.

<…>

Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования указанного закона. К данным организациям, в частности, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Проверкой, проведенной управлением, установлено следующее: согласно пункту 2 устава общества, утвержденного решением единственного участника от 24.06.2010 № 1, одним из видов его деятельности является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом. Также согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.10.2011 № 632728/2011 среди видов деятельности заявлен код 70.31 - деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом.*

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность организаций прописывать в уставных документах предметы деятельности в соответствии с формулировкой, приведенной в ОКВЭД.

Как видно из материалов дела, по состоянию на 01.07.2010 обществом заявлено в регистрирующий орган в качестве вида деятельности - предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества (ОКВЭД 70.31.11) и предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества (ОКВЭД 70.31.12).

Таким образом, обществом, при внесении сведений о кодах по ОКВЭД в ЕГРЮЛ заявлено, что одним из видов экономической деятельности является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества, что свидетельствует о прямом намерении осуществлять оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

На момент проведения проверки и рассмотрения административного дела, информация о внесении изменений в ЕГРЮЛ о кодах по ОКВЭД от общества не поступала.

<…>

Общество в силу Устава, выписки из ЕГРЮЛ, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованным в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, т.е. является субъектом сферы применения данного закона,* а, следовательно, и субъектом административного правонарушения по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 176-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона 115-ФЗ внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Таким образом, Федеральным законом № 115-ФЗ прямо установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществить ряд мер, направленных на организацию системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.

Однако осуществлению внутреннего контроля должна предшествовать его организация, включающая в себя разработку и согласование правил внутреннего контроля, назначение специального должностного лица, ответственного за их соблюдение, соответствующего установленным законодательствам квалификационным требованиям, а также принятие иных внутренних организационных мер в установленных целях.

Таким образом, к началу фактического осуществления организацией деятельности должны быть созданы все условия для работы по линии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, заключается в нарушении, т.е. неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, а не в осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

У общества отсутствует постановка на учет в управлении согласованных правил внутреннего контроля, не соответствует квалификационным требованиям (Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 № 715) специальное должностное лицо, ответственное за их соблюдение, в обществе отсутствует порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, критерии выявления и признаки необычных сделок, а также возможность выявления операций согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ и последующего приостановления таких операций согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, что приводит к отсутствию надлежащей организации и осуществлению системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данный факт свидетельствует о том, что обществом в течение длительного периода времени не была исполнена обязанность по организации и осуществлению внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 176-ФЗ) КоАП РФ доказан и подтвержден материалами дела».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка