Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
9 февраля 2016 1 просмотр

Зарегистриророванные виды деятельности ГУПа - строительство и содержание автомобильных дорог. В марте 2016 г. планируем открыть гостиницу для проживания населения. Необходимо ли регистрировать данный вид деятельности в налоговом органе и по какой системе налогообложения надо вести учёт, если ГУП находится на общей системе налогообложения.

Сведения о новом виде деятельности нужно зарегистрировать в ЕГРЮЛ.

Изменения в ЕГРЮЛ нужно вносить, когда меняются сведений об организации, которые обязательно заносить в реестр. Информация о кодах видов экономической деятельности содержится в ЕГРЮЛ, поэтому в данном случае сведения относительно нового вида деятельности нужно зарегистрировать в реестре.

Кроме того информация о цели, предмете и видах деятельности унитарного предприятия указана в его уставе. Поэтому при необходимости нужно внести изменения в устав ГУП и зарегистрировать их в установленном законом порядке.

Поскольку предприятие находится на общей системе налогообложения, то услуги гостиницы также нужно учитывать в рамках ОСНО.

Обоснование

Из рекомендации

Владислава Кузнецова, главного редактора журнала «Юрист компании»

Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр»

Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Как внести изменения в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Изменения в ЕГРЮЛ нужно вносить, когда меняются какие-то из сведений об организации. Те, которые обязательно заносить в реестр. В частности, вносить изменения потребуется, если меняется единоличный исполнительный орган (далее – директор), сведения об участниках (например, меняется состав или кто-то из них выходит из общества) или же у организации появляются новые виды экономической деятельности.

Порядок внесения изменений одинаков для всех сведений из ЕГРЮЛ, кроме информации об участниках общества. В последнем случае действуют специальные правила.

Ситуация: обязано ли ООО внести в ЕГРЮЛ сведения о кодах ОКВЭД, если реестр их не содержит

Закон такой обязанности не устанавливает, однако лучше это сделать, особенно если ООО – получатель бюджетных средств.

Ситуация, когда ЕГРЮЛ не содержит информации о кодах ОКВЭД, характерна для обществ, которые:

  • созданы до 1 января 2004 года и
  • до сих пор не внесли в ЕГРЮЛ сведения о кодах ОКВЭД.

Ранее в ЕГРЮЛ не требовалось включать коды ОКВЭД. Такая обязанность появилась с 1 января 2004 года (п. 1 ст. 6, ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Причем распространялась она лишь на те организации, которые регистрировались после указанной даты. Компаниям, созданным до 1 января, вносить в реестр сведения о кодах ОКВЭД было не обязательно. В частности, ФНС России пояснила: «...законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств представлять в регистрирующий орган сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности) в случае их отсутствия в ЕГРЮЛ и ЕГРИП» (письмо от 26 сентября 2005 г. № ВЕ-6-09/795@ «О проведении регистрирующими органами разъяснительных мероприятий о необходимости дополнения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведениями о кодах по ОКВЭД»).

В то же время организации, созданные до 1 января, могли по своей инициативе указать в реестре коды ОКВЭД. Многие компании воспользовались такой возможностью.

Вместе с тем, в настоящий момент еще есть юридические лица, в отношении которых ЕГРЮЛ не содержит сведений о кодах ОКВЭД.

С осени 2015 года в адрес таких обществ стали приходить письма от налоговых инспекций с указаниями (просьбами, рекомендациями) внести сведения о кодах ОКВЭД в ЕГРЮЛ.

Обществу, получившему такое письмо, имеет смысл исходить из того, что указать в реестре коды ОКВЭД все-таки нужно. Другой вопрос – как срочно это надо сделать.

Сведения стоит внести в максимально короткий срок

Это важно сделать, если ООО:

  • получает субсидии либо бюджетные инвестиции и (или)
  • имеет лицевые счета в финансовых органах.

С 1 января 2016 года такое общество сможет получать средства из бюджета только в том случае, если его включат в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее – Сводный реестр). Обязательные сведения Сводного реестра – коды ОКВЭД (п. 9 приложения 2 к Порядку формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утв. приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. № 163н).

Следовательно, отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о кодах ОКВЭД приведет к тому, что общество не включат в Сводный реестр, а значит, оно не получит бюджетных средств.

Чтобы этого не случилось, нужно в максимально короткий срок подать в инспекцию заявление по форме № Р14001 с указанием в листе Н кодов ОКВЭД. Причем коды надо указать по старому классификатору.

Сведения можно внести несрочно

Если ООО не является получателем бюджетных средств, сведения о кодах ОКВЭД все равно стоит включить в ЕГРЮЛ.

Во-первых, это поможет снизить риск недопонимания и споров с контрагентами или иными участниками гражданского оборота.

Сведения из ЕГРЮЛ являются открытыми и общедоступными (п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации). Это означает, что любое лицо (в т. ч. потенциальный контрагент) может ознакомиться с ними, запросив выписку из реестра.

Не исключено, что отсутствие сведений о кодах ОКВЭД вызовет у контрагента те или иные сомнения в отношении ООО. В итоге из-за неполноты реестровой выписки у общества может сорваться важная сделка.

Во-вторых, это уменьшит риск споров с налоговой инспекцией.

В качестве причин, по которым нужно внести изменения в ЕГРЮЛ, налоговые инспекции в своих письмах иногда указывают следующее:

  1. «В отношении юридических лиц, в сведениях ЕГРЮЛ о которых отсутствуют коды ОКВЭД, налоговыми органами будет рассмотрен вопрос о возможности исключения данных юридических лиц из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1» Закона о государственной регистрации;
  2. «Непредставление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ)».

Сами эти доводы весьма сомнительны.

Так, в пункте 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации приведены конкретные основания, по которым общество могут исключить из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. Среди них нет ни слова об отсутствии в реестре сведений о кодах ОКВЭД.

Административная ответственность может наступить в случае, если организация нарушила установленную законом обязанность по представлению сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Вместе с тем, законодательство не обязывает компании, в отношении которых ЕГРЮЛ не содержит сведений о кодах ОКВЭД, обращаться в инспекцию для их внесения.

Но, несмотря на сомнительность приведенных доводов, полностью все же не исключено, что у общества не возникнет проблем при взаимодействии с инспекцией. В частности, риск того, что инспекция попытается убрать сведения об ООО из реестра или оштрафовать общество, все-таки останется. Впрочем, такое решение инспекции, скорее всего, удастся успешно оспорить в суде. Однако лучше постараться заранее обезопасить себя от споров с инспекцией.

Однако, поскольку в такой ситуации изменения в ЕГРЮЛ не обязательно вносить в максимально короткий срок, ООО может выбрать следующую тактику: указать коды ОКВЭД одновременно с другими изменениями, которые потребуется внести в ЕГРЮЛ в ближайшее время. Например, если в обществе произойдет смена директора, в любом случае в реестр придется вносить сведения о новом руководителе. Вместе с ними стоит внести и сведения о кодах ОКВЭД.

Ситуация: какие сведения об ООО содержатся в ЕГРЮЛ

В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения об ООО (ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)).

1. Наименование.

2. Организационно-правовая форма («общество с ограниченной ответственностью»).

3. Юридический адрес ООО. При наличии управляющего (управляющей организации) указывается также местожительство управляющего (местонахождение управляющей организации).

4. Способ образования ООО (создание или реорганизация).

5. Размер уставного капитала.

6. Сведения о филиалах и представительствах ООО.

7. Сведения об учредителях (участниках) ООО, сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

8. Фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО (т. е. директора), а также паспортные данные и ИНН такого лица.

9. Коды видов экономической деятельности.

10. ИНН, КПП и дата постановки ООО на учет в налоговом органе.

11. Номер и дата регистрации ООО в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ и Фонде социального страхования РФ.

12. Дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО.

13. Сведения о лицензиях, полученных ООО.

14. Способ прекращения ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «и» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

15. Сведения о правопреемстве ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «ж» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

16. Сведения о том, что ООО находится в процессе ликвидации или реорганизации.

Кроме того, в реестре хранятся подлинники учредительных документов общества.

Сведения, указанные в пунктах 1–5, содержатся также в учредительных документах ООО. Изменение таких сведений нужно проводить в порядке внесения изменений в учредительные документы.

Общий порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ

Чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ, необходимо подать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@.

Такое правило установлено в пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 22 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.

Подпись заявителя на заявлении нужно заверить у нотариуса. Исключение составляет ситуация, когда заявление направляют в инспекцию в форме электронного документа (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента).

Порядок подачи заявления в регистрирующий орган тот же, когда вносят изменения в учредительные документы и при первичной регистрации ООО.

Как изменить в ЕГРЮЛ сведения об ОКВЭД

Не все организации в свое время вносили при регистрации сведения об ОКВЭД в ЕГРЮЛ. В частности, у тех, которые создавались до 2004 года, сведений об ОКВЭД в реестровой записи может и не быть. В тот период эти данные не были обязательными.

Но сейчас лучше, чтобы коды ОКВЭД все-таки в реестре были и соответствовали классификатору ОК 029-2001. Ведь может возникнуть ситуация, когда потребуется выписка из ЕГРЮЛ с данными ОКВЭД. К примеру, когда нужно пройти госаккредитацию в области информационных технологий с целью получения господдержки. Или же информация об ОКВЭД нужна при межведомственном обмене государственных органов власти. То есть когда выписку с кодами у организации требовать не будут, а запросят сведения напрямую у ФНС России.

Кроме того, ФНС России до конца 2015 года планирует привести в порядок сведения об ОКВЭД в ЕГРЮЛ. То есть сделать так, чтобы коды видов деятельности организаций соответствовали классификатору ОК 029-2001. А те организации, у которых сведений о кодах до конца года так и не будет, вовсе исключить из ЕГРЮЛ. Об этом сказано в письме ФНС России от 27 августа 2015 г. № ГД-4-14/15117.

В частности, в связи с этим налоговые инспекции рассылают письма примерно следующего содержания: «в связи с отсутствием данных об ОКВЭД в ЕГРЮЛ юридические лица не смогут быть включены по техническим условиям в "Реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса" (далее – Сводный реестр), порядок формирования и ведения которого утвержден приказом Минфина России от 23.12.2015 № 163н "О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющимися участниками бюджетного процесса"». Что это значит? То, что, если организация получает средства из бюджета или намерена их получать в будущем, сведения об ее ОКВЭД в ЕГРЮЛ должны быть обязательно.

Не оставляйте подобные письма без внимания. Проверьте, все ли в порядке с вашими кодами ОКВЭД. Есть ли они в ЕГРЮЛ и соответствуют ли они классификатору ОК 029-2001.

Проверить, есть ли по вашей организации коды ОКВЭД в реестре, не сложно. Воспользуйтесь специальным сервисом на сайте ФНС России. Если коды есть, но они не соответствуют классификатору ОК 029-2001 или же требуют дополнения, внесите изменения в ЕГРЮЛ в общем порядке. А заявление составьте по такому образцу.

<…>

Из рекомендации Системы Юрист
Анзора Ганижева, кандидата юридических наук, начальника юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (до 2015 г.)

Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Натальи Шмаковой, старшего эксперта ЮСС «Система Юрист», кандидата юридических наук

Устав и иные внутренние документы унитарного предприятия
Устав государственного или муниципального унитарного предприятия – это его учредительный документ.

Его нужно составить таким образом, чтобы его содержание соответствовало нормам действующего законодательства. Иначе для унитарного предприятия могут наступить негативные последствия.

Эта рекомендация описывает требования к уставу, которые важно иметь в виду унитарному предприятию.

Какую информацию должен содержать устав предприятия

Устав предприятия должен содержать следующую информацию:

  • полное и сокращенное фирменные наименования предприятия;
  • указание на место нахождения предприятия;
  • цели, предмет, виды деятельности предприятия;
  • сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества предприятия;
  • наименование органа предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
  • порядок назначения на должность руководителя предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативно-правовыми актами;
  • перечень фондов, которые создает предприятие, размеры, порядок формирования и использования этих фондов.

Так, предприятию нужно создать резервный фонд и отразить это в уставе. Резервный фонд включает остающуюся в распоряжении предприятия чистую прибыль. При этом в уставе предприятия нужно закрепить порядок образования фонда и его размеры. Средства резервного фонда предприятие может использовать исключительно на покрытие своих убытков.

Такие правила устанавливает пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о предприятиях).

Совет

Федеральным государственным унитарным предприятиям при разработке устава нужно использовать примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, который был утвержден приказом Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. № 205.

В качестве существующих примеров можно использовать:

Кроме того, устав предприятия должен содержать иные сведения, которые предусматривает Закон о предприятиях. К таким сведениям относятся:

  • сведения о филиалах и представительствах предприятия.

Если пока у предприятия нет филиала или представительства, то в уставе можно закрепить общее положение о том, что предприятие может их создавать.

Если в устав понадобится внести изменения сведений о его филиалах и представительствах, то предприятие должно уведомить об этом орган, который осуществляет госрегистрацию юридических лиц.

Изменения сведений о филиалах и представительствах в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, который осуществляет госрегистрацию юридических лиц (п. 5 ст. 5 Закона о предприятиях);

  • структура, состав и компетенция совещательных органов (ученых, педагогических, научных, научно-технических советов и др.).

Эти совещательные органы предприятие может создавать в случаях, которые предусматривают федеральные законы и изданные в соответствии с ними правовые акты (п. 4 ст. 21 Закона о предприятиях).

Правила о том, что нужно включить в устав предприятия, устанавливают пункты 3 и 4 статьи 9 Закона о предприятиях.

Закон о предприятиях определяет также дополнительные сведения, которые должен содержать устав предприятия. Однако для одного вида предприятия они одни, для другого – другие.

Так, устав казенного предприятия, кроме указанных выше сведений, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия (п. 5 ст. 9 Закона о предприятиях).

Устав государственного или муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, кроме указанных выше сведений, должен содержать сведения (п. 4 ст. 9 Закона о предприятиях):

  • о размере его уставного фонда;
  • о порядке и об источниках формирования уставного фонда;

Как внести изменения в устав предприятия

В некоторых случаях в устав предприятия может потребоваться внести изменения. Это случаи, когда государственное или муниципальное унитарное предприятие:

  • увеличивает свой уставный фонд;
  • уменьшает свой уставный фонд;
  • изменяет вид предприятия (в частности, когда предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, становится казенным предприятием или наоборот) (абз. 2 п. 4 ст. 29 Закона о предприятиях);
  • передает свое имущество другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию). Передача имущества считается состоявшейся с момента госрегистрации внесенных в устав предприятия изменений (абз. 2 п. 4 ст. 29 Закона о предприятиях).

Также к таким случаям относится необходимость внести изменения и дополнения в устав:

После того как предприятие внесло в устав изменения или приняло его в новой редакции, такие изменения или новый устав приобретают силу для третьих лиц с момента их госрегистрации.

Однако из этого правила есть одно исключение – изменения в уставе предприятия сведений о его филиалах и представительствах вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего госрегистрацию юридических лиц (п. 5 ст. 5 Закона о предприятиях).

Изменения, которые предприятие вносит в устав (или устав предприятия в новой редакции), подлежат госрегистрации в общем для всех юридических лиц порядке. Для этого предприятию нужно представить документы, которые предусматривает статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации).

Если предприятие представит все необходимые документы, но ему откажут в госрегистрации, то можно будет оспорить такой отказ в суде. Существуют определенные правила при госрегистрации изменений, которые вносят в устав предприятия:

  • при его реорганизации;
  • при увеличении его уставного фонда;
  • при уменьшении его уставного фонда.

Кто вправе утверждать устав предприятия и вносить в него изменения

Утверждать устав предприятия, а также вносить в него изменения вправе:

  • уполномоченные государственные органы РФ;
  • государственные органы субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"»;
  • государственные академии наук в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка