Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
16 февраля 2016 122 просмотра

Какие регистры бух учета обязательны? Формируются автоматически в 1С (обороты счета, оборотно-сальдовая ведомость по счету - этого достаточно?), как их нужно распечатать? какими периодами - помесячно, поквартально с разбивкой по месяцам или помесячно с разбивкой по датам? при формировании в 1С - нет единиц измерения - можно ли дописать их вручную или не указывать вообще? Шахматную ведомость за какой период нужно распечатывать? Промежуточная бух отчетность - обязательна?

Перечь обязательных регистров, которые должны вестись для бухгалтерского учета законодательством не установлен. Главное, чтобы эти регистры позволили установить факт хозяйственных операций и их особенности. Поэтому если обороты по счетам, оборотно-сальдовые ведомости отражают всю картину деятельности, тогда их достаточно.

Распечатывать нужно в сроки, установленные учетной политикой. Если сроки не установлены, то достаточно по итогам года, а также по требованию ревизоров. Дописывать можно вручную. Шахматная ведомость относится к регистрам бухучета, поэтому и распечатывать ее надо с той же периодичностью, как и остальные регистры. Регистры на бумаге заверьте собственноручной подписью. И рядом напишите свои фамилию и инициалы.

Промежуточную отчетность составляют, только если это прямо прописано в законе, учредительных документах или же в решении собственника организации.

Обоснование


Рекомендация: С какой периодичностью составлять бухгалтерскую отчетность

Есть два вида отчетности: годовая и промежуточная (ч. 34 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Все организации, которые обязаны вести бухучет, должны составлять и сдавать бухгалтерскую отчетность как минимум ежегодно. Отчетным периодом для годовой бухгалтерской отчетности (т. е. отчетным годом) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Исключение – случаи, когда организация зарегистрирована, реорганизована или ликвидирована посреди года. Об этом сказано в частях 14 статьи 15, частях 3–5 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Составлять отчетность чаще, например ежемесячно или поквартально, придется, только если это прямо прописано в законе, учредительных документах или же в решении собственника организации (ч. 4 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Такие промежуточные отчеты формируют нарастающим итогом с начала года.


Рекомендация: Как организовать документооборот в бухгалтерии

Документы, с которыми работает бухгалтерия, можно разделить на две группы:

  • документы налогового учета и отчетности;
  • бухгалтерские документы.

К документам налогового учета и отчетности относятся формы налоговой отчетности и налоговые регистры.

Бухгалтерские документы делятся на три группы:

  • формы отчетности;
  • регистры бухучета;
  • первичные документы.

Состав форм бухгалтерской отчетности зависит от того, является ли организация малым предприятием, а также коммерческой или некоммерческой организацией.

Регистры

Данные, содержащиеся в первичных документах, отражаются в бухгалтерских регистрах. Регистры бухучета представляют собой перечни операций в хронологическом порядке, сгруппированные по счетам бухучета (например, ведомости, отчеты в табличной форме).

Формы регистров утверждает руководитель организации. Обязательными реквизитами регистра бухучета являются:

  • наименование регистра;
  • наименование организации (экономического субъекта), составившей регистр;
  • даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухучета;
  • единица измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра, и их подписи с расшифровкой.

Регистры составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанногоэлектронной подписью.

При внесении исправлений в регистры нужно проставить дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра (с расшифровкой).

При регистрации объектов бухучета в регистрах не допускаются:
– пропуски или изъятия;
– отражение мнимых и притворных объектов бухучета.

Такие правила определены статьей 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Сотрудник, ответственный за оформление первичного документа, должен обеспечить его своевременную передачу для внесения в регистры бухучета. При этом данный сотрудник несет ответственность за достоверность данных, зафиксированных в первичном документе. Об этом сказано в части 3 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.


Рекомендация: Какие документы вам стоит распечатать по итогам года и как их правильно заверить

Сейчас многие бухгалтеры ведут учет на компьютерах. Ведь достаточно в программу ввести данные из первички, чтобы быстро формировать нужные отчеты. Кто-то составляет ведомости и аналитические таблицы в Excel. Все это электронные документы. Одни из них можно хранить как есть в компьютере. Другие — лучше на бумаге. Документы, которые надо распечатывать, мы привели в таблице ниже. Подробнее о них мы расскажем в статье и посоветуем, как заверить бумажные варианты.

В какой форме хранить и как часто распечатывать важные бухгалтерские документы

Документ Форма хранения Условия, при которых можно или нужно хранить в данной форме Когда понадобится распечатать Основание
Регистры бухгалтерского учета, предусмотренные учетной политикой Электронная Вы заверяете ЭЦП формы, в которых предусмотрели реквизит «Подпись» По требованию инспекции, ПФР или ФСС Пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ,пункт 4 ПБУ 1/2008,статья 93 Налогового кодекса РФ, статья 37Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ
Бумажная Данный способ закреплен в учетной политике. Утвержденные формы содержат реквизит «Подпись», а у вас нет ЭЦП В сроки, которые вы прописали в учетной политике. Если их нет, то достаточно по итогам года, а также по требованию ревизоров
Бумажная Данный способ закреплен в учетной политике. Утвержденные формы содержат реквизит «Подпись», а у вас нет ЭЦП В сроки, которые вы прописали в учетной политике. Если их нет, то достаточно по итогам года, а также по требованию ревизоров

Регистры бухгалтерского учета

Как хранить: Можно в электронном виде. Выводить на бумагу надо, если это предусмотрено в учетной политике.

Когда распечатывать: Согласно учетной политике, а также по требованию инспекции, ПФР или ФСС.

В учетной политике на этот год вы утвердили формы регистров бухучета, которые применяете. Ведь обязательных бланков нет.

Так вот, распечатывать эти регистры вам придется, если такое требование вы сами прописали в той же учетной политике. То есть в те сроки, которые самостоятельно установили. Но как минимум за календарный год. Регистры на бумаге заверьте собственноручной подписью. И рядом напишите свои фамилию и инициалы.

Кстати, даже если в учетной политике вы промолчали про распечатки, это, естественно, не запрещает вам распечатать их для себя в любой момент. Допустим, Главную книгу и карточки счета.

Регистры бухучета, которые вы храните исключительно в компьютере, можете не заверять ЭЦП. При условии, что в утвержденных формах вы не предусмотрели реквизит «Подпись».

Ну и само собой, будьте готовы вывести регистры на бумагу по требованию налоговиков или ревизоров из фондов. Заметьте: лишь те, которые вы действительно ведете и назвали их в учетной политике. Это подтвердили чиновники из Минфина России в письме от 25 января 2012 г. № 07-02-06/10.

Бумажные копии для проверки подпишите. И ниже напишите «верно», свои должность, фамилию и инициалы, а также дату заверения (письмо ФНС России от 2 октября 2012 г. № АС-4-2/16459).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка