Журнал, справочная система и сервисы
17 февраля 2016 33 просмотра

ИФНС отказала организации в получении справки об ее открытых счетах в банке для предоставления в банк, мотивируя свой отказ ст.86, ст. 102 НК и п. 6 Порядка предоставления конфиденциальной информации (далее Порядок) и п.11 Порядка. Запрос был представлен на фирменном бланке организации, подписан руководителем и скреплен печатью и имел следующее содержание: " На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 64 Налогового кодекса РФ ООО...просит выдать справку, содержащую перечень всех открытых банковских счетов организации, для представления в кредитное учреждение." Правомерны ли действия сотрудников налогового органа и как правильно составить вышеуказанный запрос. Спасибо.

Отказ неправомерен.

В то же время не исключено, что лишним было указание на ст. 64 НК РФ – эта норма указывается, если справка нужна для получения отсрочки по уплате налогов. В остальных случаях нужно ссылаться на ст. 21 НК РФ и Закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации».

В настоящее время сведения об открытых счетах организаций не содержатся в ЕГРЮЛ, поэтому получение справок об открытых счетах осуществляется на основании обычных запросов. Законодательные требования к такому запросу не установлены. Составляется и оформляется он в произвольной форме на бланке организации (вот образец: http://www.1gl.ru/#/document/118/22306/bssPhr21/). В запросе нужно указать цель, с которой запрашивается информация о счетах (например, для представления в банк), и правовое обоснование запроса – в данном случае можно сослаться на ст. 21 НК РФ и Закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации».

Обоснование

ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 23.05.2011 № ПА-4-6/8136@

«Рассмотрев обращение, касающееся вопроса предоставления налоговыми органами сведений об имеющихся у организации открытых счетах в банках, сообщаю следующее.В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" подпункт "с" пункта 1 и подпункт "р"пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утратили силу с 1 января 2011 года. В этой связи с указанной даты в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) отсутствуют сведения о банковских счетах соответственно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.*

Таким образом, в выписках из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, предоставляемых налоговыми органами в установленном порядке заинтересованным лицам, сведения о счетах не содержатся.

Вместе с тем организация вправе обратиться в налоговый орган с официальным запросом об имеющихся у нее счетах в банках, сведениями о которых располагает налоговый орган.

Указанный запрос должен быть оформлен в письменном виде на бланке в соответствии с требованиями делопроизводства и скреплен печатью либо направлен в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Запрос также должен содержать указание цели и правового основания затребования конфиденциальной информации и быть подписан уполномоченным должностным лицом.*

При этом необходимо учитывать, что в случае представления в налоговый орган запроса организацией через представителя его полномочия на основании пункта 3 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации должны быть документально подтверждены».

ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 16.09.2014 № СА-4-14/18713@

«Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Налоговые органы при исполнении возложенных на них функций руководствуются законодательными и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

В силу положений статьи 84 и статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, которая не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В настоящее время сведения о банковских счетах организации могут быть предоставлены налоговыми органами на основании положений Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон № 149-ФЗ) (организации о ее счетах, открытых в банках) и Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон № 229-ФЗ) (взыскателю о счетах организации-должника).*

На основании пункта 3 статьи 8 Закона № 149-ФЗ организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

При этом статьей 6 Федерального Закона № 149-ФЗ установлено, что обладатель информации, в данном случае Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы), которая осуществляет полномочия обладателя информации от имени Российской Федерации, вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа, а также при осуществлении своих прав обязана соблюдать права и законные интересы иных лиц, ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов утвержден приказом МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96 "Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" (зарегистрирован в Минюсте России 26.03.2003, регистрационный № 4334) (далее - приказ № БГ-3-28/96).Указанный приказ не содержит положений по установлению сроков представления конфиденциальной информации по запросу заявителя.

Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон № 59-ФЗ) письменное обращение, поступившее в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Закона № 59-ФЗ, руководитель государственного органа или должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Также частью 8 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 указанной статьи. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

Согласно пункту 10 статьи 69 Закона № 229-ФЗ налоговые органы представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

Вышеуказанные законы размещены в справочно-информационных системах информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

Налоговый кодекс РФ

<…>

«Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют право:*

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.*

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка