Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 февраля 2016 12 просмотров

У ООО 1 есть в аренде земельный участок, у ООО 2 и ООО 3 есть деньги. Все три ООО объединились в простое товарищество и внесли вклады земельным участком и деньгами с целью: на земельном участке ООО 1 на деньги ООО 2 и ООО 3 провести коммуникации (газопровод, эл.сети, водопровод, канализацию) для дальнейшего строительства жилых малоэтажных домов на разделенных трех участках. После выполнения работ на балансе совместной деятельности по дебету сч.08 собраны все кап.вложения (которые не могут быть объектом незавершенного строительства, т.к. нет фундамента). После окончания совместной деятельности каждое ООО получает земельный участок в размере 1/3 от первоначального участка (на которых проложены коммуникации).Земельные участки будут переуступлены -т.е. будут перезаключены договоры аренды на 3 участка (по 1/3 на каждое ООО). Как оформить передачу коммуникаций в ООО 1, ООО 2, ООО 3 из простого товарищества?

Если коммуникации подведены с целью дальнейшего строительства, то они будут формировать стоимость будущего объекта недвижимости. Поэтому в данном случае учитывайте их на счете 08 в составе незавершенного строительства. При этом законодательство не содержит требования, согласно которому в составе незавершенного строительства могут быть учтены только объекты, имеющие фундамент (п. 3.1.1. Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 г. № 160).

Таким образом, передачу коммуникаций у участника, ведущего общие дела, отразите проводками:

Дебет 80 Кредит 08 – возвращено имущество, полученное ранее в качестве вклада по договору простого товарищества.

У остальных участников возвращаемое имущество нужно отражать как погашение вкладов, ранее учтенных в составе финансовых вложений:

Дебет 08 Кредит 58-4 – отражен возврат имущества, распределяемого при прекращении совместной деятельности.

Обоснование


Рекомендация

Если застройщик строит объект для себя или для продажи за счет собственных или заемных средств, он одновременно является и инвестором. В этом случае он ведет бухучет затрат на строительство собственного объекта по дебету счета 08-3 «Строительство объектов основных средств». Первоначальная стоимость объекта основных средств в бухгалтерском учете формируется по правилам ПБУ 6/01.

Бухучет

Порядок отражения в бухучете строительства объекта для собственных нужд зависит от того, каким способом ведется строительство:

  • собственными силами (в т. ч. с привлечением подрядных организаций);
  • подрядным способом (т. е. только с привлечением подрядных организаций).

Строительство собственными силами

Если застройщик выполняет строительно-монтажные работы собственными силами, затраты на строительство объекта он списывает непосредственно со счетов их учета на счет 08-3 «Строительство объектов основных средств». В бухучете это отражайте так:

Дебет 08-3 Кредит 10 (26, 60, 69, 70...)
списаны затраты на строительство объекта при выполнении работ собственными силами;

Дебет 19 Кредит 60
– учтен НДС, предъявленный по материалам, подрядным работам и услугам, которые использованы для строительства объекта;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– принят к вычету НДС, предъявленный по материалам, подрядным работам и услугам, которые использованы для строительства объекта.

На стоимость строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления собственными силами начислите НДС. Подробнее об этом см. Как начислить НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

В бухучете отразите начисление НДС проводкой:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
начислен НДС со стоимости строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами.


Ситуация: как застройщику отразить в бухучете и при налогообложении вынос электросетей с территории застройки. Электросеть – собственность сторонней коммерческой организации. Застройщик строит для себя подрядным способом

В бухгалтерском и налоговом учете затраты, связанные с выносом электросетей, включите в первоначальную стоимость основного объекта строительства. Поскольку в сводном сметном расчете такие затраты можно отнести к расходам на подготовку территории строительства. Поясним.

Зачастую застройщику перед началом стройки необходимо очистить стройплощадку от имущества третьих лиц (здания, инженерные сети, коммуникации и т. д.). Для этого нужно согласие собственника. Как правило, собственник такое согласие дает. Но при условии, что застройщик компенсирует ему все потери. Все виды работ, услуг, денежных компенсаций в рамках таких мероприятий прописывают в соглашении между застройщиком и собственником имущества.

К примеру, если на территории стройплощадки есть электроподстанция, то застройщику придется потратиться на:

  • снос старой электроподстанции;
  • строительство новой электроподстанции с теми же характеристиками, что и снесенная;
  • аренду и обслуживание временной электроподстанции;
  • перенос линий электропередачи;
  • работы по землеустройству;
  • подготовку всех необходимых для этого документов (проектов, разрешений, согласований, свидетельств о праве собственности и т. д.);
  • и т. д.

Без выполнения условий, продиктованных собственником имущества, невозможно будет расчистить стройплощадку, а значит, и начать строительство. Выходит, что такого рода расходы застройщик несет в рамках подготовки территории строительства (абз. 4 п. 4.78 Методики, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1).

Однако эти расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Они должны быть предусмотрены, в частности, следующими документами:

  • сметами на строительство основного объекта;
  • соглашением с собственником электроподстанции о компенсации ему потерь, связанных с переносом электроподстанции;
  • техническим заданием;
  • техническими условиями;
  • другими документами.

Если все условия выполнены, то расходы на вынос электросетей формируют стоимость будущего объекта недвижимости (п. 5.1.1 Положения, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160, п. 8 ПБУ 6/01, п. 6 ПБУ 5/01, п. 5 ст. 270, п. 1 ст. 257 НК РФ).


Рекомендация 

Бухучет

В бухучете при прекращении совместной деятельности товарищ, ведущий общий учет, отражает имущество, причитающееся каждому участнику, как погашение доли участия (вклада). В зависимости от вида возвращаемого имущества в бухучете товарищества возврат отражается проводкой:

Дебет 80 Кредит 51 (50, 41, 01, 10…)
– возвращено имущество, полученное ранее в качестве вклада по договору простого товарищества.

Кроме того, на дату прекращения договора необходимо составить ликвидационный баланс простого товарищества.

Об этом сказано в пункте 21 ПБУ 20/03.


Рекомендация

Бухучет

Порядок бухучета возвращаемого имущества зависит от того, погашена ли задолженность товарищества по прибыли от совместной деятельности или нет.

Если прибыль, причитающаяся участнику, выплачена в полном объеме, возвращаемое имущество нужно отражать как погашение вкладов, ранее учтенных в составе финансовых вложений. Оприходуйте его по балансовой (остаточной – для основных средств и нематериальных активов) стоимости, отраженной в бухучете товарищества на дату принятия решения о прекращении совместной деятельности. При этом сделайте проводку:

Дебет 51 (50, 41, 01, 10…) Кредит 58-4
– отражен возврат имущества, распределяемого при прекращении совместной деятельности.

Стоимость возвращаемого имущества может оказаться меньше первоначального вклада в совместную деятельность. Убыток, образовавшийся в этом случае, отнесите на прочие расходы:

Дебет 91-2 Кредит 58-4
– отражена в составе прочих расходов отрицательная разница между стоимостью полученного имущества и взносом в совместную деятельность.

Положительную разницу между стоимостью полученного и вложенного имущества включите в состав прочих доходов:

Дебет 58-4 Кредит 91-1
– отражена в составе прочих доходов положительная разница между стоимостью полученного имущества и стоимостью взноса.

Если прибыль, причитающаяся участнику, не выплачена (выплачена не полностью), при поступлении распределяемого имущества сделайте следующие записи:

Дебет 51 (50, 41, 01, 10…) Кредит 76-3
– отражен возврат имущества, распределяемого при прекращении совместной деятельности;

Дебет 76-3 Кредит 58-4
– погашен первоначальный вклад в совместную деятельность за счет стоимости имущества, полученного при прекращении договора простого товарищества;

Дебет 76-3 Кредит 91-1
– отражена в составе прочих доходов положительная разница между стоимостью полученного имущества и стоимостью первоначального вклада (если стоимость полученного имущества превышает величину вклада);

Дебет 91-2 Кредит 58-4
– отражена в составе прочих расходов отрицательная разница между стоимостью полученного имущества и стоимостью первоначального вклада (если стоимость полученного имущества меньше величины вклада).

Такой порядок следует из положений абзаца 1 пункта 15 ПБУ 20/03 и Инструкции к плану счетов.

Если в качестве возвращаемого имущества поступают основные средства (нематериальные активы), то для начисления амортизации по ним необходимо заново установить срок полезного использования. С месяца, следующего за тем, в котором объект был получен, начисляйте по нему амортизацию исходя из нового срока полезного использования. Это следует из положений абзаца 2 пункта 15 ПБУ 20/03, пункта 21 ПБУ 6/01, пункта 31 ПБУ 14/2007.


ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.12.1993 № 160

3. Учет затрат по строительству объектов

3.1. Учет незавершенного строительства

3.1.1. До окончания работ по строительству объектов затраты по их возведению, учтенные на счете "Капитальные вложения", составляют незавершенное строительство. В бухгалтерском учете затраты по строительству объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией. Учет рекомендуется вести по следующей структуре расходов:
а) на строительные работы;
б) на работы по монтажу оборудования;
в) на приобретение оборудования, сданного в монтаж;
г) на приобретение оборудования, не требующего монтажа; инструмента и инвентаря; оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;
д) на прочие капитальные затраты;
е) на затраты, не увеличивающие стоимости основных средств.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка