Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в расчетах зарплаты и пособий

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 февраля 2016 6 просмотров

О выездной налоговой проверке. Оригиналы документов были переданы налоговому инспектору и находились у нее все время проверки, далее когда проверка подходила к концу, документы были возвращены. До конца проверки оставалась неделя и инспектор снова затребовал копии части документов. Возможно ли ей отказать.

В данном случае инспектор действует в рамках закона.

Ограничение на повторное истребование документов, установленное пунктом 5 статьи 93 НК РФ не действует, если в рамках выездной проверки налогоплательщик ранее представлял подлинники документов в инспекцию и они были ему возвращены. К такому выводу приходит, в частности, Минфин России в письме от 26.08.13 № 03-02-07/1/35025.. Соответственно, если в рамках выездной проверки в инспекцию были направлены копии документов, повторно их предоставлять налогоплательщик не обязан.

Но если документы проверялись в оригинале, и были возвращены организации, а повторное требование направлено в рамках выездной проверки, до ее окончания, требование ИФНС обосновано, и организация должна исполнить его.

Для проверки этих документов инспекция, вероятно, продлит срок налоговой проверки, назначив дополнительные мероприятия налогового контроля. При назначении мероприятия дополнительного налогового контроля оформляется отдельное решение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. В решении о назначении дополнительных мероприятий руководитель инспекции (его заместитель) указывает:

Все мероприятия дополнительного контроля должны быть проведены в срок, не превышающий один месяц (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом указанный срок не должен выходить за пределы общего срока рассмотрения материалов с учетом его продления (10 рабочих дней + один месяц).

Обоснование

Из ситуации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Может ли инспекция в рамках камеральной налоговой проверки потребовать от организации представить документы, которые уже ранее сдавались в рамках предыдущей камеральной (выездной) проверки

По общему правилу организация не обязана повторно представлять в инспекцию документы, которые уже были переданы ей в рамках предыдущих камеральных или выездных проверок. Но из этого правила есть исключения (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Повторно запросить документы налоговая инспекция может в следующих случаях:

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ и действуют в отношении любых документов, независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.*

<…>

Из статьи 93 Налогового кодекса РФ

<…>

«5. В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга*. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.»

Из журнала «Российский налоговый курьер» № 19, октябрь 2013

Повторное истребование документов в связи с проверкой контрагента незаконно

Что изменилось: снизились риски повторного истребования документов при встречной проверке

Инспекторы не вправе повторно истребовать документы у налогоплательщика. Такое ограничение закреплено в пункте 5 статьи 93 НК РФ. При этом запрет не действует, когда налогоплательщик ранее представлял подлинники документов в инспекцию и они были ему возвращены. А также в случаях, когда представленные документы утрачены вследствие непреодолимой силы. Распространяется ли ограничение на повторное истребование в рамках встречных проверок на основании статьи 93.1 НК РФ? Минфин России в письме от 26.08.13 № 03-02-07/1/35025 отвечает положительно. В пункте 5 статьи 93.1 НК РФ четко прописано, что истребуемые в соответствии со статьей 93.1 НК РФ документы представляются с учетом положений пунктов 2 и 5 статьи 93 НК РФ.*

Вместе с тем не все так однозначно. В письме от 07.06.13 № 03-02-07/1/21191 ведомство указало на необходимость восстановления утраченной «первички», которая уже была проверена в рамках выездной проверки. Аргумент — такая документация может быть затребована снова в рамках повторной выездной проверки либо при проведении мероприятий иного контроля (ст. 93.1 НК РФ).

Т.В. Кузнецова, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов: «В письме от 07.06.13 № 03-02-07/1/21191 Минфин России ссылается на подпункт 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ, в котором говорится о необходимости хранить документы в течение четырех лет, и наподпункт 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ, согласно которому налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правильность исчисления налогов. Учитывая, что все неясности НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ), компаниям следует руководствоваться письмом Минфина России от 26.08.13 № 03-02-07/1/35025, исключающим повторное истребование документов в рамках встречных проверок*».

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как оформляется решение по результатам налоговой проверки

<…>

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Если по итогам рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) имеются сомнения, которые мешают принять окончательное решение по проверке, то он может потребовать:

Для получения дополнительных разъяснений руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки:

Привлечение указанных лиц к рассмотрению материалов проверки должно быть оформлено отдельным решением. Форма такого решения не утверждена, поэтому руководитель инспекции (его заместитель) оформляет его в произвольной форме.

Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если обеспечить явку свидетеля, эксперта или специалиста в процессе первичного рассмотрения материалов не удастся, то руководитель инспекции (его заместитель) может перенести рассмотрение материалов на более поздний срок в общем порядке(подп. п. 25 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Для получения недостающих сведений руководитель инспекции (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Такие мероприятия могут включать в себя:

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Специальные требования к процедуре проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Налоговым кодексом РФ не установлены. Это значит, что указанные мероприятия инспекция проводит по общим правилам, то есть в том же порядке, как и в рамках самой налоговой проверки (п. 6 ст. 101 НК РФписьмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321).

Ситуация: может ли инспекция в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля провести выемку документов. Дополнительные мероприятия назначены по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки

Да, может, при выполнении определенных условий.

Перечень дополнительных мероприятий налогового контроля носит закрытый характер (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). Выемка документов в нем не значится. Таким образом, из буквального толкования этой нормы следует, что проводить выемку, то есть самостоятельно изымать у организации документы, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция не вправе.

Однако в двух случаях проведение выемки документов после окончания налоговой проверки все-таки возможно.

Во-первых, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе потребовать у организации документы (не самостоятельно изъять их, а поручить организации представить недостающие сведения) (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). И если организация не исполнит такое требование и не представит документы, то у инспекции появится право провести их выемку (абз. 2 п. 4 ст. 93 НК РФ). В таком случае проведение выемки в рамках дополнительных мероприятий будет считаться законным.

Во-вторых, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе провести экспертизу (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). В частности, может быть назначена экспертиза подписей или почерковедческая экспертиза. Очевидно, что для ее проведения инспекции нужны документы с оригиналами подписей или почерка. Если в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция проведет выемку документов с целью дальнейшего проведения экспертизы, то в этом случае выемка также может быть признана законной.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23 мая 2013 г. № АС-4-2/9355. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012 г. № 16282/11, определения ВАС РФ от 26 июня 2008 г. № 7909/08от 30 июня 2009 г. № ВАС-7529/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27 января 2012 г. № А53-27001/2010от 2 сентября 2011 г. № А63-8481/2010Московского округа от 8 февраля 2011 г. № КА-А40/17940-10-2Северо-Западного округа от 18 мая 2010 г. № А56-33713/2009Волго-Вятского округа от 16 апреля 2008 г. № А11-3197/2007-К2-24/221Центрального округа от 30 марта 2009 г. № А36-2365/2008).

Ситуация: может ли инспекция в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля провести осмотр помещений

Нет, не может.

Перечень дополнительных мероприятий налогового контроля носит закрытый характер (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). Осмотр помещений в нем не значится. Поэтомупроводить осмотр помещений в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция не вправе. Такие действия возможны только в двух случаях:

Это следует из положений статьи 92 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-411ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690. Правомерность такого подхода подтверждена пунктом 24 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.

Если руководитель инспекции (его заместитель) назначает мероприятия дополнительного налогового контроля, то он должен оформить отдельное решение. Его форма утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. В решении о назначении дополнительных мероприятий руководитель инспекции (его заместитель) указывает:

  • конкретные мероприятия (допрос, экспертиза, истребование документов);
  • обстоятельства, которые вызвали необходимость их проведения;
  • конкретный срок, в который они должны быть проведены.
    • организация представила в инспекцию подлинники документов, которые затем были ей возвращены;
    • инспекция утратила ранее представленные документы в связи с форс-мажорными обстоятельствами (наводнением, пожаром).
    • в ходе выездной налоговой проверки;
    • в ходе камеральной проверки декларации по НДС, в которой либо заявлена сумма налога к возмещению, либо выявлены несоответствия с другими имеющимися у инспекции материалами.
  • конкретные мероприятия (допрос, экспертиза, истребование документов);
  • обстоятельства, которые вызвали необходимость их проведения;
  • конкретный срок, в который они должны быть проведены.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Все мероприятия дополнительного контроля должны быть проведены в срок, не превышающий один месяц (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом указанный срок не должен выходить за пределы общего срока рассмотрения материалов с учетом его продления (10 рабочих дней + один месяц). Это необходимо, чтобы руководитель инспекции (его заместитель) мог выполнить требование пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ, то есть вынести решение по результатам налоговой проверки в строго ограниченный законодательством срок (п. 1 ст. 101 НК РФписьмо Минфина России от 15 января 2010 г. № 03-02-07/1-14).

Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля (истребованные документы, протоколы допроса свидетелей, заключения экспертов) приобщаются к уже имеющимся материалам налоговой проверки, и руководитель инспекции (его заместитель) рассматривает их повторно (п. 1 ст. 101 НК РФ).

<…>

Из ситуации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. Инспекция направила требование после окончания выездной проверки (после составления справки)

Да, может, но при условии, что инспекция потребовала документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Такие мероприятия имеют непосредственное отношение к налоговой проверке, но проводятся за ее пределами. При этом требование о представлении документов оформляется в общем порядке. Об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, если требование о представлении документов выставлено после окончания проверки, но в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, оно признается правомерным. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75. Если организация не исполнит такое требование, то инспекция может привлечь ее к ответственности за непредставление документов по статье 126 Налогового кодекса РФ.

Несмотря на то что в приведенных письмах Минфина России и в постановлении Президиума ВАС РФ речь идет о камеральных налоговых проверках, в рассматриваемой ситуации выводы о привлечении организации к ответственности за непредставление документов могут быть применены и к выездным проверкам (ст. 93126 НК РФ).

Вместе с тем, по общему правилу все мероприятия налогового контроля, в том числе истребование документов, должны быть осуществлены в рамках налоговой проверки. Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Следовательно, после окончания налоговой проверки (даты составления справки о проведении проверки) инспекция не вправе требовать у организации документы. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471Привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования, выставленного после окончания налоговой проверки, инспекция не может. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановленияПрезидиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09, ФАС Дальневосточного округа от 23 сентября 2009 г. № Ф03-4818/2009Западно-Сибирского округа от 13 июля 2009 г. № Ф04-4038/2009(10171-А03-42)).

Кроме того, суды признают неправомерными требования о представлении документов, которые:

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка