Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В чем постоянно путаются бухгалтеры, когда платят НДФЛ и взносы

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 февраля 2016 22 просмотра

Организация переезжает в новый офис в другой район города, соответственно меняются налоговая инспекция, пенсионка и ФСС. Подскажите, как нам правильно перевестись в новые ИФНС, пенсионку и ФСС, как сделать акты сверки? И можно ли потом подавать уточненные декларации в новую налоговую, если конечно возникнет необходимость, за предшествующие периоды?

Если организация меняет юридический адрес (вносит изменения в устав), она автоматически ставится на учет в новую инспекцию, которой подведомственна территория по новому месту нахождения организации.

Порядок смены юридического адреса зависит от того, указан или нет в уставе организации ее адрес.

Связано это с тем, что с сентября 2014 г. точный адрес компании обязателен только для отражения в ЕГРЮЛ, а в уставе можно указывать только населенный пункт (город, поселок и т. п.).

Поэтому в налоговую инспекцию по местонахождению компании представляются следующие документы:

— или заявление по форме № Р14001 и договор покупки или аренды помещения (если в уставе полный адрес не указан).

— или заявление о госрегистрации изменений в уставе по форме № Р13001 (если адрес указывается в уставе полностью). Заполняется страница 001, лист «Б» и последний лист – сведения о заявителе. Незаполненные листы, а также полностью незаполненные страницы не включаются в заявление. К заявлению следует приложить решение (протокол) общего собрания участников ООО о внесении изменений; новый устав или изменения к старому (два экземпляра); квитанцию об уплате госпошлины (800 руб.).

Заполненное заявление подается в налоговую инспекцию, где числится ваша организация, в течение трех рабочих дней с того момента, как изменился адрес (с даты решения общего собрания или единственного участника).

После этого в течение пяти рабочих дней сотрудники ИФНС России зарегистрируют изменения в уставе, и выдадут лист записи ЕГРЮЛ.

При смене инспекции компания считается снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения и одновременно поставленной на учет в новом налоговом органе с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Это предусмотрено пунктами 3.6.1 и 3.6.3 Порядка, утвержденного приказом МНС России от 03.03.04 № БГ-3-09/178

При переезде лучше провести сверку расчетов с прежней инспекцией. Заявление о проведении сверки подается в инспекцию по прежнему месту учета (п. 7 ст. 45 НК РФ и п. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 09.09.05 № САЭ-3-01/444@). В результате сверки организация получает акт совместной сверки расчетов по форме, утвержденной ФНС России (приказ от 20.08.07 № ММ-3-25/494@). Если обнаружена недоимка, ее нужно погасить по реквизитам прежней инспекции. Заявление о возврате переплаченной суммы налога также подается в ту инспекцию, которая проводила сверку (определение ВАС РФ от 10.09.09 № ВАС-11628/09).

После постановки на учет по новому адресу организация будет отчитываться и взаимодействовать уже с новой инспекцией. Поэтому все декларации, в том числе и уточненные, должны будут подаваться в новую инспекцию.

Но прежняя инспекция может провести выездную проверку мигрирующей организации. Если выездная проверка была начата до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения организации (ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 23.03.2012 № 03-02-07/1-68), именно прежняя инспекция вправе будет ее провести и завершить, несмотря на то, что в процессе проверки налогоплательщик перейдет в ведомство другой инспекции. Все последующие проверки, в том числе и по тем налоговым периодам, в которых организация находилась в юрисдикции прежней инспекции, вправе проводить только новая.

Подавать какие-либо документы в ФСС, ПФР и Росстат не требуется. Инспекция сама должна сообщить в фонды о смене адреса. Сделает она это в течение пяти рабочих дней с момента внесения изменений в реестр (п. 9 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.11 № 1092).

Обоснование

Из рекомендации Пошаговая инструкция: как сменить юридический адрес организации

Начиная с 30 июля этого года инспекторы высылают всю официальную корреспонденцию строго на юридический адрес компании. А организацию, которая долгое время никак не реагирует на такие сообщения, контролеры вправе ликвидировать через суд. Не так давно с этим согласились и в Пленуме ВАС РФ в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61. Подробнее о последствиях несовпадения юридического и фактического адреса читайте здесь.

Чтобы избежать неприятностей, советуем зарегистрировать организацию по ее действительному адресу. Быстро и грамотно это сделать вам поможет пошаговая инструкция. Чтобы получить бесплатный доступ ко всем материалам, которые мы собрали по этой теме, просто зайдите в Систему под своим логином и паролем. А если таковых у Вас еще нет, то зарегистрируйтесь.

Не нашли ответ на свой вопрос? Жмите кнопку «Помощник» в правом нижнем углу экрана. Наши эксперты в онлайн-режиме постараются помочь вам.

ШАГ 1. Оформите решение собственников и внесите изменения в устав

Для начала сведения о новом адресе нужно зафиксировать в учредительных документах, в частности, в уставе. Делают это на основании решения, принятого участниками на общем собрании. Когда учредитель один, решение он принимает единолично.

Рекомендации:

Как оформить решение общего собрания участников ООО;

Как внести изменения в устав ООО;

Что должен содержать устав.

Документы:

Протокол общего собрания участников ООО. Решение о внесении изменений в устав в связи со сменой юридического адреса общества;

Решение единственного участника ООО о внесении изменений в устав в связи со сменой юридического адреса общества;

Изменения устава, оформленные отдельным приложением к нему при смене юридического адреса.

Статьи из журналов:

Мы не уведомили участников ООО о предстоящем общем собрании. Что нам будет? («Главбух» № 4, 2011);

Если юридический адрес не совпадает с фактическим («Упрощенка» № 1, 2010);

Приводим в порядок учредительные документы («Учет в строительстве», № 7, 2009).

ШАГ 2. Заполните заявление по форме № Р13001

О том, что юридический адрес организации меняется, нужно сообщить в налоговую инспекцию. Для этого используйте заявление по форме № Р13001. В нем заполните только первую страницу, листы Б и М.

Документы:

Форма № Р13001. Заявление о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (применяется с 4 июля 2013 года);

Пример заполнения формы № Р13001 при изменении юридического адреса организации.

Статьи журналов:

Нужно ли заверять у нотариуса подпись руководителя организации в заявлении о перерегистрации ООО («Учет в торговле» № 4, 2010).

ШАГ 3. Сдайте пакет документов в налоговую инспекцию

Заполненное заявление подайте в налоговую инспекцию, где числится ваша организация. Либо в специальную регистрирующую ИФНС России, если таковая есть в вашей местности. К заявлению приложите такой набор документов:

  • новый устав или изменения к старому (в двух экземплярах);
  • решение общего собрания о внесении изменений в учредительные документы организации (или единоличное решение единственного участника);
  • документ об уплате госпошлины (800 руб.);
  • документ, подтверждающий новый юридический адрес (копию договора о покупке недвижимости или аренды).

Представить весь пакет документов нужно в течение трех рабочих дней с того момента, как изменился адрес. Отсчитывайте этот срок от даты решения общего собрания или единственного участника.

Рекомендации:

Кто должен подавать документы при регистрации ООО;

Как организации перечислить госпошлину в бюджет;

Как отразить госпошлину в бухучете;

Как учесть госпошлину при налогообложении.

Справочные материалы:

Размеры госпошлины за госрегистрацию и совершение прочих юридически значимых действий, перечисленных в статье 333.33 Налогового кодекса РФ.

Документы:

Пример платежного поручения на перечисление госпошлины за регистрацию изменений в учредительных документах.

ШАГ 4. Получите подтверждение о госрегистрации изменений

Получив от вас заявление, сотрудники ИФНС России зарегистрируют изменения в уставе в течение пяти рабочих дней. Через один рабочий день после этого вам выдадут лист записи ЕГРЮЛ. Свидетельство о регистрации изменений в ЕГРЮЛ, как это было раньше, не выдают.

В Пенсионный фонд РФ, другие внебюджетные фонды и Росстат подавать сведения о новом адресе не придется. За вас это сделают сотрудники ИФНС России – в течение пяти рабочих дней со дня регистрации.

Рекомендации:

Кто должен получать документы при регистрации ООО.

Документы:

Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007;

Пример доверенности на право представлять интересы организации при госрегистрации изменений в учредительных документах.

Из рекомендации Владислава Кузнецова, ведущего эксперта ЮСС «Система Юрист», Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр», Владислава Добровольского, судьи в отставке, кандидат юридических наук

Как внести изменения в учредительные документы


У каждой организации может возникнуть необходимость обновить устав. Чаще всего это связано с изменением:

  • наименования организации;
  • юридического адреса;*
  • размера уставного капитала;
  • состава участников и размера их долей;
  • состава филиалов (представительств), их наименований и т. д.;
  • видов экономической деятельности;
  • единоличного исполнительного органа, назначением нового руководителя.

Ситуация: нужно ли срочно вносить изменения в устав в связи с изменениями от 1 сентября 2014 года и что стоит учесть при обновлении устава

Закон не требует вносить изменения в срочном порядке. Но лучше с этим не затягивать.

Дело в том, что с 1 сентября действует правило, что в обязательном порядке нужно подтверждать у нотариуса принятие решения на общем собрании и состав присутствовавших участников (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Но внесение изменений в устав позволяет обойти это требование.

Вместе с этим можно внести и другие изменения, например:

  • указать, что общество является непубличным (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ) и корпоративным юридическим лицом (ст. 65.1 ГК РФ);
  • сократить юридический адрес в уставе до населенного пункта;
  • прописать порядок уведомления участников и общества о намерении обратиться с иском о возмещении убытков или об оспаривании сделки;
  • установить новые обязанности участников;
  • уточнить или изменить компетенцию органов управления. В частности, установить особый порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников, принятия ими решений. Этот порядок может отличаться от того, что установлен законом.

Принятие решения о внесении таких изменений можно не удостоверять у нотариуса. Для этого нужно провести собрание с присутствием всех участников и на нем принять решения:

  • о внесении необходимых изменений в устав;
  • о подтверждении принятия этого решения и состава участников подписями всех участников на протоколе. Такое решение должно быть единогласным.

Закон не запрещает принимать необходимые решения без нотариуса и без внесения изменений в устав, но тогда участникам придется каждый раз собираться в полном составе.

Такие правила установлены в подпункте 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ.

Внимание: с 1 сентября 2014 года нужно обращаться к нотариусу, чтобы подтвердить принятие решения на общем собрании и состав присутствовавших участников. Но это требование можно обойти, если внести изменения в устав

Новое требование устанавливает подпункт 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ. Он же содержит исключение и позволяет участникам предусмотреть более простые правила подтверждения:

  • в уставе или
  • решении общего собрания участников, принятом единогласно.

Так, можно установить, что принятие решения и состав участников будут подтверждать:

  • подписи всех или отдельных участников на протоколе, либо
  • аудио-, видеозапись или использование других технических средств.

Можно предусмотреть и любой другой способ подтверждения, не противоречащий закону (при этом ограничения не установлены).

В целом требование о привлечении нотариуса направлено против фальсификации решений. Его присутствие затрудняет процесс подделки. При подмене протокола с применением печати нотариуса достаточно будет доказать, что нотариальное действие не значится в реестре нотариуса.

На общества, в которых решения принимает единственный участник, эти требования не распространяются, поскольку установлены только в отношении собраний.

Пример положения устава

Подтверждение подписями всех участников

4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола всеми участниками, присутствовавшими на собрании.

Подтверждение подписями отдельных участников

4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола председателем и секретарем собрания, которые должны быть участниками Общества.

Подтверждение с использованием технических средств

4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются видеозаписью, сделанной во время собрания. Компакт-диск с видеозаписью прилагается к протоколу.

Подтверждение иным способом (подписями отдельных лиц)

4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола председателем и секретарем собрания.

Внимание: если юридический адрес ООО не совпадает с указанным в уставе и ЕГРЮЛ, это повлечет за собой целый ряд негативных последствий. Чтобы их избежать, зарегистрируйте изменение юридического адреса в уставе.

Ответственных лиц, в частности, руководителя организации, представители налоговой службы вправе оштрафовать на 5000 руб. и лишить права занимать руководящие посты до трех лет. А если в суде контролеры докажут, что при регистрации были предоставлены заведомо ложные сведения, то руководителю грозит лишение свободы на срок до двух лет. Это следует из положений подпункта «в»пункта 1 статьи 5 и статьи 25 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, абзаца 3 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, частей 3 и 4 статьи 14.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 170.1 Уголовного кодекса РФ.

Более того, организацию, у которой юридический и фактический адреса не совпадают, могут ликвидировать. Это произойдет, если до организации не будет доходить корреспонденция налоговой инспекции или судов, направленная по тому адресу, что значится в ЕГРЮЛ. Допустим, когда почта возвращает налоговикам отправленную корреспонденцию с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п. Возможность ликвидировать из-за этого организацию признали судьи в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61.

И наконец, не получая письма, которые налоговая инспекция направляет по юридическому адресу, организация попросту рискует не исполнить в установленные сроки требования контролеров. А это опять же приведет к наказанию. Тем более что с 1 сентября 2013 года вся отправленная корреспонденция из налоговой инспекции по умолчанию считается доставленной до адресата, даже если тот не получил ее лично в руки. Такой порядок установлен положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ.

Чтобы избежать всех этих проблем, лучше своевременно подготовить необходимые изменения в устав и зарегистрировать их.

Изменения устава нужно зарегистрировать в налоговой инспекции.

Принятие решения о внесении изменений

Изменять устав ООО можно только по решению общего собрания участников. Вопрос можно решить как на очередном, так и на внеочередном общем собрании участников. Главное, чтобы он был включен в повестку дня. Данное ограничение не имеет значения, если на собрании присутствуют все участники ООО. Это следует из положений пункта 4статьи 12, пункта 2 статьи 36, пункта 7 статьи 37 и статьи 38 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Законодательством установлено: за то, чтобы внести изменения в устав, по умолчанию должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа участников ООО. Однако в уставе можно предусмотреть и большее число голосов для принятия такого решения (п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ*).

По итогам собрания оформите протокол. В нем зафиксируйте решение собственников о соответствующих изменениях устава. Форма протокола общего собрания участников ООО и требования к ней в законодательстве не предусмотрены. Поэтому составить протокол можно в свободной форме, воспользовавшись, например, требованиями, установленными для протоколов общего собрания акционеров в пункте 2 статьи 63 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ и пункте 4.29 Положения, утвержденногоприказом ФСФР России от 2 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н. Форму протокола также утверждает общее собрание участников ООО (подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Если же в обществе один учредитель, решение он принимает единолично (ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Оформление изменений в устав

Изменения в устав оформите новой редакцией. Либо подготовьте отдельный документ, в котором укажите, как и какой конкретно пункт устава меняете. Оба варианта имеют равную юридическую силу. Правда, зачастую использовать единую действующую редакцию устава удобнее, нежели каждый раз согласовывать между собой несколько документов.

Госрегистрация изменений

Внесенные изменения нужно зарегистрировать. Для этого представьте государственному регистратору в налоговую инспекцию, по местонахождению организации необходимый пакет документов. Сделать это можно несколькими способами:

  • лично представить весь пакет документов;
  • отправить по почте письмом с объявленной ценностью;
  • направить в электронном виде через Интернет.

Это следует из положений пункта 1 статьи 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Состав пакета документов зависит от порядка их представления. В общем случае он заявительный. Однако изменения, связанные с филиалами, оформляют в уведомительном порядке.

При заявительном порядке в налоговую инспекцию представьте следующие документы:

Это следует из положений пункта 1 статьи 17 и пункта 1 статьи 18 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, абзаца 2 пункта 4 статьи 12 и статьи 13 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Заявление о госрегистрации изменений по форме № Р13001 заполняйте с учетом Требований к оформлению, утвержденных приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25. Заявление состоит из страницы 001 и листов А–М. Страницу 001 и лист М нужно обязательно заполнить и подать в налоговую инспекцию независимо от причины, по которой вносятся изменения. А листы А–Л заявления заполняются лишь для соответствующего изменения. Например, при регистрации изменения юридического адреса необходимо оформить только страницу 001 и листы Б и М.*

За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, придется заплатить госпошлину в размере 20 процентов от величины госпошлины за регистрацию ООО при создании. Таким образом, платеж за внесение изменений в ЕГРЮЛ составляет 800 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Подтверждение уплаты госпошлины представлять не обязательно. Налоговая служба может сама запросить информацию об уплате пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Поэтому, если не представить документ об уплате пошлины, основанием для отказа в регистрации это не будет.

На это указывает Минфин России в пункте 46.1 Административного регламента, утвержденногоприказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.

В отдельных случаях регистратору необходимо представить дополнительные документы.

Так, при увеличении устава за счет дополнительных вкладов участников и третьих лиц нужно подать документы, подтверждающие внесение вкладов в полном объеме (абз. 2 п. 2.1 ст. 19 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

При смене юридического адреса подготовьте также:

  • если арендуете помещение – заверенную руководителем копию договора аренды помещения по новому адресу. При этом в договоре желательно отдельно указать, что арендодатель не возражает против регистрации арендатора по адресу помещения. Также нужно представить заверенную руководителем или арендодателем копию свидетельства о госрегистрации права собственности на помещение. Кроме того, можно представить гарантийное письмо от собственника, лишний раз подтверждающее согласие арендодателя на регистрацию фирмы по адресу помещения, а также акт приема-передачи;
  • если помещение находится в собственности организации – заверенные руководителем копию договора купли-продажи недвижимости по новому адресу и копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение.

Формально требовать эти документы регистратор не вправе (п. 4 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Однако если при изменении юридического адреса их не представить, то в регистрации могут отказать, сославшись на недостоверность сведений. Такое решение будет обосновано прямыми нормами подпункта «р» пункта 1 статьи 23 и подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

<…>

Регистрирующий орган в течение пяти дней вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации). Компания получает на руки (или по почте):

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • устав (изменения как отдельный документ) с отметкой налогового органа.

Заявителем при регистрации изменений в учредительные документы может выступить руководитель или другой представитель организации, которому уставом разрешено действовать без доверенности (подп. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗп. 2 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

С 1 сентября 2014 года в компании может быть несколько директоров. Полномочия по подаче документов в налоговую инспекцию могут быть возложены на кого-то из них на основании устава или иного внутреннего документа общества.

Заявитель подписывает заявление (уведомление). Подлинность подписи нужно засвидетельствовать у нотариуса (п. 1.2 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Порядок государственной регистрации изменений подробно описан в статье 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ и Административном регламенте, утвержденном приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.

В законодательстве не закреплено, в какие сроки необходимо подать документы в налоговую инспекцию с того момента, как принято решение внести изменения в устав. Исключение – ситуация, когда меняется размер уставного капитала. Тут сроки следующие:

  • не более месяца – при его увеличении;
  • не более трех рабочих дней – при его уменьшении.

Это следует из положений пункта 5 статьи 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ истатей 17–23 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Однако в интересах организации зарегистрировать изменения как можно скорее. Ведь для третьих лиц новые положения будут действовать только с момента их госрегистрации.

Датой представления документов считается день их получения налоговой инспекцией (п. 2 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Если заявитель лично представляет документы, в этот же день ему выдают расписку об их получении.

Если документы направить по почте, то расписку так же вышлют на адрес организации письмом не позднее следующего дня после их получения.

Если документы представить в электронной форме, то расписку так же через Интернет отправят организации не позднее следующего дня после их получения.

Это следует из положений пункта 3 статьи 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Решение о госрегистрации изменений или об отказе в регистрации налоговая инспекция должна принять в срок не более пяти рабочих дней с момента подачи документов (п. 1 ст. 8 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Получить документы по результату государственной регистрации может как заявитель, так и лицо, действующее от его имени на основании доверенности (п. 3 ст. 11 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗписьмо ФНС России от 28 августа 2006 г. № 09-1-03/4151).

<…>

Из рекомендации Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр», Владислава Добровольского, судьи в отставке, кандидат юридических наук

Как внести изменения в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Изменения в ЕГРЮЛ необходимо вносить в случае изменения содержащихся в нем сведений, внесенных ранее.

Обычно внесение изменений в ЕГРЮЛ связано со сменой единоличного исполнительного органа (далее – директор), изменением сведений об участниках (в т. ч. выход и смена участников), сменой видов экономической деятельности.

При этом самостоятельно вносить изменения в ЕГРЮЛ при изменении паспортных данных участников или директора не нужно. На налоговые органы возложена обязанность отслеживать изменения паспортных данных участников и руководителей организаций и вносить соответствующие изменения в реестр (абз. 5 п. 4 ст. 5 Закона о государственной регистрации). При этом лучше периодически проверять по выпискам из ЕГРЮЛ актуальность паспортных данных, содержащихся в реестре. Нельзя исключать, что сведения об изменении паспортных данных могут не поступить в налоговую инспекцию, например, по техническим причинам. Между тем если реестр будет содержать неактуальные данные, это может вызвать сложности при открытии банковского счета или в работе с контрагентами.

Ситуация: какие сведения об ООО содержатся в ЕГРЮЛ*

В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения об ООО (ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)).

1. Наименование.

2. Организационно-правовая форма («общество с ограниченной ответственностью»).

3. Юридический адрес ООО. При наличии управляющего (управляющей организации) указывается также местожительство управляющего (местонахождение управляющей организации).*

4. Способ образования ООО (создание или реорганизация).

5. Размер уставного капитала.

6. Сведения о филиалах и представительствах ООО.

7. Сведения об учредителях (участниках) ООО, сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

8. Фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО (т. е. директора), а также паспортные данные и ИНН такого лица.

9. Коды видов экономической деятельности.

10. ИНН, КПП и дата постановки ООО на учет в налоговом органе.

11. Номер и дата регистрации ООО в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ и Фонде социального страхования РФ.

12. Дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО.

13. Сведения о лицензиях, полученных ООО.

14. Способ прекращения ООО (указывается в определенных случаях в соответствии сподп. «и» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

15. Сведения о правопреемстве ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «ж» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

16. Сведения о том, что ООО находится в процессе ликвидации или реорганизации.

Кроме того, в реестре хранятся подлинники учредительных документов общества.

Сведения, указанные в пунктах 1–5, содержатся также в учредительных документах ООО. Изменение таких сведений нужно проводить в порядке внесения изменений в учредительные документы.

Представление документов на регистрацию

Чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ, необходимо подать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Такое правило установлено в пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).

Подпись заявителя на заявлении нужно заверить у нотариуса.

Порядок представления заявления в регистрирующий орган такой же, как при внесении изменений в учредительные документы и при первичной регистрации ООО.*

Ситуация: кто должен подписать заявление о внесении изменений в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Во всех случаях внесения изменений в ЕГРЮЛ заявителем является директор ООО. Исключение составляют случаи, когда изменения вносятся в связи с продажей доли с использованием преимущественного права или отчуждением доли по сделке, подлежащей обязательному нотариальному удостоверению. В таких случаях заявителем является продавец доли либо (в отдельных случаях) нотариус.

При смене генерального директора стоит приложить к заявлению, подаваемому на регистрацию, решение единственного участника ООО (протокол общего собрания участников ООО), которым оформлена смена директора. Представлять данный документ на регистрацию не обязательно, но это уменьшит вероятность отказа.

При внесении изменений в ЕГРЮЛ без внесения изменений в учредительные документы госпошлину платить не нужно.

Процедура проведения государственной регистрации детально описана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Внимание: документы в налоговую инспекцию необходимо представить в установленный срок.

В течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, общество обязано сообщить об этом в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

За неисполнение или несвоевременное исполнение этой обязанности (а также сообщение недостоверных сведений) на генерального директора может быть наложен штраф в размере 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

<…>

Из статьи 89 Налогового кодекса РФ

«1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.*

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика».

<…>

Из Письма Минфина России от 23.03.2012 № 03-02-07/1-68 «О проведении выездной налоговой проверки организации, снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения и одновременно поставленной на учет в налоговом органе по новому месту нахождения»

«Вопрос:
26.07.2011 организация снялась с регистрационного учета в старом налоговом органе. На дату снятия претензий к налогоплательщику не было (уведомлений, решений, требований не предоставлялось). После постановки на налоговый учет старым налоговым органом было выслано решение о проведении выездной налоговой проверки от 25.07.2011. На дату предъявления решения налогоплательщик на учете уже не состоял. Согласно судебной практике данные требования незаконны.
Уместно ли требование старого налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, если все мероприятия проводятся после снятия с регистрационного учета в данном налоговом органе?

<…>

В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Кодекса решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Организация считается снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения этой организации и одновременно поставленной на учет в налоговом органе по новому месту нахождения с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения юридического лица (пункты 3.6.13.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).
Таким образом, налоговый орган, в котором организация состоит на учете до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения этой организации, вправе вынести решение о проведении в отношении такой организации выездной налоговой проверки.*

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 37, 7–13 октября 2014

Смена адреса не прекращает камералку

«…В декларации по НДС за третий квартал у нас будет возмещение. Отчетность мы сдадим в октябре, а в ноябре планируем поменять юридический адрес. Перейдем в другую инспекцию. В какую налоговую подавать заявление на возмещение НДС?..»

— Из письма главного бухгалтера Валентины Липиной, г. Тюмень

Валентина, подать заявление надо в инспекцию, в которую вы представите декларацию.

Компания вправе вернуть переплату НДС, если сумма вычетов за квартал превысила исчисленный налог (п. 1 ст. 176 НК РФ). Для этого надо подать в инспекцию заявление (п. 6 ст. 176 НК РФ). Причем, если сделать это во время камералки, инспекция вернет налог в течение 11 рабочих дней со дня завершения проверки (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Если во время проверки компания изменит адрес и встанет на учет в другую инспекцию, отчитываться повторно и подавать еще одно заявление не надо. Старая налоговая не прекратит проверку, и решение о возврате будет принимать именно она. А вот вернет налог уже новая инспекция (письмо ФНС России от 22.08.14 № СА-4-7/16692).

Степан Гуркин, эксперт «УНП»

<…>

Статья из журнала «Российский налоговый курьер» 19октябрь2014

Миграция» организации со сменой адреса и без — на что обратят внимание контролеры

Смена адреса более двух раз привлечет внимание

Регистрация новых компаний опасна при взаимозависимости

Переезд в льготный регион без ведения деятельности опасен

Практика показывает, что некоторые собственники регулярно регистрируют новое юридическое лицо, оставляя при этом старую компанию. Ведь ликвидация организации может повлечь проведение выездной налоговой проверки и дальнейшие нежелательные последствия (п. 11 ст. 89 НК РФ). Поэтому компанию, через которую не планируется более осуществлять деятельность, просто оставляют: операции не осуществляются, отчетность не сдается (подробнее читайте ниже).

БУКВА ЗАКОНА

Ликвидация компании в административном порядке

Если компания в течение последних 12 месяцев не представляла в налоговый орган отчетность и не осуществляла операций по своим счетам, регистрирующий орган может принять решение об исключении ее из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, предусмотрено право, а не обязанность исключения компании из ЕГРЮЛ. Ранее компании в суде успешно оспаривали такие действия регистрирующего органа (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.10.13 № А46-31465/2012Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.13 № А41-29444/12).

Однако с 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в ГК РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.05.14 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Появилась статья 64.2 «Прекращение недействующего юридического лица», согласно которой юридическое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность и исключается из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ, если в течение 12 месяцев оно не представляло налоговую отчетность и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Таким образом, с этой даты исключение из ЕГРЮЛ компании является обязанностью регистрирующего органа.

Однако на практике такое развитие событий представляется сомнительным — «брошенных» организаций очень много, оформление может затянуться на неопределенное время

В этом случае организацию могут исключить из ЕГРЮЛ в административном порядке (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) и письмо ФНС России от 09.08.05 № ЧД-6-09/668@). Отметим, что в действительности в таком порядке компании исключают редко.

Кроме того, в рассматриваемой ситуации есть вероятность, что компанию привлекут к ответственности за непредставление нулевой отчетности. Хотя на практике это редкость.

Другие компании просто «переезжают», регистрируясь по новому адресу, иногда даже в другом регионе. В этом случае возможна смена учредителей или генерального директора.

Рассмотрим, на какие факты обращают внимание контролеры, для того чтобы вывести на чистую воду тех, кто применяет подобные методы «налоговой оптимизации». А также какие аргументы приводят компании, которые формально подпадают под применение налоговой схемы, но не преследуют целей уклонения от уплаты налогов.

Смена адреса — не повод для отмены выездной проверки, назначенной до внесения изменений в ЕГРЮЛ

Как правило, компании переезжают на новое место для того, чтобы не платить налоги, сменить инспекцию, отсрочить на неопределенный срок выездную проверку.

Контролеры уже давно знают о таких методах избежания ответственности. Еще в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@) одним из критериев для назначения выездной проверки указана «миграция» между налоговыми органами — неоднократное снятие и постановка на учет компании в налоговых органах в связи с изменением места нахождения.

При этом привлекают внимание только те налогоплательщики, которые переезжали более двух раз с момента своего создания. А также те, кто представлял заявление о внесении изменений в учредительные документы о смене адреса (форма № Р13001, утв. приказом ФНС России от 25.01.12 № ММВ-7-6/25@) в то время, когда проводилась выездная налоговая проверка.

Если при этом смена адреса связана со сменой налоговой инспекции (п. 10Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, приведенных в приложении № 2 к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333).*

Аренда юрадреса сама по себе может создать для компании сложности

Если же компания переезжает, не преследуя цели избежать налоговую проверку и ответственность, то ей все-таки стоит для снижения риска запастись весомыми аргументами для обоснования своих перемещений. Например, это может быть окончание договора аренды или более выгодные условия аренды помещения по другому адресу. Либо иные доводы, связанные с удобством осуществления деятельности (близкое расположение склада, железной дороги, поставщика).

Если решение о проведении выездной проверки налоговая инспекция уже вынесла по старому месту нахождения организации, то смена адреса не будет помехой для ее проведения при условии, что в ЕГРЮЛ изменения еще не зарегистрированы (письма Минфина России от 05.05.12 № 03-02-07/1-110 и от 23.03.12 № 03-02-07/1-68ФНС России от 13.09.12 № АС-4-2/15309). Аналогичным образом не удастся отменить или приостановить выездную налоговую проверку, если смена адреса осуществляется во время проведения такой проверки (письмо ФНС России от 18.11.10 № АС-37-2/15853).

Смену адреса при переезде в льготный регион могут признать схемой ухода от налогов, если по новому месту нет следов деятельности

Компании в целях экономии на налогах прибегают не только к смене адресов в рамках одного города или субьекта, но и переезжают в другие регионы.

В данном случае это больше связано с наличием более выгодных налоговых условий за счет установления пониженных ставок региональных, местных налогов. Ведь Налоговый кодекс РФ позволяет субъектам РФ самостоятельно устанавливать в пределах лимитов ставки по налогу на прибыль, налогу по «упрощенке», транспортному и имущественному налогам (п. 1 ст. 284п. 2 ст. 346.20п. 1 ст. 361 и п. 1 ст. 380 НК РФ).

При этом в рамках такой схемы действий некоторые компании регистрируют обособленное подразделение в льготном регионе и переводят туда свой исполнительный орган. Таким образом, фактически деятельность осуществляется на прежнем месте, а на учет в налоговом органе компания будет поставлена в льготном регионе.

Аренда юрадреса в льготном регионе

Для реализации такого варианта оптимизации компании нужно будет арендовать либо приобрести помещение, чтобы оформить по его месту нахождения свой юридический адрес.

Переезд в льготный налоговый регион привлечет внимание контролеров

Для этих целей некоторые прибегают к приобретению услуг по аренде юридического адреса. Эта сделка сама по себе мнимая (п. 1 ст. 170 ГК РФ). Недостоверность юридического адреса суды определяют при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61):

«1)адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.);
2)адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует, или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3)адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4)адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.);
5)имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости».

Если регистрирующий орган выявит указанные факты, он может отказать компании в регистрации (п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Подробнее читайте ниже.

<…>

Ирина Клементьева, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка