Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Новые коэффициенты‑дефляторы на 2017 год

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 февраля 2016 9 просмотров

После завершения дополнительных мероприятий налогового контроля представителя организации вызвали в налоговую для вручения материалов по доп. мероприятиям, в конце протокола сделали запись, что представитель от комментариев отказался. когда протокол принесли в организацию увидели приписку инспектора, что организация просит время на изучение материалов в течении месяца. Изучаем нормы ст 101 кодекса и никаких просьб мы не видим. законно ли поступают налоговики, ведь уже через десять дней они обязаны огласить решение, какие должны быть наши действия, если мы отказываемся от изучения в течении месяца и хотим получить решение в срок по закону.

В принципе незаконно, поскольку НК РФ не предусматривает для налогоплательщика возможность увеличить срок изучения материалов проверки.

Но эта приписка позволит инспекции увеличить до месяца оформление акта проверки.

Проблема состоит в том, что ускорить оформление акта или оспорить действия инспекторов по его оформлению не получится. Сначала надо будет дождаться решения по итогам проверки. Ведь обжалуемые действия по составлению акта, как и сам акт налоговой проверки, не содержат обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия. Поэтому организация может обжаловать только решение ИФНС по итогам проверки, а не акт налоговой проверки. При этом оформление решения по итогам выездной налоговой проверки позже установленного срока не будет основанием для отмены такого решения (письмо ФНС России от 09.10.15 № ЕД-4-2/17621).

Обоснование


Рекомендация

Что предпринять, если вы получили из налоговой акт о нарушениях, найденных в ходе проверки

Довольно часто по итогам налоговых проверок, камеральных или выездных, инспекторы приходят к выводу, что организация нарушила налоговое законодательство. В таком случае проверяющие должны оформить результаты проверки. А именно составить акт (п. 5 ст. 88п. 1 ст. 100 НК РФ). Подробнее см. Как оформляются результаты камеральной налоговой проверкиКак оформляются результаты выездной налоговой проверки. Без акта нет и факта нарушения, а значит, и нет оснований для наказания.

Допустим, акт вы получили. Что дальше? Сразу хотим подбодрить: на практике организациям нередко удается отменить результаты проверки или хотя бы снизить суммы доначисленных налогов и штрафов. В данной рекомендации дадим советы, как это сделать.

Кстати, уклоняться от получения акта не рекомендуем. Ведь в этом случае инспекторы вправе оштрафовать организацию на сумму до 50 000 руб. (ст.19.4.1 КоАП РФ). Об этом также предупреждают представители ФНС России в письме от 23 мая 2013 г. № АС-4-2/9355.

Убедитесь, что инспекторы не нарушили порядок оповещения о результатах проверки

Еще один повод отменить доначисления: инспекторы нарушили порядок оповещения организации. Напомним кратко сам порядок – он прописан в статье 100 Налогового кодекса РФ. Итак, экземпляр акта камеральной (выездной) налоговой проверки инспекторы должны вручить в течение пяти рабочих дней с даты его подписания. Передать документы контролеры могут лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку либо каким-то другим способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

В полученном акте представитель организации должен поставить две подписи: одна подтвердит, что он получил акт, а вторая – что с содержанием акта ознакомлены. Если отказаться ставить подпись (например, сославшись на свою некомпетентность), то контролеры сделают в акте соответствующую отметку и направят его по почте заказным письмом. Корреспонденцию вышлют по местонахождению организации или ее обособленного подразделения, смотря где проходила проверка.

Допустим, вы не получили заказное письмо с актом проверки, а инспекторы не потрудились узнать, дошла ли корреспонденция до вас. Это послужит поводом оспорить результаты проверки. Дело в том, что ограничиться одной лишь почтовой пересылкой инспекторы могут, когда они использовали все возможные способы оповещения и это не привело к результату. Например, представитель организации не явился в инспекцию, несмотря на вызов, или в инспекции нет ни одного номера телефона для связи с налогоплательщиком и т. п.

Переслав акт почтой, контролерам придется доказывать, что налогоплательщик действительно извещен о предстоящем рассмотрении итогов проверки.

Ведь они могли оповестить руководителя, например, по телефону. А раз проверяющие не использовали такую возможность, то есть не приняли все меры по информированию, то можно говорить о нарушении прав организации на защиту. Поэтому доначисления можно отменить (постановление ФАС Московского округа от 26 декабря 2013 г. по делу № А40-132828/12).

То же самое, если инспекторы, напротив, известили организацию только устно (по телефону). Такое оповещение о рассмотрении результатов проверки судьи воспринимают как нарушение (п. 2 ст. 101 НК РФ). По их мнению, этого недостаточно для того, чтобы известить представителей организации, и поэтому доначисления незаконны (определение ВАС РФ от 15 марта 2011 г. № ВАС-2428/11).

Заявить о том, что инспекция нарушила порядок оповещения, вы можете на стадии возражений. Или же составляя жалобу в УФНС России. Зависит от того, когда вам стало известно о таком нарушении – в течение месяца после получения акта или позже.

Если не согласны с выводами контролеров, подайте возражения на акт проверки

Если вы не согласны с фактами и выводами, изложенными в акте налоговой проверки, то можете подать в инспекцию возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Это правило действует в отношении актов, составленных по результатам как выездных, так и камеральных проверок.

Конечно, можно и не реагировать на акт проверки. Это никак не повлияет на право организации участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои объяснения (п. 4 ст. 101 НК РФ). Ведь подача возражений – это право, а не обязанность организации.

Если же возражения все же решили подать, то помните о сроке: у вас есть один месяц на это. С того самого дня, когда получили акт налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). А если такой документ был направлен в организацию заказным письмом по почте, то месячный срок на подачу возражений надо отсчитывать с седьмого дня начиная с момента отправки заказного письма. Ведь датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается не день его фактического получения, а шестой день с момента его отправки по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Подробнее читайте рекомендацию Как оформить возражения к акту налоговой проверки.

Главбух советует: возразить инспекторам можно по всем нарушениям, которые они указали в акте проверки, либо по отдельным, с которыми вы не согласны.

Сосредоточиться лучше на содержательной стороне акта. То есть на выводах контролеров. Конечно, на практике они допускают массу процедурных недочетов. Скажем, затягивают сроки камеральной проверки. Или нарушают процедуру истребования документов.

Сразу выкладывать инспекторам все свои аргументы в возражениях не советуем. Самые сильные лучше оставить на потом. Ведь по вашей подсказке они свои оплошности исправят, если это возможно. Однако все равно вынесут решение по проверке. А доводов для обращения в УФНС России у вас уже будет мало.

Если же ревизоры допустили арифметическую ошибку, причем не в вашу пользу, сказать об этом, конечно, надо.

Прежде всего ссылайтесь на нормы Налогового кодекса. Затем на подходящие письма чиновников: Минфина или ФНС России. И проверьте, размещено ли письмо на сайте ФНС России как обязательное для применения налоговыми инспекторами. Если да, обязательно укажите на это инспекторам.

Не лишней будет также ссылка на письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678. В нем как раз дана установка инспекторам руководствоваться разъяснениями с сайта их ведомства. Еще можно использовать письма регионального управления ФНС России. Не говоря уже о письменных ответах своей инспекции в ваш адрес, если таковые есть.

Кроме того, смело приводите судебную практику в пользу налогоплательщиков. Главное, чтобы она соответствовала именно вашей ситуации. В первую очередь ссылайтесь на решения ВАС РФ, затем на постановления арбитражного суда вашего округа. Этим вы продемонстрируете налоговым инспекторам, что их решение по проверке судьи, скорее всего, отменят.

Излагать свои доводы лучше последовательно, следуя порядку, в котором контролеры описали выявленные нарушения в акте. Для ясности приводите ссылки на конкретные пункты акта. Доводы желательно формулировать четко и лаконично.

Возражения составьте в двух экземплярах и передайте в инспекцию, которая проводила проверку. Требуйте, чтобы контролеры проставили на вашем экземпляре дату приема и номер входящей корреспонденции.

Впрочем, вы можете отправить возражения на акт и по почте. Но если они не придут вовремя, инспекторы рассмотрят дело без учета ваших доводов.

Руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть возражения по акту, сам акт и другие материалы налоговой проверки и вынести по ним соответствующее решение.

Еще действия инспекторов можно обжаловать сразу в УФНС России

Действия или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении или в арбитражном суде. Причем в судебном порядке действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать только после их обжалования в региональном УФНС России.

Таким образом, если вы не согласны с результатами выездной или камеральной проверки, то обжаловать их можете сразу в УФНС России. Даже если не подали возражения на акт или не успели это сделать.

Но обратите внимание: сначала надо дождаться решения по итогам проверки. Ведь обжалуемые действия по составлению акта, как и сам акт налоговой проверки, не содержат обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия. То есть вы обжалуете не акт налоговой проверки, а уже решение по ее итогам.

Подать в УФНС России вы можете апелляционную или обычную жалобу. Апелляционную жалобу можно представить в течение одного месяца. Дело в том, что решение налоговиков по результатам проверки вступает в силу именно через месяц после того, как организация получила этот документ (п. 9 ст. 101 НК РФ). При этом днем получения решения надо считать дату, когда решение вручили вам лично в руки, либо шестой день после того, как налоговые инспекторы отправили вам документ по почте.

Если не обжаловать решение инспекции в течение месяца, остается возможность подать в УФНС России обычную, то есть не апелляционную, жалобу. Это можно сделать в течение года со дня принятия решения по проверке.

Главбух советует: выгоднее всегда апелляция, причем даже если вы не планируете идти потом в суд. Надо лишь успеть в срок – в течение месяца после того, как ваша компания получила решение инспекции.

Пока в управлении будут рассматривать апелляционную жалобу, решение по проверке не вступит в силу. Значит, контролеры все это время не смогут взыскать доначисления с вашего расчетного счета в одностороннем порядке. Причем решение инспекторов не будет действовать, даже если организация обжалует только часть доначислений (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

А вот если месяц прошел и апелляцию вы так и не подали, то у инспекторов будет право взыскать доначисления в бесспорном порядке, так как решение по проверке вступит в силу, как только истечет срок на подачу апелляции.

Оформить жалобу нужно письменно, следуя указаниям статьи 139.2 Налогового кодекса РФ. Обязательными реквизитами при этом являются:

  • название и адрес организации – это адрес, который значится в ЕГРЮЛ;
  • реквизиты обжалуемого акта – это название, дата и номер решения по результатам проверки;
  • наименование налоговой инспекции, с решением которой вы не согласны;
  • основания, по которым вы считаете, что права организации нарушены, – это ссылки на законодательство, которые подтверждают, что вы действовали правомерно;
  • требования организации – это требование отменить решение налоговой инспекции полностью или в части.

Главбух советует: есть сайты, которые помогут вам грамотно составить жалобу в УФНС России.

1. Сервис «Решения по жалобам». Расположен на сайте nalog.ru в разделе «Электронные услуги». Здесь размещены наиболее значимые решения ФНС России по жалобам. Кстати, тут же находится сервис «Узнать о жалобе» – там можно выяснить все о ходе и результатах рассмотрения обращения.

2. Разъяснения ФНС России, которые обязательны для всех инспекторов. Находятся там же: в разделе «Электронные услуги» на сайте nalog.ru.

3. Постановления, информационные письма, решения ВАС РФ. Доступны на сайтеarbitr.ru. Эти документы налоговые инспекторы должны учитывать в обязательном порядке. Даже если в письмах чиновников содержится другая позиция.

Какой бы вид жалобы вы ни направили в УФНС России, принять итоговое решение чиновники этого ведомства должны в течение месяца. Продлить этот срок возможно не более чем еще на месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ).

В результате специалисты УФНС России отменят решение инспекторов полностью или частично. Либо не согласятся с доводами вашей организации. Тогда в течение трех месяцев со дня, когда они приняли решение по жалобе, можно еще попробовать обжаловать его в ФНС России (п. 2 ст. 139 НКРФ). Или же вы вправе обратиться сразу в суд. Это можно сделать в течение трех месяцев после того, как получите решение УФНС России не в вашу пользу (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Комментарий к статье 101 Налогового кодекса РФ

Статья 101 Налогового кодекса РФ регламентирует процедуру вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

После того как налоговая проверка закончена, проверяющие должны вручить представителю организации акт и прилагаемые к нему материалы. Если организация не согласна с выводами, которые отражены в акте, она может представить возражения. После этого сам акт и все материалы должны быть рассмотрены. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней с момента окончания срока, установленного для подачи возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Организацию, в которой проводилась проверка, обязательно должны известить о времени и месте рассмотрения всех материалов. Извещение составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Представители проверяемой организации вправе знакомиться с материалами проверки и участвовать в их рассмотрении. Причем если было подано заявление об ознакомлении с материалами проверки, налоговая инспекция обязана предоставить эти материалы не позднее чем за два дня до их рассмотрения. А если организация не подготовила письменные возражения по акту проверки, она может заявить их устно в процессе рассмотрения материалов проверки.

Если представители организации не явятся на рассмотрение материалов проверки, инспекция рассмотрит их самостоятельно.

При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства. В ходе данной процедуры обязательно оформлять протокол (п. 4 ст. 101 НК РФ). В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении к участию в нем свидетеля, эксперта, специалиста.

Порядок действий руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при рассмотрении материалов проверки установлен пунктом 5 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если для принятия решения инспекции нужны дополнительные материалы (доказательства), она может инициировать дополнительные мероприятия налогового контроля. Срок проведения таких мероприятий – не больше месяца (в отношении КГН – не больше двух месяцев). Дополнительными мероприятиями налогового контроля могут быть истребование документов (как у организации, так и у контрагентов), допрос свидетеля, проведение экспертизы.

При этом следует учитывать, что налоговые органы не вправе отражать в актах налоговых проверок правонарушения, если они были выявлены не в ходе налоговой проверки, а в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Данная позиция отражена в ряде судебных актов: постановление ФАС Уральского округа от 27 апреля 2012 г. № Ф09-2560/12 по делу № А60-28239/11, постановление ФАС Московского округа от 26 мая 2011 г. № КА-А40/4644-11 по делу № А40-92918/10-114-431,постановление ФАС Поволжского округа от 14 августа 2008 г. по делу № А65-991/2008,постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20 июня 2012 г. по делу № А53-15913/2011.

По результатам рассмотрения материалов проверки инспекция выносит одно из двух возможных решений:
– о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
– об отказе в привлечении к ответственности.

Решение вступает в силу через месяц после того, как оно было вручено представителю организации. Срок вручения составляет пять дней со дня вынесения решения.

Решение должно быть вручено представителю организации под расписку или передано другим способом, свидетельствующим о дате его получения. Например, по почте заказным письмом, адресованным по местонахождению организации. В этом случае датой вручения решения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Если организация подала апелляционную жалобу, решение налоговой инспекции вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом.

После вынесения решения по результатам проверки налоговая инспекция может принять решение о назначении обеспечительных мер, например, запрет на отчуждение имущества, приостановление операций по счетам и т. п. Обеспечительные меры могут быть заменены на банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство третьего лица.


Документ: письмо ФНС России от 09.10.15 № ЕД-4-2/17621 
Последствия: будет труднее оспорить решение по проверке

Вручение решения по итогам выездной налоговой проверки за рамками установленного срока не является основанием для отмены такого решения (письмо ФНС России от 09.10.15 № ЕД-4-2/17621).

Руководитель инспекции или его заместитель рассматривает материалы налоговой проверки в течение 10 дней со дня, когда истечет месячный срок для представления возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ). Этот срок может быть продлен не более чем на месяц. При проведении дополнительных контрольных мероприятий 10 дней отсчитываются со дня истечения срока, отведенного для направления возражений на материалы таких допмероприятий (п. 38 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

В действительности инспекторы нередко нарушают такие сроки. Суды не признают это нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (постановления ФАС Северо-Кавказского от 01.11.12 № А77-942/2011 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 11.12.12 № ВАС-16634/12) и Северо-Западного от 27.06.11 № А13-9805/2010 округов,Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.15 № А32-41135/2013 и Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.04.15 № А33-16806/2014). Но только если контролеры предоставили налогоплательщику возможность ознакомиться со всеми материалами проверки и допмероприятий, заявить свои возражения, а также участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки.

Таким образом, оспорить решение налоговиков только на том основании, что инспекторы вынесли или вручили его не вовремя, не получится.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка