Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Какие люди в нашей бухгалтерии!

Подписка
Срочно заберите все!
№24
3 февраля 2016 10 просмотров

Какой срок предусмотрен по законодательству для закрытия операций по ВЭД (импорту товаров)?Предприятие согласно контракта сделало предоплату за товар. Товар в данный момент находится на таможенном складе. Срок 180 дней наступает через неделю. Для таможенного оформления нужны дополнительные разрешения, которые предприятие еще не получило. Паспорт сделки мы не оформляем, но Закрыть эту операцию пока мы не можем, так как Таможня требует дополнительные разрешительные документы для оформления ТД. Будут ли штрафные санкции предприятию если срок 180 дней уже пройдет.

Если организация производит расчеты с иностранным поставщиком в валюте, она должна открыть валютный счет, а также представить в банк документы, необходимые для учета по валютным операциям. Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах – это формы учета валютных операций (п. 1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). Поэтому, если организация нарушит порядок их сдачи в банк, Росфиннадзор ее оштрафует. Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77. Подробней, о сроках подачи документов можете прочитать в рекомендации №3.

Обоснование

1.Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухучете импорт работ (услуг) из стран, не входящих в Таможенный союз

К импортируемым относят работы и услуги, исполнителями которых являются иностранные организации.

Таможенного оформления импорт выполненных работ и оказанных услуг не требует (Таможенный кодекс Таможенного союза). Исключение – если результат работ выражен в материальной форме или если выполнение работы (оказание услуги) сопровождается перемещением товаров. В этом случае в состав документов, подтверждающих выполнение данной работы (оказание услуги), входят грузовые таможенные декларации (перечень, утвержденный МВЭС России 1 июля 1997 г. № 10-83/2508, ГТК России 9 июля 1997 г. № 01-23/13044, ВЭК России 3 июля 1997 г. № 07-26/3628).

Внешнеторговый договор

Основным документом, регулирующим права и обязанности сторон при импорте работ (услуг), является внешнеторговый договор (контракт) (п. 1 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Минимальные требования к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов приведены в письме Банка России от 15 июля 1996 г. № 300.

Документальное подтверждение

Первичными документами, подтверждающими выполнение работ и оказание услуг при совершении внешнеторговых сделок, в зависимости от их вида, являются:

  • акт приемки-сдачи;
  • счет, счет-фактура;
  • почтовая квитанция (услуги в области связи);
  • курьерская расписка (курьерские услуги);
  • удостоверение, свидетельство, сертификат, диплом о получении образования, присвоении квалификации, получении специальности (образовательные услуги);
  • страховой полис (финансовые услуги);
  • океанский коносамент, коносамент, покрывающий перевозку морем, коносамент на смешанные перевозки, коносамент, покрывающий перевозку от порта до порта, смешанный грузовой коносамент FIATA, авианакладная, железнодорожная накладная, автотранспортная накладная, билет (транспортные услуги);
  • складская расписка (вспомогательные и дополнительные транспортные услуги);
  • договор об уступке (передаче) прав, лицензионный договор (результаты интеллектуальной деятельности).

Это следует из перечня, утвержденного МВЭС России 1 июля 1997 г. № 10-83/2508, ГТК России 9 июля 1997 г. № 01-23/13044, ВЭК России 3 июля 1997 г. № 07-26/3628.

Факт оказания банковских и финансовых услуг (кроме страхования) подтверждают документы, указанные в перечне.

Расчеты и валютный контроль

В расчетах с нерезидентами российская организация может свободно использовать иностранную валюту и рубли (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Если организация производит расчеты с иностранным поставщиком в валюте, она должна открыть валютный счет, а также представить в банк документы, необходимые для учета по валютным операциям. О том, какие требования законодательство предъявляет к валютным операциям, см. Какие валютные операции могут проводить российские организации.

<…>

2.Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие валютные операции могут проводить российские организации

<…>

Разрешенные валютные операции

К разрешенным валютным операциям относятся:

  • операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
  • операции с нерезидентами.

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.

С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

<…>

Представление документов в банк

Помимо требования о проведении расчетов по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или счета в банках за рубежом, законодательство устанавливает еще одну обязанность для российских организаций. При совершении валютных операций нужно представить в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом, следующие документы:

Обязанность представлять такие документы следует из пункта 1 части 2 статьи 24, части 4 статьи 5 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Подробнее о порядке представления паспорта сделки см. Как оформить паспорт сделки, остальных документов – таблицу.

Ответственность за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях и подтверждающих документов

Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах – это формы учета валютных операций (п. 1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). Поэтому, если организация нарушит порядок их сдачи в банк, Росфиннадзор ее оштрафует.

Штраф за нарушенные сроки подачи отчетов зависит от количества дней просрочки.

Если просрочка не превышает десять дней, штраф составляет:

  • для организации – от 5000 до 15 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 500 до 1000 руб. Взамен штрафа должностным лицам может выноситься предупреждение.

Если сроки нарушены более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 2000 до 3000 руб.

Если сроки нарушены более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 4000 до 5000 руб.

Когда же организация сдаст справки с нарушением установленного порядка, Росфиннадзор оштрафует:

  • организацию – на 40 000–50 000 руб.;
  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.

Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Кроме того, агенты валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) вправе запрашивать у организаций документы, перечисленные в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В частности, паспорт сделки, уведомление инспекции об открытии счета за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, выписки из протоколов и т. д.) и др. Порядок представления таких документов по запросам агентов валютного контроля установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98.

Репатриация валютной выручки

В отношении операций с нерезидентами законодательством установлено требование о репатриации валютной выручки. Это требование означает, что российская организация обязана обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта);
  • поступление от нерезидентов на счет финансового агента (фактора) иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта) – при уступке денежного требования финансовому агенту. При этом финансовый агент обязан уведомить резидента об исполнении обязательств нерезидентом в течение пяти рабочих дней с даты получения денег, но не позднее последнего срока исполнения обязательств нерезидентом;
  • возврат денежных средств перечисленным нерезидентам за неввезенные или неполученные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т. д.

Денежные средства должны поступить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте. Это предусмотрено пунктами 1–2 части 1, частью 5 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Для исполнения требования о репатриации российская организация обязана представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках:

  • получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);
  • исполнения нерезидентами обязательств по договорам (контрактам) в счет полученных авансов.

Такие правила установлены пунктами 1–2 части 1.1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Порядок предоставления указанной информации должен установить Банк России (ч. 1.2 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Выполнять требование о репатриации не нужно в следующих случаях:

  • если валютная выручка зачисляется на счета в банках за рубежом в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с нерезидентами, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  • если заказчик (нерезидент) оплачивает местные расходы резидентов, связанные с сооружением объектов на территориях иностранных государств, на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • если организация использует иностранную валюту, получаемую от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории России, для покрытия расходов по их проведению на период проведения этих мероприятий;
  • если валютная выручка зачисляется на счета транспортных организаций-резидентов в банках за рубежом в целях оплаты возникающих у таких организаций расходов, связанных с оплатой обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории России транспортных средств и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Обратите внимание, что исходя из положений валютного законодательства зачет встречных однородных требований с нерезидентами возможен только в четырех случаях:

  • по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории России резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги по заключенным с ними агентским договорам;
  • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги резидентам по заключенным с ними договорам;
  • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты;
  • по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.

Во всех остальных случаях организация обязана обеспечить поступление денежных средств на счет в уполномоченном банке. Взаимозачет по операциям, не указанным в перечне, проводить нельзя.

Такой порядок следует из части 2 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Переуступка права требования по внешнеторговому контракту не освобождает от обязанности обеспечить поступление выручки на счет в уполномоченном банке или возврат денежных средств. Новый кредитор должен исполнить требование о репатриации валютной выручки в общем порядке. Об этом сказано в письме ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217.

Ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки

Если организация нарушит требование о репатриации валютной выручки, ей грозит административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность.

За нарушение срока поступления валютной выручки на счет организации в уполномоченном банке, Росфиннадзор может оштрафовать организацию и руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составит:

  • 1/150 ставки рефинансирования от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки;
  • от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.

Такая же ответственность грозит организации, если она не обеспечит своевременное поступление иностранной валюты или рублей от нерезидентов на счет финансового агента (фактора) при уступке ему денежного требования.

Если нерезидент своевременно не вернул денежные средства за не ввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, штраф на организацию и руководителя организации (главного бухгалтера) составит от 3/4 до одного размера суммы, не возвращенной в Россию.

Если финансовый агент (фактор) не уведомит своевременно резидента о поступлении валюты на его счет, сумма штрафа составит:
– для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.;
– для организации – от 40 000 до 50 000 руб.

Это следует из частей 4, 5 и 6 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Вместе с тем, при привлечении к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки должна учитываться степень вины организации. Организация признается виновной, если будет установлено, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Кроме того, за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте свыше эквивалента 6 млн руб. руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности. В качестве наказания может быть наложен штраф:

  • от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет.

Вместо штрафа суд может направить на принудительные работы или лишить свободы на срок до трех лет.

Наказание в виде лишения свободы до пяти лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период от одного до пяти лет (или без штрафа) предусмотрено в случаях, если:

  • сумма невозвращенных средств превысит 30 млн руб.;
  • нарушение совершено группой по сговору или организованной группой;
  • будут использованы подложные документы;
  • операции проводятся через фирмы-однодневки.

Об этом сказано в статье 193 Уголовного кодекса РФ.

Главбух советует: чтобы организацию не привлекли к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, примите все меры по обеспечению поступления такой выручки на счет в уполномоченном банке (возврата денежных средств в Россию).

В частности:

  • предусмотрите в контракте способ обеспечения исполнения обязательства (неустойка, поручительство и т. д.);
  • выставляйте претензии контрагенту-нерезиденту;
  • предъявляйте после ответа на претензию или истечения срока ответа исковое заявление в суд.

Такие меры позволят доказать проверяющим невиновность организации в нарушении срока поступления выручки на счет (возврата денежных средств).

Если иностранное государство ввело ограничение на ведение валютных операций с нерезидентами или другие ограничительные меры, из-за которых деньги не получается вернуть в Россию, обратитесь в Торгово-промышленную палату РФ. Там организация может получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах. Сертификат подтвердит, что вина организации в данном случае отсутствует. Такие рекомендации приведены в письме Минфина России от 12 августа 2015 г. № 07-05-08/46382.

3.Из рекомендации

Перечень и порядок представления в уполномоченный банк документов по валютным операциям

Документ Порядок и сроки представления Основание
Паспорт сделки*

Оформляется, если:
– организация проводит валютную операцию с нерезидентом;
– расчеты по операции проходят через счета организации, открытые в уполномоченном банке, или через счета в банке-нерезиденте;
– сумма контракта (кредитного договора) равна или превышает в эквиваленте 50 000 долл. США на дату заключения либо на дату внесения последних изменений (если меняется сумма обязательств)

Подробнее о порядке представления паспорта сделки см. Как оформить паспорт сделки

Пункты 5.1, 5.2 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
Справка о валютных операциях* Сроки представления справки о валютных операциях:
при списании или получении резидентом валюты через свои счета в банке-нерезиденте – не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло списание или зачисление валюты; Пункты 2.6, 3.11, 11.10 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
при полной уступке права требования (переходе прав к другому резиденту на основании закона или судебного акта) или полном переводе долга по контракту первым резидентом второму резиденту второй резидент при списании или получении валюты оформляет справку о валютных операциях в сроки, предусмотренные для общих случаев; Пункты 2.3, 2.5, 3.8, 3.10, 12.2 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
при полной уступке права требования резидентом нерезиденту резидент при расчете с нерезидентом по договору полной уступки требования представляет справку о валютных операциях в сроки, предусмотренные для общих случаев; Пункты 2.3, 2.5, 2.7, 3.8, 3.10, 3.12, абзац 2 пункта 12.9 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И

если в расчетах в пользу нерезидента, помимо одного резидента, участвует третье лицо – резидент (полностью или частично), или третье лицо – резидент выполняет часть или все обязательства по контракту, это третье лицо – резидент при списании (получении) валюты представляет справку о валютных операциях в сроки, предусмотренные для общих случаев

Затем первый резидент должен представить свою справку о валютных ценностях в срок не позднее:
– 15 рабочих дней после даты принятия банком справки о валютных операциях второго резидента – если третье лицо производило расчеты через счет в уполномоченном банке;
– 30 рабочих дней после месяца, в котором второй резидент производил расчет, – если третье лицо производило расчеты через счет в банке-нерезиденте;

Пункты 2.3, 2.5, 2.7, 3.8, 3.10, 3.12, 11.10, абзацы 3 и 4 пункта 12.4, пункты 12.5, 12.6 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
при частичной уступке права требования (частичного перевода долга) первым резидентом второму резиденту второй резидент при списании или получении валюты оформляет справку о валютных операциях в сроки, предусмотренные для общих случаев.
Затем первый резидент должен представить свою справку о валютных операциях в срок не позднее:
– 15 рабочих дней после даты принятия банком справки о валютных операциях второго резидента – если второй резидент производил расчеты через счет в уполномоченном банке;
– 30 рабочих дней после месяца, в котором второй резидент производил расчет, – если второй резидент производил расчеты через счет в банке-нерезиденте;
Пункты 2.3, 2.5, 2.7, 3.8, 3.10, 3.12, 11.10, абзац 3 пункта 12.4, пункты 12.5, 12.6 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И

если сторонами контракта являются нерезидент и два и более резидентов или резидент-принципал участвует в сделке по контракту через резидента-агента (поверенного), действующего в рамках контракта только от имени и за счет резидента-принципала, каждый резидент-участник или резидент-агент при осуществлении ими расчетов по контракту представляют свои справки о валютных операциях в сроки, предусмотренные для общих случаев

Затем один из резидентов (резидент-принципал), оформивший паспорт сделки, должен представить свою справку о валютных ценностях в срок не позднее:
– 15 рабочих дней после даты принятия банком справки о валютных операциях другого резидента (резидента-агента) – если другой резидент (резидент-агент) производил расчеты через счет в уполномоченном банке;
– 30 рабочих дней после месяца, в котором другой резидент производил расчеты через счет в банке-нерезиденте;

Пункты 2.3, 2.5, 2.7, 3.8, 3.10, 3.12, 11.10, абзац 3 пункта 12.10, абзац 2 пункта 12.12 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
при участии резидента или нерезидента в сделке по контракту через резидента-агента, который, кроме выполнения агентских функций, является самостоятельной стороной контракта и действует также от своего имени, резидент-агент при списании или получении валюты представляет справку о валютных операциях в сроки, предусмотренные для общих случаев; Пункты 2.3, 2.5, 3.8, 3.10, абзац 1 пункта 12.12 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
при расчете по аккредитиву резидент представляет банку-эмитенту справку о валютных операциях в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором был исполнен платеж по аккредитиву; Пункты 2.8, 3.13, абзац 1 пункта 16.3 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
при изменении сведений в принятой банком справке о валютных операциях резидент представляет новую справку в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения (наиболее поздняя из дат – дата подписания, вступления в силу или составления документа); Пункты 2.9, 3.15 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
в случае несогласия резидента с содержанием информации в справке о валютных операциях, заполненной уполномоченным банком, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты получения заполненной банком справки представляет в банк корректирующую справку о валютных операциях. К ней нужно приложить заявление произвольной формы, в котором указаны причины несогласия, а также подать дополнительные документы (при их наличии) Пункты 2.10, 3.9 и 3.15 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
в остальных (общих) случаях резидент должен представить справку о валютных операциях в срок:
– при зачислении валюты – не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления, указанной в уведомлении банка, – при зачислении на транзитный валютный счет или расчетный счет в валюте России;
– при списании с расчетного счета валюты – одновременно с распоряжением о переводе валюты;
– при списании с расчетного счета валюты с использованием банковской карты (только для контрактов с оформленным паспортом сделки) – не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором был произведен расчет
Абзацы 2 и 3 пункта 2.3, пункт 2.5, абзацы 2 и 3 пункта 3.8, пункт 3.10 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
Документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции

Перечислены в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В частности, свидетельство о регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет, таможенные декларации и т. д.

Подаются вместе со справкой о валютных операциях

Пункты 2.3, 2.8, 16.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И
Подтверждающие документы: Срок представления – не позднее: Пункты 9.1, 9.2, 9.3 и 9.7 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И, пункт 4 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза, статья 215 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ
1) заявление на условный выпуск если товар ввозится или вывозится в несобранном или разобранном виде несколькими партиями

– 15 рабочих дней после месяца, в котором таможня проставила на документах дату выпуска (условного выпуска) ввозимых или вывозимых товаров.

Дата выпуска товаров определяется по отметкам таможни на документах, используемых в качестве декларации на товары, заявления на условный выпуск. Если таких отметок несколько и они с разными датами, то отсчет срока идет от поздней даты;

2) транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие или другие документы, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие факт импорта или экспорта (если импорт или экспорт товаров не декларируется); – 15 рабочих дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие экспорт или импорт товаров. Такой же срок действует в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
3) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них Датой оформления таких подтверждающих документов является наиболее поздняя из дат – дата их подписания или дата вступления их в силу. В случае отсутствия этих дат – дата ввоза на территорию России или вывоза с территории России, указанная в подтверждающем документе.
4) статистическая форма учета перемещения товаров Представляется в банк после ее оформления и после того, как форма будет передана на таможню
Справка о подтверждающих документах*

Справка подается:
– первично – вместе с подтверждающими документами;
– при внесении изменений в принятую банком справку – не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения, подается корректирующая справка.

Корректирующую справку подавать не нужно, если банку предоставлено право самому изменять сведения в справке о подтверждающих документах


* За нарушение порядка оформления паспорта сделки, представления справок о валютных операциях, о подтверждающих документах предусмотрена ответственность частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как подтвердить обоснованность применения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров и реализации работ (услуг), связанных с экспортом (импортом)

<…>

Срок подачи подтверждающих документов

Документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС, нужно представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, одновременно с налоговой декларацией (п. 9 и 10 ст. 165 НК РФ). При этом окончание 180-дневного срока связано не с периодом, в котором истекает срок подачи декларации, а с налоговым периодом, за который подается налоговая декларация.

При реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров на экспорт (ввозом товаров), порядок определения 180-дневного срока для подачи документов зависит от вида работ (услуг) и от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар.

Если по истечении 180 календарных дней организация не представит в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) облагается НДС по ставке 10 или 18 процентов. Подробнее об этом см. Что делать, если экспортный НДС не был подтвержден.

Контракт

Контракт (копия контракта) на поставку экспортируемых товаров или на выполнение работ (оказание услуг), связанных с вывозом товаров (ввозом товаров), является обязательным документом, который сдается в налоговую инспекцию для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС (подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).

С 2016 года контракт разрешено подавать не только как один документ. Его могут заменить несколько документов. Главное, чтобы в них стороны сделки достигли письменного согласия по всем ее существенным условиям: предмет договора, цена, сроки исполнения обязательств, наименование сторон сделки. Так записано в пункте 19 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Если контракт у организации отсутствует, например, если за границу вывозятся товары, покупателем которых является российская организация, применять нулевую ставку НДС нельзя. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 8 мая 2013 г. № 03-07-08/16131, ФНС России от 17 октября 2013 г. № ЕД-4-3/18594 (размещены на официальном сайте налогового ведомства в разделе «Письма, направленные в адрес территориальных налоговых органов»).

Если товары реализуются через посредника, организация-экспортер представляет:

  • посреднический договор;
  • контракт между посредником и иностранным контрагентом, предусматривающий поставку товаров, принадлежащих организации-экспортеру.

Такой порядок предусмотрен подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

При реализации работ или услуг, связанных с вывозом товаров (ввозом товаров), предоставляются:

  • контракты, заключенные с российскими контрагентами, – если заказчиками работ (услуг) являются российские организации;
  • контракты, заключенные с иностранными контрагентами, – если заказчиками работ (услуг) являются иностранные организации.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 3.1, подпункта 1 пункта 3.2, подпункта 1 пункта 3.3, подпункта 1 пункта 3.4, подпункта 1 пункта 3.5, подпункта 1 пункта 3.6, подпункта 1 пункта 3.7, подпункта 1 пункта 3.8, подпункта 1 пункта 4, подпункта 1 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Таможенная декларация

Таможенные декларации (их копии) являются обязательными документами для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов:
1) при вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). Особенности оформления и представления таможенных деклараций в налоговые инспекции представлены в таблице;
2) при реализации:

  • работ (услуг) по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы России, трубопроводным транспортом (подп. 3 п. 3.2 ст. 165 НК РФ);
  • услуг по организации транспортировки природного газа, вывозимого за пределы России (ввозимого на территорию России), трубопроводным транспортом (если производится таможенное декларирование таких операций). Если таможенное декларирование не производится, вместо таможенных деклараций в налоговую инспекцию нужно представить документы, подтверждающие факт оказания соответствующих услуг (подп. 3 п. 3.3 ст. 165 НК РФ).

Причем подтвердить ставку НДС 0 процентов можно только полной таможенной декларацией. Временная декларация на товары, которую оформляют в соответствии со статьей 214 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ, для этих целей не подходит. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-07-08/60952.

Для целей таможенного контроля таможенная декларация может быть оформлена в электронном виде (п. 2 ст. 99 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). Однако в налоговую инспекцию таможенную декларацию нужно подавать на бумажном носителе. Чтобы решить проблему, нужно обратиться на таможню и получить там распечатку электронной таможенной декларации со всеми необходимыми отметками. Такая бумажная копия тоже может служить подтверждением права на нулевую ставку НДС (письмо ФНС России от 8 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5943).

Начиная с IV квартала 2015 года вместо таможенных деклараций экспортеры могут подавать в налоговые инспекции их электронные реестры. Формы, форматы и порядок составления таких реестров утверждены приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. № ММВ-7-15/427.

Если сведения из реестра не совпадут с данными, полученными инспекцией от таможни, в ходе камеральной проверки у экспортера могут запросить сами документы, сведения о которых включены в реестр. Документы нужно будет подать в течение 20 календарных дней после получения запроса. На них должны быть отметки российской таможни.

Такой порядок следует из положений пунктов 15–18 статьи 165 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 18 мая 2015 г. № 03-07-08/28231, ФНС России от 6 августа 2015 г. № СД-4-15/13789, от 29 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/7427.

Транспортные и товаросопроводительные документы

Представление в налоговые инспекции копий транспортных, товаросопроводительных и (или) других документов для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов участниками экспортно-импортных операций является обязательным.

1. При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Документы должны подтверждать факт вывоза товаров за пределы России. Исключение составляет вывоз товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач – при таких вариантах экспорта копии транспортных и товаросопроводительных документов не представляются (подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).

2. При реализации услуг по международной перевозке товаров.

При реализации услуг, связанных с вывозом товаров на экспорт, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов).

При реализации услуг, связанных с ввозом товаров в Россию (в т. ч. через территорию стран – участниц Таможенного союза), документы должны быть оформлены с учетом следующих особенностей:

  • при ввозе товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)) в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт приема товаров к перевозке. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
  • при ввозе товаров воздушным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия грузовой накладной, где в качестве аэропорта погрузки (перегрузки) указан аэропорт, который находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
  • при ввозе товаров автомобильным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российской таможни, подтверждающей ввоз товаров в Россию.

Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.1 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

3. При реализации работ (услуг) в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу России. При реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов).

При реализации работ (услуг), связанных с ввозом товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)), в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт перевозки товаров. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами России, а сам документ должен содержать отметку таможни, действующей в пункте пропуска товаров.

Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.5 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

4. При реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для перевозки экспортируемых товаров по территории России в налоговую инспекцию представляются копии документов с отметками российских таможен, которые должны подтверждать, что перевозимые товары помещены под таможенную процедуру экспорта (подп. 3 п. 3.7 ст. 165 НК РФ).

5. При реализации работ (услуг) по перевозке экспортируемых товаров по территории России организациями внутреннего водного транспорта в налоговую инспекцию представляются копии документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России (подп. 3 п. 3.8 ст. 165 НК РФ).

Начиная с IV квартала 2015 года вместо самих транспортных и товаросопроводительных документов экспортеры могут подавать в налоговые инспекции их электронные реестры. Формы, форматы и порядок составления таких реестров утверждены приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. № ММВ-7-15/427.

Если сведения из реестра не совпадут с данными, полученными инспекцией от таможни, в ходе камеральной проверки у экспортера могут запросить сами документы, сведения о которых включены в реестр. Документы нужно будет подать в течение 20 календарных дней после получения запроса. На них должны быть отметки российской таможни.

Такой порядок следует из положений пунктов 15–18 статьи 165 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 18 мая 2015 г. № 03-07-08/28231, ФНС России от 6 августа 2015 г. № СД-4-15/13789, от 29 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/7427.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка