Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
16 февраля 2016 33 просмотра

Вправе ли налоговый орган требовать у налогоплательщика представления пояснений в соответствии с пп.4 п. 1 ст. 31 НК РФ о причинах возмещения из бюджета сумм НДС только что поданной декларации без проведения камеральной проверки? В уведомлении налоговый орган предлагает составить подробную пояснительную записку о видах осуществляемой деятельности с указанием основных поставщиков и покупателей, наличие собственных основных средств, квалифицированных кадров и т.п. Правомерны ли действия налогового органа, если камеральная проверка еще не началась, соответственно, и не выявлено ошибок в налоговой декларации (расчете) и каких-либо противоречий по п.3 ст. 88 НК РФ?

Да, вправе.

Дело в том, что камеральная проверка начинается в момент подачи декларации. То есть для ее начала не нужны какие-то дополнительные решения или действия со стороны инспекции. Как только декларация подана, так сразу же начинается камеральная проверка. Поэтому говорить о том, что «камеральная проверка по только что поданной декларации не началась», некорректно.

Поскольку в декларации заявлена сумма НДС к возмещению, то надо быть готовыми к тому, что инспекция затребует не только пояснения, но и документы. Это позволяет п. 8 ст. 88 НК РФ.

С 2015 года камеральные проверки в целом ужесточились, а полномочия инспекторов расширились. До 2015 года на камералках по НДС инспекторы могли требовать пояснения. И только в некоторых случаях, например, если дело касалось возмещения или льготы, то вправе были запросить еще и подтверждающие счета-фактуры, договоры, первичку. Теперь же все эти бумаги инспекторы могут требовать и при проверке отчетности с суммой НДС к уплате (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Объяснить свое требование проверяющие могут двумя причинами. Первая — внутри декларации выявлены противоречия. Вторая — сведения в ней не соответствуют декларации контрагента или журналу учета счетов-фактур посредника. Запрашивать документы инспекторы могут, только если такие нестыковки показывают, что НДС к уплате занижен или сумма к возмещению завышена. Причем для этого инспекторам достаточно просто одних подозрений в занижении налога.

Обоснование


Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

Камеральная налоговая проверка начинается после того, как организация подаст в инспекцию декларацию (расчет). Ее проводят сотрудники налоговой инспекции, уполномоченные на это своими должностными обязанностями. Специального разрешения от руководителя налоговой инспекции на проведение камеральной проверки им не требуется. Об этом говорится в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция проводит камеральную проверку на основе:

  • налоговых деклараций (расчетов) и дополнительных документов, представленных организацией вместе с отчетностью;
  • других документов о деятельности проверяемой организации, которые имеются у налоговой инспекции.

Это следует из положений пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Истребование документов

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:

  • если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
  • если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
  • если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
  • если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);
  • если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросу использования той или иной льготы.

Внимание: требуя документы, подтверждающие обоснованность льгот, налоговые инспекции должны применять понятие «льгота» именно в том смысле, который заложен в него пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ. То есть требовать такие документы можно лишь в тех случаях, когда организация действительно пользуется преимуществами, которых лишены другие налогоплательщики.

Специальные правила налогообложения, которые распространяются на отдельные виды (группы) операций и которыми могут пользоваться любые категории плательщиков, льготами не признаются. Следовательно, требовать документы, подтверждающие обоснованность применения специальных общедоступных правил, налоговые инспекции не вправе.

Поясним. В пункте 2 статьи 146 и статье 149 Налогового кодекса РФ приведен обширный перечень операций, которые освобождены от НДС. Однако признаки льгот есть далеко не у каждой из них. Например, льготой считается освобождение, которым могут воспользоваться медицинские (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), образовательные (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ) или религиозные (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ) организации. В отношении этих операций налоговые инспекции могут требовать подтверждающие документы. А вот операции по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), реализации жилых помещений (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) или монет из драгоценных металлов (подп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ) льготными не признаются. При совершении этих операций НДС могут не платить любые организации. Следовательно, истребование каких-либо документов, подтверждающих право на освобождение в подобных операциях, не допускается.

Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и письмом Минфина России от 3 декабря 2014 г. № 03-07-15/61906.

Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:


Коллеги рассказали, что требуют инспекторы на камералках по НДС

Отчетность по НДС с 2015 года стала объемнее, и камералки проходят совсем иначе. Программа ФНС автоматически сверяет данные всех поставщиков и покупателей. В связи с тем, что теперь официально разрешено переносить вычеты на три года вперед, многие компании отказались от возмещения (см. диаграмму). Мы спросили коллег, как они почувствовали на себе изменение проверок.

Оксана Костылева, главбух ООО «Химтек-Инжиниринг», г. Челябинск:

«Перечень истребуемых документов стал значительно шире. В список попала вся возможная первичка: оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов, анализ счетов и т. п. Стали требовать информацию о сотрудниках поставщика, подписывающих счета-фактуры. Налоговики хотят видеть все движение груза, способы доставки, маршруты, номера машин, Ф. И. О водителей и т. д. Так что камеральная проверка в этом году напоминает выездную».*

Елена Деменюк, главбух ЗАО «СК ГРИФОН», г. Москва:

«Мы старались выверить все данные в книгах покупок и продаж, и пока никакие запросы по НДС нам не поступали. Налог не возмещаем уже лет восемь — с тех пор как нам на комиссии „мягко“ предложили переносить счета-фактуры на следующий период».

Мария Забелина, главбух ООО «Партнер», г. Санкт-Петербург:

«У нас требовали только пояснения о причинах подачи уточненки за второй квартал. Мы отправили пояснения, но затем из ИФНС позвонили и попросили сдать книги покупок и продаж. Хотя в требованиях их не было. Инспектор объяснила, что данные книг покупок и продаж у них в программе не отражаются, а сразу уходят в высшую инстанцию. Мы не стали спорить, сдали, что требовалось».*

Оксана Бейкун, главбух ООО «БухгалтерПроф», г. Краснодар:

«По НДС стали запрашивать меньше документов. У нас требовали только счета-фактуры и накладные при расхождениях по суммам с контрагентом. Возмещение мы последний раз заявляли в 2014 году. Тогда у нас проводили осмотры, допросы, встречки. Если продавец что-то не представлял, то в возмещении отказывали. Если все хорошо, то вызывали к себе и просили забрать документы на возмещение, говорили, что все равно найдут способ отказать. Обещали прийти к нам пересчитывать товар. Из-за таких сложностей отказались от возмещения НДС».

Елена Руцкова, главбух ООО Кристалл, г. Салават:

«Мы регулярно возмещаем НДС, и камеральные проверки становятся все жестче. Приобрели импортные тракторы и комбайны. Налоговой стало интересно, почему мы покупали именно эту технику, а не российскую, подешевле. Мы доказывали, что техника не имеет отечественных аналогов. Нас просили представить паспорта самоходных машин. После постановки на учет и получения госномеров налоговая приехала и выборочно сверяла номера, фотографировала. После комиссии мы получили долгожданное возмещение».


Что ожидать от инспекторов на камералках по НДС

С 1 января 2015 года у инспекторов стало больше возможностей на камералках по НДС. Практически на любой проверке от вас теперь могут потребовать счета-фактуры* и прийти в ваш офис с осмотром. По сути, все это означает, что камеральные проверки по НДС превратились в выездные.

Будут запрашивать счета-фактуры и другие документы

Инспекторы вправе затребовать счета-фактуры и первичку* уже при проверке декларации за IV квартал

До 2015 года на камералках по НДС инспекторы могли требовать пояснения. И только в некоторых случаях, например, если дело касалось возмещения или льготы, то вправе были запросить еще и подтверждающие счета-фактуры, договоры, первичку. Теперь же все эти бумаги инспекторы будут просить и при проверке отчетности с суммой НДС к уплате (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Объяснить свое требование проверяющие могут двумя причинами. Первая — внутри декларации выявлены противоречия. Вторая — сведения в ней не соответствуют декларации контрагента или журналу учета счетов-фактур посредника. Например, когда покупатель заявил вычет НДС, но в декларации поставщика сумма налога по этому счету-фактуре не отражена.

Но запрашивать бумаги инспекторы могут, только если такие нестыковки показывают, что НДС к уплате занижен или сумма к возмещению завышена. Причем для этого инспекторам достаточно просто одних подозрений в занижении налога.

Инспекторам будет проще сопоставить данные различных контрагентов, так как с декларации за I квартал 2015 года это будет централизованно отслеживать программа по проверке деклараций. Однако запросить документы налоговики могут и при проверке декларации за IV квартал 2014 года (см. комментарий ниже).

Запрошенные документы компания должна представить в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Изменения касаются и камералок за IV квартал

Налоговики вправе запросить счета-фактуры и другие документы, а также провести осмотр помещений компании, если выявят противоречия в декларации по НДС или ее данные расходятся с показателями отчетности контрагентов. Эти правила действуют с 1 января 2015 года. Значит, требовать документы и проводить осмотры инспекторы смогут на тех камералках, которые они проводят в 2015 году, в том числе начатых в прошлом году. При этом не важно, за какой квартал сдана декларация — это могут быть и периоды прошлых лет.

Смогут приходить в офис с осмотром

Теперь инспекторы также получают право на камеральных проверках декларации по НДС осматривать помещения компании, например производственные, складские, торговые (п. 1 ст. 92 НК РФ). Раньше такое право у налоговиков было только при выездных ревизиях (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Новые полномочия налоговиков действуют, если они выявили противоречия в отчетности либо заявлен НДС к возмещению. Осмотр помещений инспекторы обычно проводят, чтобы убедиться, ведет ли компания деятельность, которую отражает в отчетности. Например, инспекторы проверяют наличие товаров, по которым компания заявляет вычет. Поэтому, если инспекторы требуют показать товары, которые содержатся в упаковках, безопаснее пойти им навстречу. Иначе налоговики могут посчитать, что компания не приобретала товары в количестве, указанном в документах, и отказать в вычете.

Но проверьте, есть ли у налоговиков постановление, утвержденное руководителем инспекции или его замом. Также налоговики должны предъявить служебные удостоверения (п. 1 ст. 91 НК РФ).

По итогам осмотра налоговики должны составить протокол с участием не менее двух понятых, которые не заинтересованы в результатах проверки (п. 5 ст. 92, п. 2 ст. 98 НК РФ). Иначе инспекторы не вправе использовать протокол в качестве доказательства налоговых нарушений (п. 4 ст. 101 НК РФ). Например, если на этом документе нет подписи понятых. Либо понятыми выступили сами проверяющие.


Рекомендация: Как теперь отчитываться по НДС и чем обернутся камеральные проверки

Новые правила камеральной проверки

Законодатели изменили не только порядок сдачи отчетности, но и предоставили инспекторам с нового года больше полномочий на камеральных проверках по НДС.*

Напомню, что, проверяя декларацию по НДС, инспектор руководствуется статьей 88НК РФ. Как правило, камеральная проверка доставляет налогоплательщику меньше беспокойства по сравнению с выездной. По общему правилу в ходе камеральной проверки инспекторы не могут потребовать у компании дополнительные документы (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Вообще, Налоговый кодекс разрешает проверяющим требовать документы и пояснения только в определенных случаях. Но инспекторы не всегда соблюдают это правило. Поэтому давайте разберемся, в каких же случаях ИФНС имеет право попросить компанию представить документы и пояснения.

Начнем с пояснений. Если инспектор найдет в отчете ошибку или противоречия со сведениями, которые есть у налоговой, то попросит компанию дать пояснения. Еще один повод – компания подала уточненку, в которой сумма НДС к уплате уменьшена. В этом случае также можно ждать от проверяющих письмо с просьбой пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

А теперь поговорим о документах. Во время камеральной проверки декларации по НДС инспектор может попросить бумаги, если компания:

–заявляет сумму налога к возмещению;

–по истечении двух лет подает уточненку, которая уменьшает налог к уплате (при этом проверяющий попросит у компании документы и регистры, которые объясняют изменение показателей);

–пользуется льготой.

С нового года инспекторы смогут сопоставлять данные книг покупок и книг продаж всех налогоплательщиков страны. Ведь компании в новой декларации по НДС будут отражать сведения о каждом полученном и выставленном счете-фактуре. Что будет, если инспектор найдет противоречия в декларациях компании и ее контрагента? Если противоречия покажут, что компания занижает сумму налога к уплате в бюджет или завышает сумму возмещения, инспекторы запросят документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Готовьте счета-фактуры, товарные накладные, договор, платежки и другие документы, которые относятся к противоречивым операциям.

Сразу скажу, что противоречия в декларациях возможны, даже если ни одна из сторон Налоговый кодекс не нарушает.* Допустим, ваша компания приобретает товар у поставщика. Тот передает вам товар, выставляет счет-фактуру, отражает продажу в декларации по НДС и перечисляет налог в бюджет. А вы формируете декларацию по НДС и обнаруживаете, что возникла сумма к возмещению. Если сумма небольшая, то вычет проще перенести на следующий квартал. В этом случае вам не придется лишний раз собирать документы для камералки. Ведь компания может заявить вычет в течение трех лет. Такая позиция теперь закреплена законодательно в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 172 НК РФ. Действия обеих компаний законны, но противоречия в отчетности все же возникают.

Рассмотрим ситуацию, когда противоречия не получается объяснить безобидными причинами. Компания получила счет-фактуру и заявила вычет. Но поставщик эту реализацию в своей декларации не указал и сделал это намеренно. К сожалению, не всегда компаниям удается работать исключительно с добросовестными партнерами.

Инспекторы аннулируют вычет и доначислят налог в одностороннем порядке. Компания может отменить их решение, но свою позицию придется отстаивать в суде. Инспекторы должны доказать, что компания получила необоснованную налоговую выгоду, действовала без должной осмотрительности и осторожности и знала о недобросовестности партнера из-за взаимосвязанности и аффилированности с ним. Именно такие условия судьи перечисляют в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53. В этом же документе судьи напоминают о презумпции невиновности налогоплательщика.

Конечно, проще заранее проверить контрагента, чем потом тратить нервы и деньги, споря с инспекторами . Как минимум запросить пакет учредительных документов, свидетельство о госрегистрации и лицензию (если деятельность партнера требует этого). В конце концов, это поможет уберечь вашу компанию от убытков. Ведь если контрагент не исполняет своих обязательств перед государством, то нет гарантии, что он выполнит свои обязательства перед вашей компанией.

Рекомендация лектора

Налоговики не вправе отказать в вычете НДС из-за ошибки поставщика в номере счета-фактуры

Иногда поставщик компании может случайно ошибиться в номере счета-фактуры. Например, выставить два документа под одинаковым номером. Хочу обратить ваше внимание, что ошибка поставщика в номере не ставит под сомнение право компании на вычет НДС. Отказать в вычете проверяющие могут, только если ошибка мешает определить продавца, покупателя, предмет покупки, его стоимость, ставку или сумму НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Но, безусловно, безопаснее следить за тем, чтобы в номерах входящих документов ошибок не было. Так в документообороте точно не возникнет путаницы.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Про налоговые споры. Новый опрос для бухгалтеров

Ваша компания участвовала в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

Вы как бухгалтер участвовали в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка