Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
25 февраля 2016 129 просмотров

Наша организация решила оспорить кадастровую стоимость здания и земли. Можно ли расходы на оценку, оказанные независимым оценщиком,расходы на досудебную и судебную процедуры учесть в расходах по налогу на прибыль,на основании какой нормы гл 25 НК (осно, метод начисления)?Как учесть затраты на оплату услуг оценщика, юр услуги на досудебную и судебное оспаривание кадастровой стоимости недвижимости в бухучете: на 20 счете или на 91 счете?

Официальных разъяснений по данному вопросу нет.

В целях налогового учета организации нужно руководствоваться общими принципами признания расходов. Для налога на прибыль организация может учесть экономически обоснованные, документально подтвержденные расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение доходов. Например, оспаривать кадастровую стоимость целесообразно только в том случае, если налоговая экономия превышает сумму затрат, связанных с ее пересмотром.

Если затраты на оценку имущества соответствуют критериям признания, то учесть их можно в составе прочих расходов на основании статьи 264 НК РФ. Расходы на оплату госпошлины за рассмотрение дел в суде учитывают в составе прочих расходов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Судебные расходы организации относятся к внереализационным и могут быть учтены для целей налога на прибыль в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 265 Кодекса при их соответствии условиям статьи 252 Кодекса. Причем такие расходы учитываются вне зависимости от исхода судебного разбирательства.

По общим правилам, на счете 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Поэтому в бухучете все упомянутые расходы будет правильнее отнести к прочим и учесть на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Обоснование

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль
При расчете налога на прибыль сумму полученных доходов можно уменьшить на сумму понесенных расходов (ст. 247 НК РФ). Расходы учтите в денежной форме (п. 3 ст. 274 НК РФ).

Условия признания расходов

Все расходы организации, признаваемые в налоговой базе, должны одновременно быть:

Если хотя бы одно из условий не выполняется, расход для целей налогообложения не признавайте.
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Статьи затрат

По своему экономическому содержанию все расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются по следующим статьям:

Такая классификация предусмотрена пунктом 2 статьи 253 Налогового кодекса РФ.

Помимо этой группировки, организации, применяющие метод начисления, подразделяют расходы, связанные с производством и реализацией, на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). Об их учете см. Как в налоговом учете учитывать прямые и косвенные расходы.

<…>

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными

Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»

Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.

Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
– связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012, Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить на налоге на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде экономии на налоге на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

<…>

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как учесть при расчете налога на прибыль прочие расходы, связанные с производством и реализацией

Состав прочих расходов

Состав прочих расходов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, приведен в статье 264 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:

  • суммы налогов и сборов, начисленные по действующему законодательству (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ);
  • расходы на сертификацию продукции и услуг;
  • суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги). К таким расходам, в частности, относится комиссионное вознаграждение посреднику;
  • расходы на противопожарную и сторожевую охрану;
  • расходы на обеспечение нормальных условий труда;
  • арендные и лизинговые платежи;
  • расходы на содержание служебного транспорта;
  • концессионная плата в период использования объекта концессионного соглашения;
  • командировочные расходы;
  • расходы на юридические, информационные, консультационные, инжиниринговые и аудиторские услуги;
  • расходы на оплату услуг связи (в т. ч. на экспресс-почту);
  • рекламные расходы;
  • взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • расходы на уборку производственных помещений (офисов).

Перечень прочих расходов открыт. Следовательно, в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль можно списать и другие затраты, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но при условии, что они соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. То есть если эти расходы экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Например, налогооблагаемую прибыль могут уменьшать расходы:

Порядок учета

Если организация применяет метод начисления, прочие расходы включайте в расчет налоговой базы в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Если организация применяет кассовый метод, списывайте прочие расходы в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см.:

<…>

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить госпошлину в бухучете

Госпошлина является федеральным сбором и представляет собой плату за совершение уполномоченными государственными органами (должностными лицами) определенных юридически значимых действий (ст. 13, 333.16 НК РФ).

Признание расходов

Расходы на уплату госпошлины признавайте в том отчетном периоде, в котором эти действия были совершены (п. 18 ПБУ 10/99). Продолжительность периода, в течение которого организация будет пользоваться их результатами, значения не имеет. Например, если организация платит госпошлину за выдачу лицензии на ведение определенного вида деятельности, то независимо от срока действия лицензии расходы на уплату госпошлины в бухучете следует признать в том периоде, когда лицензия была выдана.

Бухучет

В бухучете начисление и уплату госпошлины учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Государственная пошлина».

Уплату госпошлины отражайте проводкой:

Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51
– уплачена госпошлина.

Порядок отражения госпошлины на счетах учета затрат зависит от причин, по которым она была уплачена. Уплата госпошлины может быть обусловлена:

  • приобретением (созданием) отдельных видов имущества или прав;
  • операциями, которые проводятся в рамках основной деятельности организации;
  • операциями, не связанными с основной деятельностью;
  • рассмотрением дела в суде.

Если организация заплатила госпошлину при покупке или создании имущества, включите ее в фактическую стоимость такого имущества (п. 6 ПБУ 5/01, п. 24 приказа Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, п. 8 ПБУ 6/01, п. 8 ПБУ 14/2007). Например, если госпошлина начислена за сертификацию товаров, за регистрацию прав на объекты недвижимости (до их ввода в эксплуатацию) и т. д., отразите ее проводкой:

Дебет 08 (10, 41...) Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– начислена госпошлина, связанная с приобретением (созданием) имущества.

Если организация платит сбор в ходе текущей деятельности (заверяет документы, делает их копии, регистрирует договоры и т. д.), при начислении госпошлины сделайте запись:

Дебет 20 (26, 25, 44...) Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– начислена госпошлина по операциям, связанным с основной деятельностью организации.

Если организация платит госпошлину по операциям, которые не относятся к основной деятельности, сумму сбора включите в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Например, при отчуждении имущества по договору мены (абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99). В бухучете операцию по начислению госпошлины отразите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– начислена госпошлина по операциям, не связанным с основной деятельностью организации.

Госпошлина за рассмотрение дел в суде

Если организация перечислила госпошлину за рассмотрение дела в суде, уплаченные суммы включите в состав прочих расходов (счет 91) (п. 11 ПБУ 10/99). При обращении в суд сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– начислена госпошлина за рассмотрение дела в суде.

Согласно процессуальному законодательству, если истец выиграет дело, суд взыскивает с ответчика судебные издержки (в т. ч. госпошлину) в его пользу (ст. 110 АПК РФ, ст. 98 ГПК РФ).

Такую операцию организация-ответчик отражает проводками:

Дебет 91-2 Кредит 76
– отражены судебные издержки (в т. ч. госпошлина), подлежащие возмещению истцу по решению суда;

Дебет 76 Кредит 51
– перечислена истцу сумма возмещения судебных издержек (в т. ч. госпошлины) по решению суда.

Организация-истец отражает эту операцию проводками:

Дебет 76 Кредит 91-1
– включено в состав прочих доходов возмещение судебных издержек (в т. ч. госпошлины) по решению суда;

Дебет 51 Кредит 76
– поступило на расчетный счет возмещение судебных издержек (в. т. ч. госпошлины) по решению суда.

Ситуация: в какой момент отражать в бухучете госпошлину за рассмотрение дел в суде

Отражайте госпошлину в бухучете в момент обращения в суд.

Независимо от даты оплаты в бухучете расходы признают в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 18 ПБУ 10/99). Поэтому сумму госпошлины нужно включить в состав расходов в том периоде, когда организация обратилась в суд. Например, на дату подачи искового заявления, которая фиксируется на втором экземпляре заявления при его регистрации (п. 3.1.5 Инструкции, утвержденной постановлением Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 100, п. 2.2 Инструкции, утвержденной приказом Судебного департамента Верховного суда РФ от 29 апреля 2003 г. № 36). Именно в этот день и следует сделать проводки по начислению госпошлины.

Ответчик при возмещении истцу госпошлины (в составе других судебных издержек) учитывает сбор в момент вступления в силу решения суда. На эту же дату истец отражает госпошлину, подлежащую возмещению, в доходах.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 22 декабря 2008 г. № 03-03-06/2/176 и от 1 июля 2005 г. № 03-03-04/1/37.

<…>

Из письма Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/1/649

Об учете затрат, связанных с экспертной оценкой недвижимого имущества

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета затрат, связанных с экспертной оценкой недвижимого имущества, в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.

Согласно п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп.40 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.

Таким образом, расходы, связанные с экспертной оценкой недвижимого имущества, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в качестве прочих расходов при условии их соответствия положениям п.1 ст.252 НК РФ.

<…>

Из письма Минфина России от 10.07.2015 № 03-03-06/39817

Об учете расходов на оказание услуг, связанных с представлением интересов организации в суде

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций судебных расходов и сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами в НК РФ понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 265 Кодекса предусмотрено, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются судебные расходы и арбитражные сборы.

Кодекс не раскрывает понятие "судебные расходы".

Однако пунктом 1 статьи 11 Кодекса предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. При этом согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, помимо прочих, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).

Таким образом, расходы на оказание услуг, связанных с представлением интересов организации в суде, и оказание в связи с этим юридической помощи (адвокатов) относятся к внереализационным и могут быть учтены для целей налога на прибыль в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 265 Кодекса при их соответствии условиям статьи 252 Кодекса. Причем такие расходы учитываются вне зависимости от исхода судебного разбирательства.

<…>

Из приказа Минфина России от 31.10.2000 № 94н

Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению

Счет 20 "Основное производство"

Счет 20 "Основное производство" предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. В частности, этот счет используется для учета затрат:

по выпуску промышленной и сельскохозяйственной продукции;

по выполнению строительно-монтажных, геологоразведочных и проектно-изыскательских работ;

по оказанию услуг организаций транспорта и связи;

по выполнению научно-исследовательских и конструкторских работ;

по содержанию и ремонту автомобильных дорог и т.п.

По дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счета 23 "Вспомогательные производства". Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 "Основное производство" со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". Потери от брака списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счета 28 "Брак в производстве".

По кредиту счета 20 "Основное производство" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг. Эти суммы могут списываться со счета 20 "Основное производство" в дебет счетов 43 "Готовая продукция", 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 90 "Продажи" и др.

Остаток по счету 20 "Основное производство" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

Аналитический учет по счету 20 "Основное производство" ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). Если формирование информации о расходах по обычным видам деятельности не ведется на счетах 20-39, то аналитический учет по счету 20 "Основное производство" осуществляется также по подразделениям организации.

Счет 91 "Прочие доходы и расходы"

Счет 91 "Прочие доходы и расходы" предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода. По кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" в течение отчетного периода находят отражение:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, а также проценты и иные доходы по ценным бумагам - в корреспонденции со счетами учета расчетов;

прибыль, полученная организацией по договору простого товарищества, - в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам");

поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, продукции, товаров - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

поступления от операций с тарой - в корреспонденции со счетами учета тары и расчетов;

проценты, полученные (подлежащие получению) за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации, - в корреспонденции со счетами учета финансовых вложений или денежных средств;

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению, - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

поступления, связанные с безвозмездным получением активов, - в корреспонденции со счетом учета доходов будущих периодов;

поступления в возмещение причиненных организации убытков - в корреспонденции со счетами учета расчетов;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, - в корреспонденции со счетами учета расчетов;

суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, - в корреспонденции со счетами учета кредиторской задолженности;

курсовые разницы - в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др.;

прочие доходы.

По дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в течение отчетного периода находят отражение:

расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, а также расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций - в корреспонденции со счетами учета затрат;

остаточная стоимость активов, по которым начисляется амортизация, и фактическая себестоимость других активов, списываемых организацией, - в корреспонденции со счетами учета соответствующих активов;

расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, товаров, продукции - в корреспонденции со счетами учета затрат;

расходы по операциям с тарой - в корреспонденции со счетами учета затрат;

проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, - в корреспонденции со счетами учета расчетов;

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате, - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

расходы на содержание производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, - в корреспонденции со счетами учета затрат;

возмещение причиненных организацией убытков - в корреспонденции со счетами учета расчетов;

убытки прошлых лет, признанные в отчетном году - в корреспонденции со счетами учета расчетов, начислений амортизации и др.;

отчисления в резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам - в корреспонденции со счетами учета этих резервов;

суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания, - в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности;

курсовые разницы - в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др.;

расходы, связанные с рассмотрением дел в судах, - в корреспонденции со счетами учета расчетов и др.;

прочие расходы.

<…>

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», №24, декабрь 2014
Как компании оспаривают кадастровую стоимость и экономят земельный и имущественный налоги

Для расчета суммы земельного налога необходимо определить кадастровую стоимость участка и налоговую ставку (ст. 390, 394 и 396 НК РФ). При этом кадастровая стоимость земельного участка может измениться по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. А также из-за смены категории участка и в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

Следовательно, самым распространенным способом снижения земельного налога является оспаривание кадастровой стоимости участка. Ведь зачастую кадастровая стоимость участка существенно превышает его рыночную цену. Причем на практике многим компаниям удается доказать свою правоту и тем самым сэкономить земельный налог (постановления ФАС Волго-Вятского от 10.02.14 № А79-11061/2010, от 22.05.13 № А11-1952/2010 и от 19.06.13 № А11-2339/2012, Уральского от 27.06.14 № Ф09-3970/14 и от 21.03.14 № Ф09-1201/14, Поволжского от 14.10.14 № А57-15864/2013 и от 09.10.14 № А65-27136/2013 округов).

Кроме того, с помощью оспаривания кадастровой стоимости можно снизить не только земельный налог, но и налог на имущество. Дело в том, что с 2014 года налоговая база по отдельным объектам недвижимости определяется исходя из ее кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Это, в частности, административно-деловые и торговые центры или комплексы, а также отдельные помещения в них (п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Причем в отношении земельных участков такой метод снижения налогового бремени, как оспаривание кадастровой стоимости, используется уже давно. А в отношении недвижимости судебная практика только начинает формироваться.

В снижении кадастровой стоимости заинтересован не только владелец, но и арендатор земельного участка

Кадастровая стоимость — это стоимость, установленная в результате проведения государственной оценки или в результате рассмотрения споров о результатах ее определения (ст. 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», далее — Закон № 135-ФЗ). При этом в статье 24.18 Закона № 135-ФЗ закреплены следующие основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости:

—недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Практика показывает, что доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, проблематично. Поэтому самым распространенным способом является установление реальной рыночной стоимости объекта. Основной причиной превышения кадастровой стоимости над рыночной является невозможность определения кадастровой стоимости каждого участка при массовой государственной оценке земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ). В то же время в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Соответственно снижение кадастровой стоимости земли может быть произведено на основании данной нормы.

Отметим, что юридические и физические лица могут оспорить государственную оценку в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц (абз. 1 ст. 24.19 Закона № 135-ФЗ). Получается, что кадастровую стоимость может снизить не только владелец, но и арендатор земельного участка, а также собственник недвижимости, заинтересованный в выкупе участка, на котором расположен объект. Правомерность такого подхода подтверждают суды (к примеру, постановления ФАС Волго-Вятского от 19.06.14 № А82-9984/2013 и Уральского от 17.07.14 № Ф09-4445/14 округов).

Так, в одном из дел арендатору удалось оспорить кадастровую стоимость земли и установить ее равной рыночной (постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.11.14 № Ф05-12519/2014). При этом судьи указали, что несоответствие кадастровой и рыночной стоимости участка влечет необоснованное увеличение арендной платы.

При рассмотрении одного из подобных споров арбитражный суд Дальневосточного округа подчеркнул, что выкупная стоимость арендуемых компанией земельных участков, которые она намеревалась выкупить, существенно превышала их рыночную стоимость, установленную оценщиком. При этом существенная разница между кадастровой и реальной рыночной стоимостью участков оказывала значительное влияние на размер платы за выкуп земли (постановление от 07.10.14 № Ф03-3776/2014).

Какие документы нужно подать в территориальную комиссию для пересмотра кадастровой стоимости

Для юридических лиц предусмотрен обязательный досудебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ). Досудебный порядок предполагает обращение в специальную территориальную комиссию. Для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В настоящее время территориальные комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости функционируют при каждом управлении Росреестра по субъекту РФ. Узнать информацию о работе таких комиссий можно на сайте www.rosreestr.ru (Кадастровая оценка — Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости — Информация о работе комиссий).

Порядок создания и работы комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.03.12 № 263. Причем отсутствие комиссии на территории субъекта РФ не является основанием для отказа в пересмотре кадастровой стоимости. Так, ВАС РФ в определении от 27.12.11 № ВАС-16647/11 указал, что с заявлением следует обращаться в управление Росреестра по субъекту РФ.

Для того чтобы обратиться в комиссию, нужно оформить заявление о пересмотре кадастровой стоимости. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить следующие документы (ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ):

— справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
— нотариально заверенную копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости (в случае, если заявление о пересмотре подается лицом, обладающим правом на объект);
— отчет независимого оценщика, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа;
— положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом СРО оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.

Прежде чем приступать к оспариванию кадастровой стоимости, желательно оценить экономическую целесообразность такого действия. Как правило, расходы на оспаривание кадастровой стоимости включают в себя затраты на независимую оценку нужного объекта (включая экспертизу отчета оценщика) и затраты на юридические и консультационные услуги. Причем наличие отчета оценщика о рыночной стоимости объекта не является гарантией успешного снижения кадастровой стоимости. Таким образом, оспаривать кадастровую стоимость целесообразно только в том случае, если налоговая экономия превышает сумму затрат, связанных с ее пересмотром.

При существенном превышении заявленной рыночной стоимости над кадастровой и суды, и комиссии принимают решения об отказе

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости территориальная комиссия рассматривает в течение одного месяца. Решение комиссии можно оспорить. Причем с середины 2014 года дела о пересмотре стоимости рассматриваются в судах общей юрисдикции, а не в арбитраже. Как правило, рассмотрение исков в суде занимает не менее шести месяцев.

Зачастую, если рыночная стоимость участка отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%, комиссия принимает решение об отклонении заявления. При существенном превышении кадастровой стоимости над заявленной рыночной некоторые суды также принимают решение об отказе в пересмотре кадастровой стоимости (например, постановление ФАС Уральского округа от 26.07.13 № Ф09-6527/13).

Суды отказывают компании в снижении кадастровой стоимости, если у нее нет положительного заключения СРО

Чаще всего и суды, и территориальные комиссии отказывают компаниям в снижении кадастровой стоимости по причине отсутствия положительного экспертного заключения СРО оценщиков (например, постановления ФАС Поволжского от 04.06.14 № А12-18919/2013, Уральского от 06.08.13 № Ф09-11230/12 и от 09.08.13 № Ф09-6243/13 округов).

Поэтому для снижения рисков компании желательно представить положительное экспертное заключение, подготовленное экспертами саморегулируемой организации оценщиков, а также альтернативный отчет об оценке.

Кроме того, территориальные комиссии и суды могут не поддержать компанию и отказать в пересмотре кадастровой стоимости, если вместо кадастрового паспорта представлена выписка из Государственного кадастра недвижимости. Либо если экспертное заключение СРО не соответствует требованиям Закона № 135-ФЗ или Федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.07.11 № 328. Или если отчет оценщика не соответствует требованиям Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.07 № 256.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка