Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
25 февраля 2016 45 просмотров

В компании имеется два учредителя, один из них - ген. директор. Больше сотрудников в компании нет. Нужно ли проводить инвентаризацию перед составлением годовой бух. отчетности? Ведь получается, что сотрудник - это только ген. директор, поэтому он же является материально ответственным лицом (МОЛ), а в состав инв. комиссии не должны входить МОЛ.

Да, должен. Перед составлением бухгалтерской отчетности все организации обязаны проводить инвентаризацию (пункт 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, ст. 11 Закона №402-ФЗ). Исключений для организации, в которой числится только один директор, нет. Инвентаризационная комиссия в данном случае не создается. Создание комиссии предполагает, что в ее составе будет не менее двух человек - председатель и другие члены (п. 2.3 и 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49). Если же в штате числится только один директор, то создать инвентаризационную комиссию не удастся. Функции инвентаризационной комиссии следует возложить на директора приказом в произвольной форме. Проведение инвентаризации единственным директором - не нарушение.

Обоснование

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как провести инвентаризацию

В обязательном порядке инвентаризацию надо проводить лишь в определенных случаях. А по решению руководителя организации такую ревизию можно провести в любое время.

Обязательная инвентаризация

Полный перечень случаев, когда организация обязана проводить инвентаризацию, есть в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Среди них:

  • передача имущества в аренду, его выкуп и продажа;
  • составление годовой бухгалтерской отчетности (при этом инвентаризацию основных средств можно проводить не ежегодно, а раз в три года, библиотечных фондов – раз в пять лет);
  • смена материально ответственных сотрудников (например, кассира или кладовщика);
  • выявленные хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • стихийные бедствия, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;
  • реорганизация или ликвидация организации;
  • другие случаи, предусмотренные законодательством и другими нормативно-правовыми документами (например, в случае продажи предприятия как имущественного комплекса на основании ст. 561 ГК РФ).

Это подтверждает Минфин России в письме от 25 декабря 2015 г. № 07-01-12/76134.

Ситуация: должна ли организация на спецрежиме (упрощенка или ЕНВД) проводить ежегодную инвентаризацию

Да, должна.

Ведь все организации, независимо от применяемой системы налогообложения, обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). А значит, они сдают и бухгалтерскую отчетность. Но прежде чем составить такую отчетность за год, нужно обязательно провести инвентаризацию. Так предусмотрено пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Получается, что организация, применяющая спецрежим (например, упрощенку или ЕНВД), должна проводить инвентаризацию имущества и обязательств ежегодно.

<…>

Добровольная инвентаризация

Помимо случаев, когда инвентаризация обязательна, в учетной политике можно предусмотреть еще и другие. То есть те, когда организация проведет подобную ревизию в добровольном порядке (ч. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 2.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

Отражение в учетной политике

Порядок проведения инвентаризации (как обязательной, так и добровольной) отразите в учетной политике. Для этого оформите приложение к приказу об учетной политике, в котором укажите:

  • график инвентаризаций (в т. ч. обязательных) в отчетном году;
  • их сроки;
  • перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.

Такие правила следуют из ПБУ 1/2008.

Инвентаризационная комиссия

По действующим правилам проводить инвентаризацию должна специальная комиссия. Ее состав, а это как минимум два человека, утверждает руководитель организации приказом. В комиссию могут входить административно-управленческий персонал, а также специалисты других служб и отделов организации. Но вот материально ответственные сотрудники членами такой комиссии быть не могут. Такие правила прописаны в пунктах 2.2 и 2.3 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Когда объем работ большой, для инвентаризации можно создать еще и рабочую комиссию. Проверить требуется немного? Тогда сделать это может ревизионная комиссия, если такая уже есть в организации. То есть создавать еще и инвентаризационную комиссию в этом случае не надо. Это следует из пункта 2.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Ситуация: нужно ли создавать инвентаризационную комиссию, если в штате организации числится один директор

Нет, не нужно.

Создание комиссии предполагает, что в ее составе будет не менее двух человек – председатель и другие члены (п. 2.3 и 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Если же в штате организации числится только один директор, то создать инвентаризационную комиссию попросту не удастся.

В этом случае зафиксировать результаты ревизии может бухгалтер (или другой ответственный сотрудник), а проконтролировать – директор организации. То есть именно он проверит, насколько полно и точно внесены в описи данные об остатках проверяемого имущества и обязательств. А также правильно ли и вовремя ли оформлены результаты инвентаризации.

Такой порядок следует из пункта 2.6 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

В приказе о проведении инвентаризации создание инвентаризационной комиссии прописывать не нужно.

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 19, Май 2009

Инвентаризационная комиссия из одного члена – не нарушение

«В штате организации числится только один сотрудник – генеральный директор. Можно ли провести инвентаризацию расчетов с поставщиками и покупателями, если членом инвентаризационной комиссии будет только директор?..»

Ольга Борисова, г. Санкт-Петербург

Для проведения инвентаризации в компании создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49). Согласно пункту 2.3 Методических указаний, состав комиссии утверждает руководитель организации. Для этого он издает приказ (постановление, распоряжение). В комиссию могут входить представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты компании, а также представители службы внутреннего аудита компании или независимые аудиторы. Включение последних в комиссию имеет смысл как раз в случае, если в организации числится лишь один сотрудник – ее руководитель. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации делает ее результаты недействительными.

Однако отдельных требований к количеству членов комиссии законодательство не предъявляет, поэтому проведение инвентаризации единственным ее членом – генеральным директором – не является нарушением.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка