Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 марта 2016 4 просмотра

Арендуем у юр лица квартиру для размещения офиса (управление завода). Расходы берем к НУ. ОСНО. Есть ли риски что ИФНС сминусует эти расходы и до начислит налог на прибыль?

Риск есть. При проверке налоговики уберут сумму за аренду квартиры из расходов организации. Юридические лица не вправе арендовать под офис жилые квартиры. Помещение под офис должно быть выведено из жилого фонда и иметь отдельный вход. Но в суде компаниям удается доказать правомерность и экономическую оправданность данных расходов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.06.10 № КА-А40/5879-10-3).

Обоснование

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», №1-2, январь 2016
Об амортизации, НДС с отступного и расходах на аренду квартиры под офис

<…>

Может ли организация арендовать под офис жилое помещение у физического лица? Будет ли арендная плата налоговым расходом?

«Юридические лица вправе арендовать жилые квартиры или дома для проживания своих сотрудников (ст. 671 ГК РФ). Разместить в них офис можно только после перевода жилья в разряд нежилых помещений (п. 3 ст. 288 ГК РФ и ст. 17 Жилищного кодекса РФ). О том, как это сделать, читайте в статье “Как безопасно с правовой и налоговой точки зрения перевести квартиру в нежилой фонд под офис” // РНК, 2014, № 1-2.

Использовать жилые помещения в предпринимательских целях запрещено. Поэтому учесть в расходах арендную плату по квартире, которую компания планирует использовать под офис, нельзя (письма Минфина России от 29.09.14 № 03-03-06/1/48504от 14.02.08 № 03-03-06/1/93 и от 27.10.05 № 03-03-04/1/310, УФНС России по г. Москве от 22.09.08 № 20-12/089130 и от 28.11.06 № 20-12/105021).

Суды считают, что нарушение жилищного законодательства не влияет на налоговый учет. Если затраты на аренду подтверждены документами и связаны с производственной деятельностью организации, то их можно учесть при налогообложении прибыли (постановления ФАС Московского от 16.06.10 № КА-А40/5879-10-3 и от 12.01.07, 19.01.07 № КА-А41/13145-06Северо-Западного от 17.10.06 № А05-4649/2006-19 и Западно-Сибирского от 11.05.04 № Ф04/2552-532/А46-2004 округов).

Учитывая позицию Минфина России и налоговиков на местах, отражать при налогообложении прибыли арендную плату по квартире, которую вы используете под офис, рискованно».

Из статьи журнала «Учет.Налоги.Право.», №42, ноябрь 2011
Стало рискованно списывать расходы на аренду квартиры под офис

Денис Савилов, эксперт «УНП»

<Об учете расходов на аренду>

Письмо Минфина России от 29.09.14 № 03-03-06/1/48504

Компания не вправе учесть расходы на аренду жилого помещения, используемого в качестве офиса. К такому невыгодному выводу пришел Минфин России в письме от 29.09.14 № 03-03-06/1/48504 (ответ на частный запрос).

Строго по закону в квартире вправе вести деятельность только индивидуальные предприниматели, если живут в ней на законных основаниях, то есть владеют помещением или арендуют его (п. 2 ст. 17 ЖК РФ). Но чтобы разместить в квартире офис компании, надо перевести помещение в нежилой фонд (п. 3 ст. 288 ГК РФ). Получается, что аренда квартиры под офис — сделка незаконная. Поэтому, по мнению Минфина, компания не вправе списать расходы на аренду.

Мы не согласны с этим выводом. Несмотря на нарушение жилищного законодательства, компания фактически использует арендованное помещение для своей деятельности. Например, жилье подойдет для оказания консультационных услуг через интернет, продажи путевок, создания сайтов и т. п. Такой бизнес не мешает соседям. А договор аренды и платежки подтвердят сумму расходов. Значит, затраты экономически обоснованы и документально подтверждены. В суде компаниям это удается доказать (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.06.10 № КА-А40/5879-10-3). Раньше даже Минфин разрешал учесть расходы, отмечая, что нарушения жилищного законодательства не влияют на налоговые правоотношения (письмо от 18.10.05 № 03-03-04/1/285).

В то же время за использование квартиры под офис жилищная инспекция может оштрафовать компанию на 50 тыс. рублей (ст. 7.22 КоАП РФ). Чтобы избежать штрафов, стоит перевести помещение в нежилой фонд. Правда, это возможно не всегда.

Для смены статуса у помещения должен быть отдельный вход, не используемый для доступа к жилью. То есть офис, в который можно попасть только из общего подъезда, не получится перевести в нежилое помещение. Кроме того, квартиры можно сделать нежилыми, если они находятся на первом этаже. А квартиры на более высоких этажах могут стать нежилыми, только если под ними тоже расположены нежилые помещения (ст. 22 ЖК РФ).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка