Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 марта 2016 1 просмотр

На арендуемых площадях предприятия произошел пожар. При пожаре сгорело часть производственного оборудования. В организации после тушения была проведена инвентаризация имущества, которая подтвердила, что имущество утрачено и не может использоваться для целей его приобретения. Также при пожаре был утрачен архив бухгалтерской и налоговой отчетности, первичные документы за 2013, 2014 и 2015 года.Прошу Вас прояснить несколько вопросов:1. Нужно ли восстанавливать входной НДС, ранее принятый к вычету в момент принятия к учету, по данному производственному оборудованию?2. Возможно ли включить в расходы, принимаемые для целей налогообложения при расчете налога на прибыль, сумму остаточной стоимости утраченного оборудования, расходы утилизации сгоревших станков (разбор, демонтаж и т.п.)?3. Нужно ли восстанавливать сумму амортизационной премии по данному оборудованию?4. Прошу уточнить, нужно ли восстанавливать, сгоревший архив документов и отчётности? В случае, положительного ответа по данному вопросу, прошу уточнить, возможно ли получить отсрочку или перенос контрольных мероприятий со стороны налоговых органов при вынесении решения о проведении проверок?При возникновении вопросов по данному запросу пишите или звоните.

1. Нет, не нужно. Организация должна восстанавливать НДС только в случаях, прямо указанных в п.3 ст. 170 НК РФ. Утрата имущества в случае пожара в этом пункте не упомянута.

2. Да, возможно. В случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, можно отнести некоторые виды документально подтвержденных убытков. В соответствии с пп.6 п.2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются потери пожаров, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией их последствий. Имущество, принадлежащее организации, должно быть отражено в ее бухгалтерском учете обособленно от имущества других организаций. Подтверждением того, что материальные ценности являются собственностью организации, являются данные бухгалтерского баланса. Кроме того, в состав убытков от пожара можно включить расходы, связанные с его тушением и ликвидацией последствий.

Стоимость потерь от пожара можно списать на расходы в том периоде, в котором вы подтвердили их документами: справкой Государственной противопожарной службы; протоколом осмотра места происшествия; актом о пожаре, которым устанавливается причина возгорания; актами инвентаризации, в которых отражена сумма ущерба.

3. Нет, не нужно.

4. Восстанавливать архив нужно. Если документы, подтверждающие отраженные в учете операции, были утеряны, организация должна предпринять действия по восстановлению пропажи. Для этого необходимо создать комиссию приказом руководителя, которая должна результаты работы оформить актом. Если в период работы комиссии налоговая инспекция потребует документы, которые были утеряны в результата пожара, организация сможет попросить увеличить срок представления документов (п.3 ст. 93 НК РФ). В этом случае распоряжение о создании комиссии будет документальным обоснованием такой просьбы.

Обоснование

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России


1.Нужно ли восстановить входной НДС по имуществу, утраченному в результате хищения (пожара, порчи и т. п.). Недостача выявлена при проведении инвентаризации

Нет, не нужно.

Организация должна восстанавливать НДС только в случаях, прямо указанных в пункте 3статьи 170 Налогового кодекса РФ. Недостача имущества (утрата имущества в случае хищения при отсутствии виновных лиц, пожара, порчи и т. п.) в этом пункте не упомянута. Других оснований для восстановления НДС Налоговым кодексом не предусмотрено.

Кроме того, входной НДС по имуществу, утраченному при хищении, порче, пожаре и т. п., ранее принят к вычету правомерно. К моменту применения вычета необязательно, чтобы имущество уже было использовано для выполнения облагаемых операций. Достаточно, чтобы у организации было намерение использовать его таким образом. Это следует из пункта 2статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Поскольку утрата имущества не меняет первоначальной цели его приобретения, то оснований для восстановления ранее принятого к вычету НДС у организации нет.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 17 июня 2015 г. № ГД-4-3/10451 и от 21 мая 2015 г. № ГД-4-3/8627. В обоих документах налоговая служба опирается на позицию ВАС РФ, изложенную в решении от 23 октября 2006 г. № 10652/06, и на письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571.

Правильность такого подхода подтверждает многочисленная арбитражная практика (см., например, решение ВАС РФ от 19 мая 2011 г. № 3943/11, определения ВАС РФ от 21 октября 2009 г. № ВАС-13771/09от 9 ноября 2007 г. № 13787/07, постановления ФАС Московского округа от 15 июля 2014 г. № Ф05-7043/2014от 4 октября 2013 г. № А40-149597/12,Центрального округа от 18 октября 2012 г. № А35-10180/2011Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2011 г. № А63-13595/2009Дальневосточного округа от 2 ноября 2011 г. № Ф03-4834/2011Волго-Вятского округа от 9 сентября 2011 г. № А17-5842/2010).*

Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

2.Можно ли при расчете налога на прибыль включить в состав расходов стоимость арендованного имущества, утраченного (поврежденного) в результате чрезвычайных ситуаций

<…>


При расчете налога на прибыль учитываются обоснованные и документально подтвержденные затраты, которые связаны с деятельностью организации, направленной на получение доходов (ст. 252 НК РФ). В случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса РФ, к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, можно отнести некоторые виды документально подтвержденных убытков.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ к внереализационным расходам приравниваются потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией их последствий. К таким потерям, в частности, можно отнести стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации. Имущество, принадлежащее организации, должно быть отражено в ее бухгалтерском учете обособленно от имущества других организаций (п. 5 ПБУ 1/2008). Подтверждением того, что материальные ценности являются собственностью организации, являются данные бухгалтерского баланса. Арендованное имущество, предметы залога, ценности, полученные организацией-посредником в рамках исполнения договора (комиссии, поручения, агентского договора) и т. п., учитываются за балансом. Поэтому стоимость этого имущества не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации, пострадавшей отпожара. При документальном подтверждении такие потери могут быть учтены собственниками сгоревшего имущества (арендодателем, залогодателем, комитентом, доверителем, принципалом).

Кроме того, в состав убытков от пожара можно включить расходы, связанные с его тушением и ликвидацией последствий (за вычетом стоимости полученных при этом материалов).

Стоимость потерь от пожара можно списать на расходы в том периоде, в котором вы подтвердили их документами:

  • справкой Государственной противопожарной службы;
  • протоколом осмотра места происшествия;
  • актом о пожаре, которым устанавливается причина возгорания;
  • актами инвентаризации, в которых отражена сумма ущерба.

Такие разъяснения есть в письмах Минфина России от 29 декабря 2015 г. № 03-03-06/1/77005от 24 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/691.*

<…>

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

3.Как поступить, если первичные документы утеряны

Если документы, подтверждающие отраженные в учете операции, были утеряны, организация должна предпринять действия по расследованию причин и восстановлению пропажи. Для этого сотрудник, обнаруживший пропажу, должен написать служебную записку, на основании которой издается приказ руководителя о назначении комиссии по расследованию пропажи. Результаты работы комиссии оформите актом.

Если в период работы комиссии налоговая инспекция потребует документы, которые были утеряны, организация сможет попросить увеличить срок представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ). В этом случае распоряжение о создании комиссии будет документальным обоснованием такой просьбы.

Если же по результатам работы комиссии документы не будут обнаружены (восстановлены), организация не сможет подтвердить данные бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, за отсутствие документов организации может грозить ответственность.*

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка