Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 марта 2016 18 просмотров

У нас НО образовательная, получена лицензия на доп. образовательные услуги.Мы не платим НДС. Но от налога на прибыль пока не освобождены, и платим налог на прибыль с разницы между доходами от образоват. деятельности (по лицензии) и минус понесенные расходы. Правильно ли это?Ведь наверное в НО нужно формировать смету доходов и расходов, чтобы не оставалось никакой прибыли изначально?Т.е. для обучение 10 групп нужно получить доход в сумме 100000руб.Эта сумма должна быть создана из понесенных расходов на эту сумму. Т.Е. 100000=100000, и тогда прибыли не возникает?

Некоммерческие организации могут получать прибыль. Вы правильно уплачиваете налог на прибыль с разницы между доходами и расходами. При осуществлении образовательной деятельности частные образовательные учреждения обязаны вести, в том числе, налоговый учет своих доходов и расходов. В соответствии с нормами российского законодательства частные образовательные учреждения вправе применять как общую систему, так упрощенную систему налогообложения. При применении общей системы налогообложения для учета доходов и расходов частному образовательному учреждению необходимо руководствоваться главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная негосударственным образовательным учреждением. При этом прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Более подробную информацию Вы сможете увидеть ниже.

Обоснование

ИЗ СТАТЬИ КНИГИ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ВИТАЛИЙ СЕМЕНИХИН

Образовательные организации как некоммерческие организации– особенности регулирования и налогообложения

На основании действующего законодательства физические и юридические лица могут создавать с целью оказания услуг, в том числе в сфере образования, некоммерческие организации.

В связи с этим, в статье рассмотрим правовое положение, порядок создания, и другие правовые моменты, касающиеся некоммерческих организаций – частных образовательных учреждений, а также учет доходов и расходов, возникающих в ходе осуществления образовательной деятельности указанными организациями.

Прежде всего, напомним, что образовательная организация может быть создана только в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. На это указывает пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ). Одной из форм некоммерческих организаций на основании пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) является учреждение.

Согласно пункту 4 статьи 22 Закона № 273-ФЗ в зависимости от того, кем создана образовательная организация, она может быть государственной, муниципальной или частной.

При этом частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (пункт 7 статьи 22 Закона № 273-ФЗ).

Таким образом, физические и юридические лица вправе создавать некоммерческие организации в форме частных образовательных учреждений. При этом для создания указанных организаций им необходимо руководствоваться в том числе Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Закон № 7-ФЗ определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. Об этом сказано в пункте 1 статьи 13 Закона № 7-ФЗ. Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). Данное положение установлено пунктом 2статьи 13 Закона № 7-ФЗ.

Внимание:

в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон 99-ФЗ), с 1 сентября 2014 года, все некоммерческиеорганизации должны выполнять требования данного закона.

Вновь создаваемые, уже в момент регистрации, создаются исключительно в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции данного закона. Но при этом учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, подлежат приведению в соответствие с Законом 99-ФЗ только при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами Закона 99-ФЗ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких некоммерческих юридических лиц до приведения их в соответствие с Закона 99-ФЗ действуют в части, не противоречащей указанным нормам. С 1 сентября 2014 года к созданным до дня этой даты некоммерческим юридическим лицам применяются нормыЗакона 99-ФЗ: к общественным и благотворительным фондам – о фондах (статьи 123.17 – 123.20); к государственным академиям наук – о государственных учреждениях (статьи 123.21 и 123.22); к общественным учреждениям – о частных учреждениях (статьи 123.21 и 123.23). При этом перерегистрация некоммерческих организаций в связи с вступлением в силу Закона 99-ФЗ не требуется. Учреждение, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию, такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются на основаниистатьи 26 Закона № 7-ФЗ:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Обратите внимание, что законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.

Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

Итак, мы рассмотрели особенности правового регулирования частных организаций, установили, что некоммерческие организации могут создаваться в форме негосударственных образовательных учреждений. Теперь обратимся к Закону № 273-ФЗ.

Согласно положениям Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных статьей 91 Закона № 273-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 92 Закона № 273-ФЗ в отношении основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также в отношении основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, следует пройти государственную аккредитацию. Государственная аккредитация проводится в соответствии с требованиями статьи 92 Закона № 273-ФЗ и Положения, утвержденногоПостановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности».

На основании статьи 101 Закона № 273-ФЗ частное образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Доход от оказания платных образовательных услуг должен использоваться указанным учреждением в соответствии с уставными целями.

Обратите внимание, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные образовательными учреждениями при оказании таких платных образовательных услуг, должны быть возвращены оплатившим эти услуги лицам.

Частные образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услугусловиях (смотрите подпункт 6 пункта 1 статьи 8 Закона № 273-ФЗ, пункт 5 статьи 99 Закона № 273-ФЗ).

Согласно пункту 10 статьи 51 Закона № 273-ФЗ особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частного образовательного учреждения определяются в уставе этого учреждения в соответствии с трудовым законодательством.

При осуществлении образовательной деятельности частные образовательные учреждения обязаны вести, в том числе, налоговый учет своих доходов и расходов.

В соответствии с нормами российского законодательства частные образовательные учреждения вправе применять как общую систему, так упрощенную систему налогообложения.

При применении общей системы налогообложения для учета доходов и расходов частному образовательному учреждению необходимо руководствоваться главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная негосударственным образовательным учреждением. При этом прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Порядок определения доходов установлен статьей 248 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 248 НК РФ доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком – частным образовательным учреждением доходы, и документов налогового учета. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком приобретателю услуг.

К доходам, в частности, относятся доходы от реализации услуг. Напомним, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, что следует из пункта 5 статьи 38 НК РФ.

Доходом от реализации признается выручка от реализации услуг, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Об этом сказано в пунктах 12 статьи 249 НК РФ.

Таким образом, если частным образовательным учреждением оказываются платные образовательные услуги, то взимаемая плата за оказанную услугу является для указанного учреждения доходом от реализации услуг. Аналогичное мнение изложено в Письме Минфина Российской Федерации от 24 июня 2010 года № 03-03-06/4/63.

Для признания доходов и расходов НК РФ предусмотрены два метода – метод начисления и кассовый метод. Порядок признания доходов и расходов при методе начисления установлен статьями 271272 НК РФ, при кассовом методе –статьей 273 НК РФ.

Заметим, что общепринятым методом признания доходов и расходов является метод начисления. Связано это с тем, что при кассовом методе размер выручки жестко ограничен.

Согласно пункту 1 статьи 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

В связи с тем, что образовательные услуги в основном носят длительный характер частное образовательное учреждение вправе распределять доходы самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов, на что указывает пункт 2 статьи 271 НК РФ. Однако если оказываемая образовательная услуга предусматривает ее поэтапную сдачу и частным образовательным учреждением установлены сроки сдачи этапов, то специальный порядок определения доходов и расходов в этом случае не применяется. Действует порядок признания доходов от реализации, установленный пунктом 1 статьи 271 НК РФ.

Что касается расходов, то они должны соответствовать критериям, предусмотренным статьей 252 НК РФ, то есть, расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ затраты, произведенные во время осуществления образовательного процесса, признаются расходами в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318–320 НК РФ. Если получение доходов от оказания образовательной услуги осуществляется в течение более чем одного отчетного периода, и при этом не предусматривается поэтапная сдача указанной услуги, то расходы перераспределяются частным образовательным учреждением самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Если учреждением предусмотрено поэтапное оказание услуг, то расходы следует учитывать пропорционально доходам того налогового периода, в котором будет отражена поэтапная реализация услуг.

Следует отметить, что частное образовательное учреждение, определяющее доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, на основаниистатьи 318 НК РФ, должно подразделять на:

  • прямые;
  • косвенные.

При этом к прямым расходам могут быть отнесены:

  • материальные затраты, определяемые на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 254 НК РФ;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при оказании услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьи 265 НК РФ, осуществляемых частным образовательным учреждением в течение отчетного (налогового) периода.

Обратите внимание, что перечень прямых расходов, связанных с оказанием услуг, учреждение определяет самостоятельно в своей учетной политике. При этом сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде учреждение вправе относить в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. Иначе говоря все прямые затраты по услугам не распределяются, а сразу относятся в уменьшение прибыли. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 2 статьи 318 НК РФ и подтверждается арбитражной практикой, в частности, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 16 сентября 2008 года по делу № А56-180/2008.

Как мы уже отмечали ранее, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ. Порядок определения доходов установлен статьей 248 НК РФ. При этом статьей 251 НК РФ установлен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитываются доходы, в виде денежных средств, полученных в порядке предварительной оплаты за оказываемые образовательные услуги частными образовательными учреждениями, определяющими доходы и расходы по методу начисления.

Внимание:

доходы в виде имущества, безвозмездно полученного частными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, также не учитываются при определении налоговой базы, на что указывает подпункт 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Заметим, что в отношении названного подпункта следует обратить внимание на разъяснения Минфина Российской Федерации, содержащиеся в Письме от 7 марта 2014 года № 03-03-06/1/9966. Как отмечает Минфин, подпункт 22пункта 1 статьи 251 НК РФ предусматривает освобождение указанного учреждения только при получении доходов в виде безвозмездно полученного имущества. Освобождение от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученных имущественных прав данной нормой не предусмотрено.

Поэтому, если учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, то оно безвозмездно приобретает право пользования данным имуществом. В связи с этим, получение данного имущества следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права. Аналогичное мнение изложено в Письме Минфина Российской Федерации от 12 мая 2012 года № 03-03-06/1/243.

Пунктом 8 статьи 250 НК РФ предусмотрено, что доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (включая право пользования имуществом), за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ, признаются внереализационными доходами налогоплательщика и, следовательно, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций согласно положениям статей 247 и 248 НК РФ.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Таким образом, получая по договору в безвозмездное пользование имущество, частное образовательное учреждение, имеющее лицензию на право ведения образовательной деятельности должно включать доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом в состав внереализационных доходов, исходя из рыночных цен идентичного имущества. Такое же мнение высказано в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 29 декабря 2008 года № 19-12/121865.

Кроме перечисленных выше доходов, частными образовательными учреждениями не учитываются при определении налоговой базы целевые поступления. Об этом сказано в пункте 2 статьи 251 НК РФ. Причем не учитываются целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, и использованные частными образовательными учреждениями по назначению. Заметим, что к целевым поступлениям на содержание частных образовательных учреждений и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся:

  • осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров;

Напомним, что пожертвованием, согласно пункту 1 статьи 582 ГК РФ, признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

  • имущество, имущественные права, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
  • средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
  • средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее – структурные подразделения (отделения), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности;
  • средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их в соответствии с законодательством Российской Федерации некоммерческих организаций, перечисленные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений, полученных ими на содержание и ведение уставной деятельности.

Обратите внимание, что частные образовательные учреждения смогут не учитывать в целях исчисления налога на прибыль указанные целевые поступления при условии, что они ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

В заключение статьи отметим, что частные образовательные учреждения имеют право на льготу в виде применения ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций. Заметим, что данную льготу частные образовательные учреждения могут применять до 1 января 2020 года. Для того чтобы воспользоваться льготой учреждению необходимо выполнить условия, установленные статьей 284.1 НК РФ.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка