Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как бухгалтеру ужиться с любым начальником

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 марта 2016 23 просмотра

Как рассчитать сбор по экологии, если организация занимается розничной торговлей, платит за вывоз мусора, должна ли она его платить?

Это зависит от условий договора. Если в договоре сказано, что право собственности на вывозимый офисный мусор переходит к специализированной организации, то самой компании не нужно начислять экологический сбор и отчитываться по нему. Если же такой оговорки нет, то безопаснее перечислять плату за загрязнение и отчитываться по ней. Ведь на этом настаивают чиновники (письмо Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. № 14–07/6011).

С подходом чиновников можно спорить. Офисные компании не сами размещают отходы, а обращаются для этого к услугам сторонних специализированных организаций. Значит, эти компании не должны вносить экологический сбор. Но доказать это удается только в суде

Обоснование

1. Из рекомендации
Олег Долматовзаместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александр Кузнецовзаместитель начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды

<…>

Кто должен сдавать расчет

Расчет платы за загрязнение окружающей среды должны сдавать организации, деятельность которых оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия:

Об этом сказано в пункте 1 статьи 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ и пункте 1 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны сдавать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30. Это следует из письма Росприроднадзора от 7 декабря 2011 г. № ОД-06-01-32/15903.

Чем руководствоваться при составлении расчета

При заполнении и сдаче расчета платы за загрязнение окружающей среды руководствуйтесь Порядком, утвержденным приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Куда сдавать расчет

Расчет платы представьте в службу Росприроднадзора:

  • по месту нахождения каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов. Если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах России, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. Например, если у организации есть автомобиль, то расчет платы за загрязнение надо сдавать в отделение Росприроднадзора того субъекта России, где автомобиль стоит на учете. При эксплуатации на территории одного субъекта России нескольких объектов загрязнения плату по ним отражайте в едином расчете (однако соответствующие разделы расчета оформите по каждому муниципальному образованию);
  • или один расчет по местонахождению плательщика, если разрешительная документация выдана в целом на организацию.

Такой порядок следует из положений пунктов 2, 4, 5 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Срок сдачи расчета

Последний срок сдачи – 20-е число месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 2, 3 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Внимание: срок – 20-е число месяца, следующего за отчетным, распространяется на расчеты платы за загрязнение окружающей среды, которые организации сдают за IV квартал 2015 года. Отчетность за 2016 год нужно будет составлять и сдавать по новым правилам.

Во-первых, взамен расчетов платы за загрязнение вводится новая форма отчетности – декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Форму декларации и порядок ее заполнения утвердит ведомство, назначенное Правительством РФ.

Во-вторых, отчетным периодом по плате за негативное воздействие будет не квартал, а календарный год.

В-третьих, новую декларацию впервые нужно будет представить не позднее 10 марта 2017 года.

Такие нововведения предусмотрены пунктом 5 статьи 16.2 и пунктами 2, 5 и 6 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Как сдать расчет

Расчет платы за загрязнение окружающей среды можно сдать в территориальное подразделение Росприроднадзора:

  • либо на бумаге (через представителя организации или по почте);
  • либо в электронном виде (на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной подписью).

Организация обязана сдавать расчет только в электронном виде, если сумма платы за отчетный период (квартал) больше или равна 50 000 руб. Однако по собственной инициативе организации могут сдавать «электронные» расчеты независимо от размера платежей.

Расчет платы на бумажном носителе сдавайте в одном экземпляре. Если сдаете расчет в электронном виде, дублировать его на бумаге не нужно.

Такие разъяснения содержатся в письме Росприроднадзора от 12 августа 2014 г. № АА-06-06-36/12291.

Ответственность

Непосредственно за несвоевременную сдачу расчета санкций не предусмотрено. Однако проверяющие могут попытаться оштрафовать организацию за сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). Размер штрафа в этом случае составит:

– для должностных лиц – от 3000 до 6000 руб.;
– для организации – от 20 000 до 80 000 руб.

Такой вывод следует из пункта 14.11 письма Росприроднадзора от 17 февраля 2015 г. № ОД-06-01-26/2389.

Состав расчета

Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;
  • раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
  • раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Об этом сказано в пункте 6 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

В расчет платы включите только те разделы, которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду (п. 8 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Пример определения состава расчета платы за загрязнение окружающей среды

Организация имеет стационарные объекты, которые выбрасывают в атмосферный воздух вредные вещества. Кроме того, в процессе производственной деятельности у организации образуются твердые бытовые отходы, подлежащие утилизации.

Таким образом, организация является плательщиком платы:

  • за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • за размещение отходов производства и потребления.

В расчет платы за загрязнение окружающей среды бухгалтер организации включил:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Остальные разделы расчета (разделы 2 и 3) организация не составляет, поскольку не является плательщиком по данным видам негативного воздействия на окружающую среду.

Заполнение расчета

Расчет на бумаге заполните шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Бумажный вариант отчета пронумеруйте, прошнуруйте и скрепите печатью организации.

Расчет должен иметь сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа.

Об этом сказано в пунктах 9–11 и 17 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Все числовые показатели в расчете, кроме ИНН и КПП, указывайте справа налево. В остальных ячейках нули не проставляйте. В каждой строке и соответствующей ей графе ставьте только один показатель. Если каких-либо показателей нет, в строке поставьте прочерк. Такие правила установлены пунктами 13 и 15 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Электронная версия Расчета платы может быть подготовлена в формате программы «Модуль природопользователя», размещенной на официальном сайте Росприроднадзора. Но можно использовать и другие программы, имеющие функцию расчета платы.

Подпись

Каждую страницу расчета подписывают (с указанием фамилии, имени и отчества) представители организации.

Расчет вправе подписывать:

  • руководитель и главный бухгалтер организации;
  • руководитель и бухгалтер обособленного подразделения организации;
  • другие уполномоченные лица по доверенности.

Если расчет подписывают руководитель и бухгалтер обособленного подразделения или другие уполномоченные лица, то нужно указать реквизиты доверенности. Заверенную копию доверенности приложите к расчету.

Это следует из пункта 7 Порядка заполнения титульного листа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, и статьи 185 Гражданского кодекса РФ.

Титульный лист

На титульном листе расчета укажите:

  • отчетный квартал и год, за который подается расчет («I», «II» и т. д.);
  • отметку «V» о том, первичный расчет или корректирующий. Если подаете корректирующий расчет, укажите номер корректировки. Например, если в первичном расчете Росприроднадзор обнаружил ошибку, то строку 1 титульного листа первого корректирующего расчета заполняйте так: «корректирующий» «V»/1;
  • полное наименование территориального отделения Росприроднадзора, в который подаете расчет;
  • полное наименование организации в соответствии с учредительными документами (латинская транскрипция наименования организации – при ее наличии);
  • юридический адрес организации в соответствии с учредительными (распорядительными) документами;
  • код города и номер телефона руководителя и главного бухгалтера организации (иного контактного лица);
  • ИНН и КПП организации (ячейки, отведенные для ИНН, заполняйте слева направо, в первых двух ячейках поставьте нули («00»)).

Такие правила установлены в пунктах 1–3 Порядка заполнения титульного листа и пункте 14 Общего порядка, утвержденных приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

На титульном листе также проставьте дату заполнения расчета и подписи представителей организации.

Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет

При заполнении листа «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» укажите:

  • по строке 010 – КБК платы за загрязнение окружающей среды. В зависимости от источников загрязнения для платежей установлены разные КБК:
    – за выбросы стационарными объектами;
    – за сбросы загрязнений в воду;
    – за размещение отходов.
    Поскольку лист «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» позволяет указать в нем платежи только по одному КБК, при наличии в организации разных источников загрязнений в расчет нужно будет включить несколько листов – отдельно по каждому виду негативного воздействия;
  • по строке 020 – код ОКТМО в соответствии с приказом Росстандарта от 14 июня 2013 г. № 159-ст. Быстро определить свой ОКТМО можно здесь. Ячейки, отведенные для кода ОКТМО, заполняйте слева направо. Если код содержит менее 11 знаков, в оставшихся пустых ячейках проставьте прочерки;
  • по строке 030 – сумму платы по всем видам негативного воздействия. Ее определяйте по всем производственным территориям, объектам размещения отходов и объектам негативного воздействия, которые расположены на территории одного муниципального образования. В этой строке сумму платы нужно отражать без учета льгот и зачетов;
  • по строке 040 – сумму средств на выполнение природоохранных мероприятий. Эта сумма принимается к зачету в счет платы;
  • по строке 050 – сумму льгот – для организаций социальной и культурной сферы, а также организаций, которые финансируются за счет бюджетных средств;
  • по строке 060 – сумму льгот – для организаций, сбрасывающих загрязняющие вещества в составе сточных вод из системы канализации населенных пунктов в водные объекты. Льготы смотрите в нормативных актах регионального законодательства;
  • по строке 070 – итоговую сумму платы, подлежащую перечислению в бюджет. Она рассчитывается следующим образом: строка 070 = строка 030 – строка 040 – строка 050 – строка 060.

Такой порядок установлен пунктами 3–10 Порядка заполнения расчета, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 1

Раздел 1 заполняют организации, которые имеют стационарные объекты – источники загрязнения атмосферного воздуха.

В разделе укажите:

  • реквизиты разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух (номер, дату выдачи, срок действия разрешения);
  • наименование и адрес местонахождения организации (если плата рассчитывается в целом по организации);
  • наименование и адрес местонахождения производственной территории (если плата рассчитывается отдельно по каждой производственной территории).

Об этом сказано в пунктах 1 и 2 Порядка заполнения раздела 1, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Размер платы зависит от следующих показателей:

Данные показатели и расчет платы отражайте в столбцах 2–20 табличной части раздела 1 расчета.

Об этом сказано в пунктах 4–24 Порядка заполнения раздела 1, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 2

Раньше данный раздел должны были заполнять организации, которые эксплуатировали передвижные объекты негативного воздействия на окружающую среду. Однако с 1 января 2015 года платить за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух такими объектами не нужно (письмо Минприроды России от 23 июля 2015 г. № 02-12-44/17039). Поэтому начиная с отчета за I квартал 2015 года заполнять раздел 2 нет необходимости.

Раздел 3

Раздел 3 должны представлять организации, cбрасывающие загрязняющие вещества в водные объекты или на водосборные территории.

В разделе укажите:

  • реквизиты разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты (номер, дату выдачи, срок действия разрешения);
  • адрес местонахождения выпуска или производственной территории.

Об этом сказано в пунктах 1 и 2 Порядка заполнения раздела 3, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Размер платы зависит от следующих показателей:

Данные показатели и расчет платы отразите в столбцах 2–19 табличной части раздела 3 расчета.

Об этом сказано в пунктах 4–21 Порядка заполнения раздела 3, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 4

Раздел 4 заполняют и сдают организации, деятельность которых приводит к образованию бытовых отходов.

В разделе укажите:

  • регистрационный номер объекта размещения отходов (если он присвоен);
  • наименование и адрес местонахождения объекта размещения отходов;
  • номер, дату выдачи и срок действия лимита на размещение отходов;
  • характеристики объекта размещения отходов (находится в пределах промышленной зоны или за ее пределами, является или не является специализированным полигоном (промышленной площадкой)). В зависимости от характеристики объекта в соответствующей ячейке поставьте отметку.

Об этом сказано в пунктах 1 и 3 Порядка заполнения раздела 4, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Размер платы зависит от следующих показателей:

  • наименования отхода, его кода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445, и класса опасности для окружающей среды;
  • лимита на размещение отходов;
  • фактического количества образованных отходов за отчетный период (при самостоятельном производстве товаров из собственного сырья);
  • фактического количества поступивших отходов от других организаций с переходом права собственности на отходы;
  • фактического количества использованных (утилизированных отходов) в отчетном периоде;
  • фактического количества обезвреженных отходов;
  • фактического количества отходов, переданных другим организациям с переходом права собственности;
  • фактического количества отходов, переданных для размещения сторонним организациям;
  • фактического времени использования (утилизации) отходов с момента размещения (в течение трех лет или более). Документы, подтверждающие фактическое использование отходов, приложите к расчету;
  • поправочных коэффициентов (повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов; коэффициент экологической значимости; коэффициент, учитывающий экологический статус территории; коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году; коэффициент места расположения объекта размещения отходов).

Данные показатели и расчет платы отражаются в столбцах 2–27 табличной части раздела 4 расчета.

Об этом сказано в пунктах 5–29 Порядка заполнения раздела 4, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Пример заполнения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

ООО «Альфа» расположено в г. Дзержинске Нижегородской области и имеет производство, загрязняющее окружающую среду. Организация:
– выбрасывает загрязняющие вещества в атмосферу через стационарные объекты;
– эксплуатирует транспортные средства (передвижные объекты загрязнения);
– сбрасывает загрязняющие вещества в водные объекты;
– размещает отходы производства.

Заполнение расчета платы за негативное воздействие бухгалтер начал с титульного листа. В него он внес основные сведения об организации, наименование департамента Росприроднадзора, в который представляется отчет, прочие реквизиты.

Далее бухгалтер приступил к заполнению раздела 1. В нем он рассчитал размер платы за загрязнение атмосферы стационарными объектами.

У «Альфы» есть разрешение на выброс загрязняющих веществ № ЭН-654, выданное территориальным органом Росприроднадзора 21 апреля 2014 года. В нем установлены:

Предельно допустимые выбросы в атмосферу (ПДВ):

  • сажи – 2,75641 тонны;
  • фенола – 0,388257 тонны;
  • бензпирена – 0,003 тонны.

Лимиты выбросов (ВСВ):

  • сажи – 3,00132 тонны;
  • фенола – 1,499002 тонны;
  • бензпирена – 0,009 тонны.

В разделе 1 бухгалтер поочередно перечислил все вещества, выброшенные в атмосферу в IV квартале 2015 года, привел сведения о нормативных и фактических выбросах.

Для определения нормативов и коэффициентов использованы следующие документы:

В течение IV квартала 2015 года предприятие фактически выбросило в атмосферу:

  • сажи – 5,7921 тонны;
  • фенола – 0,275345 тонны;
  • бензпирена – 0,004 тонны.

Бухгалтер произвел расчет согласно формулам по каждому виду выбросов (в пределах постоянных допустимых выбросов (ПДВ), временно согласованных выбросов (ВСВ), а также сверхлимитных выбросов).

Фенол: ПДВ – 1050,51 руб. (0,275345 т х 683 руб./т х 1,9 х 1,2 х 2,45).

Бензпирен: ВСВ – 91 601,51 руб. ((0,003 т х 2 049 801 руб./т) + ((0,004 т – 0,003 т) х 10 249 005 руб./т) х 1,9 х 1,2 х 2,45)).

Сажа: сверхлимитно – 26 635,12 руб. ((2,75641 т х 80 руб./т) + ((3,00132 т – 2,75641 т) х 400 руб./т) х(5,7921 т – 3,00132 т) х 400 руб./т х 5)) х 1,9 х 1,2 х 1,98).

Общая сумма начисленных платежей за выбросы стационарными объектами составила 119 287,14 руб. (1050,51 руб. + 91 601,51 руб. + 26 635,13 руб.).

Раздел 2 бухгалтер не заполнял. С 1 января 2015 года плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными источниками загрязнения не взимается (письмо Минприроды России от 23 июля 2015 г. № 02-12-44/17039).

При составлении раздела 3 бухгалтер учитывал следующие данные.

У «Альфы» есть разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты № 73, выданное Росприроднадзором 21 января 2014 года. В нем установлены предельно допустимые выбросы в воду солярового масла – 1,1 тонны в квартал.

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты бухгалтер отразил в разделе 3. При этом для определения нормативов и коэффициентов он ориентировался на те же документы, что и при заполнении раздела 1.

Коэффициент экологической значимости (для водных объектов в бассейне Волги на территории Нижегородской области) – 1,14.

Коэффициент для взвешенных веществ, установленный приложением № 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344, для «Альфы» не применяется.

Плата за загрязнение водных объектов соляровым маслом составила 53 859,09 руб. (0,7 т х 27 548 руб./т х 1,14 х 1 х 2,45).

При составлении раздела 4 бухгалтер использовал следующие данные.

«Альфа» размещает отходы производства и потребления в специальных хранилищах. Для этих целей получено разрешение Росприроднадзора от 17 декабря 2013 г. № ООС-687/2013. В нем согласовано размещение не более 8,97 тонны «мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный)» 4-го класса опасности.

В течение IV квартала 2015 года предприятие фактически разместило 4,93 тонны мусора. Эти данные бухгалтер отразил в разделе 4 расчета. Для определения нормативов и коэффициентов он ориентировался на те же документы, что и при заполнении раздела 1. Сумма платы за размещение отходов составила 5700,57 руб. (4,93 т х 248,4 руб. х 1,9 х 1 х 2,45).

Помимо всего прочего, организация провела природоохранные мероприятия, нацеленные на уменьшение выбросов загрязнений стационарными объектами, потратив на них 57 000 руб.

Итоговые суммы бухгалтер занес в расчет суммы платежа, подлежащего уплате в бюджет. Поскольку «Альфа» осуществляет несколько видов негативного воздействия на окружающую среду, на каждый из них бухгалтер заполнил отдельный лист.

18 января 2016 года подписанный директором «Альфы» Львовым и главным бухгалтером Глебовой расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду был представлен в Департамент Росприроднадзора

2. Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право », №21, июнь 2015
Розничные магазины вправе не платить за грязь

<…>

Татьяна, вы вправе не платить за загрязнение.

По общему правилу плату за негативное воздействие перечисляют компании, деятельность которых приводит к выбросам загрязняющих веществ в воздух, воду, почву и т. п. (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ). Например, это компании, которые самостоятельно вывозят мусор, размещают отходы на полигонах и др. (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ). Ваша компания сама отходы не размещает, этим занимается специализированная организация. Поэтому вы не обязаны вносить плату за загрязнение окружающей среды и сдавать расчет в отделение Росприроднадзора.

На практике некоторые проверяющие не согласны с этим и штрафуют компании за несдачу расчета. Но судьи такие штрафы отменяют (постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.11 № 1752/11). Риск спора будет минимальным, если в договоре о вывозе мусора записать условие о том, что право собственности на отходы переходит к специализированной организации (письмо Ростехнадзора от 28.10.08 № 14–07/6011).

3. Из статьи журнала «Семинар для бухгалтера», №7, июль 2015


<…>

Экологические платежи и отчетность в обычных офисах

Кто должен отчитываться

Любая компания, которая использует природные ресурсы, платит за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). И система налогообложения организации тут роли не играет. От платы не освобождаются ни упрощенщики, ни вмененщики, ни организации на ОСНО.

Раньше компании не вставали на учет в качестве плательщика за негативное воздействие. Но с 2015 года действуют новые поправки в Закон об охране окружающей среды – статья 69.2 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Теперь объекты с негативным воздействием нужно поставить на учет в течение двух лет (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ). После постановки на учет у каждого объекта появится своя категория. Скорее всего обычные офисы получат четвертую категорию как объекты с минимальным негативным воздействием на окружающую среду. У них нет источников, которые выбрасывают вредные вещества в воду и атмосферу. Такие организации за негативное воздействие с 2016 года платить не будут (п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ).

Перейдем к плате за размещение отходов. Ее вносят организации, в результате деятельности которых образуются отходы производства либо бытовой мусор. А это практически все компании: магазины, парикмахерские, автомастерские, производственные предприятия и т. д. Даже в процессе работы небольшой офисной компании все равно образуются отходы – бумага, картон и прочий бытовой мусор.

Будет компания платить за отходы или нет, зависит от того, что происходит с ними дальше. Допустим, у вас есть договор со специализированной компанией на вывоз мусора. Посмотрите на его условия. А конкретно на то, к кому переходит право собственности на мусор. Если к специализированной компании, то платит за отходы и отчитывается по ним она. Когда в договоре нет оговорки о переходе права собственности, перечислять сбор и сдавать отчет должна ваша компания (письмо Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. № 14–07/6011).

Следующий вариант – аренда офиса. Тут тоже нужно смотреть на договор. Если право собственности на мусор переходит к арендодателю, платит экологический сбор он. Если в договоре это условие отсутствует, за мусор платит арендатор. Ровно такие же разъяснения дает центральный аппарат Росприроднадзора. Информацию можно найти на сайте.

Теперь расскажу о дополнительной экологической документации, которая может понадобиться компании.

Для опасных отходов производства и потребления компания оформляет паспорт.

Всего есть пять классов опасности. Градация такая: I – чрезвычайно опасные, II – высокоопасные, III – умеренно опасные, IV – малоопасные, V – практически не опасные.

Так вот, паспорт нужен только для отходов I–IV классов (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Например, канцелярские отходы – бумага и картон – относятся к V классу. Для них паспорт не нужен. А вот люминесцентные лампы – опасный отход из первого класса. Узнать класс опасности мусора можно из каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445. В нем каждому отходу присвоен свой код. Его последняя цифра и будет классом опасности.

Теперь о нормативах образования и лимитах на размещение отходов. Крупные компании разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Малые и средние предприятия от этой обязанности освобождаются. Они сдают отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. В ней компания устанавливает лимиты и в результате может сделать расчет за размещение отходов без применения повышающего коэффициента 5.

Комментарий редакцииСудьи разрешают обычным компаниям не отчитываться за мусор

Большинство судей считают, что компания не должна платить и отчитываться за размещение отходов производства и потребления. Ведь размещение отходов – это их складирование в оборудованных местах (на полигонах) с последующей изоляцией (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Получается, что размещением отходов с точки зрения закона занимаются только специализированные организации. И компания, которая хранит у себя мусор до вывоза на свалку, за размещение отходов платить не должна. По этому вопросу уже успела сложиться устойчивая арбитражная практика: постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08, определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11.

В новой редакции Закона об охране окружающей среды с 2016 года будет написано, что платит за мусор тот, кто отходы произвел (п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ). Но эта поправка все равно не коснется офисов. Ведь они относятся к объектам IV категории и за негативное воздействие не платят. Но категорию компания получит только после постановки на учет, поэтому с этой процедурой лучше не тянуть.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка