Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сколько НДФЛ теперь удерживать с работника — новые примеры от ФНС

Подписка
Срочно заберите все!
№24
17 марта 2016 7 просмотров

Организация ООО на УСН (доходы) занимается розничной торговлей.Как можно оприходовать поступивший товар для перепродажи, если директор купил на рынке у частного лица партию обуви за личные средства, а документов ни приходных, ни об оплате нет.Можно ли составить акт оприходования товара, а оплату провести через сч 71

Нет, провести через 71 счет нельзя, поскольку деньги в подотчет директору не выдавались.

В данном случае более правильно будет заключить с руководителем договор купли-продажи. Директор будет выступать продавцом, а организация — покупателем. Цену товара при этом можно оставить ту же, что была у поставщика, или добавить небольшую наценку.

Обычно право собственности на товар переходит от продавца к покупателю в момент его приемки-передачи. В этот момент в бухучете отразите поступление товаров проводкой:

Дебет 41 (15) Кредит 60 (76...)
– поступили товары по возмездным договорам.

Составьте акт в произвольной форме с обязательными реквизитами (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Обоснование

Из статьи журнала «Главбух» № 23, декабрь 2013

Сотрудник на свои деньги купил товары для компании

Работник потратился на нужды компании. Скажем, приобрел что-то для офиса. Заплатил за это личными средствами. Как провести такую покупку и оформить документы?

Сразу скажем, что сотрудник может не оформлять авансовый отчет. Ведь по общему правилу этот документ составляют работники, которые предварительно получили деньги на нужды компании (п. 4.4 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного Положением ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П). То есть отчет нужен, чтобы сотрудник показал, на что он израсходовал деньги предприятия. А если компания работнику ничего не выдавала, то и отчитываться не за что.

В данной ситуации от сотрудника потребуется другой документ — заявление о компенсации расходов (образец приведен ниже). К нему работник должен приложить оправдательные документы: кассовые чеки, накладные, бланки строгой отчетности, проездные документы и т. д. В заявлении сотруднику необходимо указать, какие товары, материалы или услуги он оплатил за свой счет, а также их стоимость по документам.*

Распечатать образец >>

Скачать бланк в формате Word >>

На основании заявления сотрудника оформите расходный кассовый ордер. По нему выдайте деньги из кассы. В учете сделайте записи по счету не 71, а 73. Ведь деньги под отчет сотрудник не получал. У вас будут такие проводки:*

ДЕБЕТ 20 (10, 25, 26) КРЕДИТ 73 субсчет «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
— отражены расходы, которые работник оплатил за свой счет;

ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты с персоналом по прочим операциям» КРЕДИТ 50 (51)
— возмещены траты работнику.

<…>

Из статьи журнала «Упрощенка» № 6, июнь 2012

Директор оплатил товары для фирмы своими деньгами


Стоимость товаров можно отнести на расходы при «упрощенке», только если они оплачены поставщику и реализованы покупателю (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НКРФ). В ситуации, когда товары приобрел директор на свои деньги, не выполняется главное условие для принятия расходов — ценности не оплачены фирмой, применяющей УСН. Соответственно, чтобы принять их к учету, нужно рассчитаться с директором. Мы предлагаем для этого три возможных способа. Делая выбор, принимайте во внимание не только налоговые последствия, но и тот факт, на чье имя продавец товаров выписал документы.*

Вариант №1 (невыгодный) Примите ценности от директора по договору дарения

Самый простой способ, но наименее выгодный с точки зрения налогообложения — это заключить с директором договор дарения (гл. 32 ГКРФ).* Не зависимо от стоимости дара, договор нужно заключить в письменной форме. Поскольку одной из сторон сделки является юридическое лицо. Это следует из статьи 161 ГК РФ .

Напомним, что дарение на сумму, превышающую 3000 руб., запрещено между коммерческими организациями. Но у вас дарителем является директор — физическое лицо. А значит, с ним можно подписать договор на любую сумму.

Уделите внимание тому, как сформулировать в договоре предмет дарения. Если документы поставщик выписал на имя директора, то предметом дарения будут купленные им ценности. А в ситуации, когда документы оформлены на организацию, в договоре стоит указать, что в качестве подарка директор погасит собственными деньгами долг организации за приобретенные товары.

Налогообложение у организации. Принятые по договору дарения ценности придется включить в доходы при УСН, если директор не является учредителем Памятка Стоимость товаров, принятых по договору дарения и проданных в течение года, нужно отразить в доходах. Даже если дарителем являлся единственный учредитель организации. или является, но его доля в уставном капитале не превышает 50%. А вот если доля больше, то стоимость подарка включать в доходы не нужно (подп. 11 п. 1 ст. 251 и подп. 1 п. 1.1.ст. 346.15 НКРФ). Правда, если предметом дарения являются товары, этой нормой вам вряд ли удастся воспользоваться. Дело в том, что в подпункте 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ есть одно ограничение. Доходов от подарка не возникает, только если подаренное имущество не передано третьим лицам в течение года. В противном случае придется отразить его стоимость в доходах. Вряд ли ваша организация приобрела товары для того, чтобы они лежали на складе целый год. Скорее всего, их планируется реализовать. И если это произойдет, стоимость подарка директора, даже если он является 100-процентным учредителем, придется включить в доход.

Если же подарком является погашение долга за товары и доля директора в уставном капитале больше 50%, то доходы учитывать не придется. И факт реализации товаров для учета доходов значения не имеет, ведь подарено не имущество, а погашение долга, то есть имущественное право.

Теперь о расходах. Как уже указывалось, расходы на покупку товаров можно учесть только тогда, когда они оплачены. Если же товары подарены или «подарено» погашение долга, то расходы не будут оплачены средствами организации. Следовательно, учесть их в налоговой базе не удастся.

Налогообложение у руководителя. В данном случае директор выступает дарителем. Поэтому никаких облагаемых доходов у него не возникает.

Плюсы и минусы. Преимуществом данного варианта можно назвать разве что его простоту. Заключить договор дарения несложно. Недостатков больше. Расходы учесть не получится, а в некоторых ситуациях придется отражать дополнительные доходы. К тому же директор не получит обратно потраченные на организацию деньги.

Вариант № 2 (простой) Договор купли-продажи товаров*

Сразу отметим, что вариант этот подходит лишь тогда, когда накладная на товары выписана на имя директора. В противном случае продавать ему просто нечего. Но если данный вариант вам приглянулся, а в накладной на товары указана организация, подождите. Выясните, возможно, вам удастся договориться с поставщиком и поменять накладную.

Если по накладной владельцем товаров выступает руководитель, оформите с ним обычный договор купли-продажи товаров. Директор будет выступать продавцом, а организация — покупателем. Цену товара при этом можно оставить ту же, что была у поставщика, или добавить небольшую наценку.*

Налогообложение у организации. Здесь будут действовать общие правила для сделок купли-продажи. Никаких доходов, понятно, при покупке товаров не возникает. А после погашения задолженности перед директором и реализации товара его покупную стоимость можно будет отразить в расходах.

Налогообложение у руководителя. А вот тут уже сложнее. Продав товары, директору придется уплачивать НДФЛ. Налогооблагаемым доходом будет являться вся стоимость товаров, оплаченная организацией, и налог директору придется заплатить самостоятельно. Ведь при покупке ценностей у любого физического лица организация не является налоговым агентом НДФЛ (п. 2 ст. 226 НКРФ).*

Соответственно директору в данной ситуации нужно будет по окончании налогового периода (не позднее 30 апреля следующего года) подать налоговую декларацию по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) и самостоятельно заплатить налог в бюджет. То есть и у него появятся дополнительные хлопоты и дополнительный налог. Правда, свой доход он сможет уменьшить на расходы, связанные с покупкой товара (п. 1 ст. 220 НКРФ). Но понадобятся документы, подтверждающие эти расходы.

Плюсы и минусы. Из преимуществ можно назвать следующие. Организация учтет расходы на покупку товаров, а директор получит обратно потраченную сумму. А недостаток заключается в том, что директору нужно самому идти в налоговую инспекцию и подавать декларацию по НДФЛ, а также уплачивать налог.

<…>

Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

В каком порядке оприходовать товары

<…>

Закупка у населения

Первичным документом, подтверждающим закупку товаров у населения, является акт. Если приобретена сельхозпродукция, то можно использовать форму № ОП-5. При приеме металлолома от населения организация обязана составить приемо-сдаточный акт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369. В остальных случаях составьте акт в произвольной форме с обязательными реквизитами (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).*

При закупке сельхозпродукции к закупочному акту приложите:

  • справку о праве собственности продавца на эту продукцию (ее можно получить в местной администрации или в правлении дачного кооператива);
  • заключение ветнадзора о доброкачественности этой продукции.

Такие правила установлены в пунктах 7.3 и 7.6 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.

<…>

Из рекомендации

Как отразить в бухучете приобретение товаров

<…>

Поступление по договору купли-продажи

Если организация получила товар по договору купли-продажи, то фактическая себестоимость товара складывается из суммы, уплаченной продавцу, и расходов, связанных с приобретением (доставка, комиссионные вознаграждения посредникам и т. п.). Такие правила установлены пунктом 6 ПБУ 5/01.

Товар может быть приобретен как у организации (предпринимателя), так и у гражданина. Порядок определения себестоимости купленного товара, а также порядок отражения данной операции в бухучете для них одинаковый.

Подробнее о приобретении имущества у физических лиц см.:

Обычно право собственности на товар переходит от продавца к покупателю в момент его приемки-передачи. В этот момент в бухучете отразите поступление товаров проводкой:*

Дебет 41 (15) Кредит 60 (76...)
– поступили товары по возмездным договорам.

Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов (счета 41156076).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка