Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
18 марта 2016 14 просмотров

В нашем случае мы поставщики. Какие наши риски?

Для поставщика существует только опасность признания договора недействительным по решению суда, если договор поставки был подписан директором, а не одним из ликвидаторов (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

Поставщику нет необходимости получать вычет по НДС, соответственно, нет и опасности отказа в получении этого вычета (ст. 75122 НК РФ) при отсутствии должной осмотрительности при выборе контрагента и в получении необоснованной налоговой выгоды (п. 1,311 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Однако заключение сделки с таким контрагентом относится к высоким налоговым рискам, что может вызвать претензии налоговых органов, а также повысит вероятность проведения выездной налоговой проверки.

Кроме того, следует учесть риски отсутствия платежей по договору – причем у поставщика ликвидированной организации не будет возможности взыскать возникшую задолженность.

Обоснование


Рекомендация Виталия Дианова: Как проверить нового контрагента при помощи внешних источников информации (государственные реестры, интернет-сайты, СМИ)

Риски ликвидации, реорганизации и банкротства

Организации при выборе контрагентов предпочитают не иметь дело с теми компаниями, которые находятся на этапе реорганизации (и уже тем более в процессе ликвидации) или в отношении которых возбуждена процедура банкротства. Опасения эти не напрасны: юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, вскоре прекратит свое существование, а его права и обязанности перейдут к другому лицу (к другим лицам). Юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, вскоре прекратит свое существование, и все обязательства с этим контрагентом будут прекращены на основаниистатьи 419 Гражданского кодекса РФ. В свою очередь организация, в отношении которой возбуждена процедура банкротства, не имеет средств для погашения всех своих долгов, поэтому заключать договоры с ней экономически нецелесообразно.

Предположим, после заключения договора с незнакомой организацией выясняется, что новый контрагент находится в процессе реорганизации путем разделения или путем выделения нового юридического лица. В этой ситуации есть риск, что его обязательства по заключенному договору могут быть переданы более слабому в экономическом отношении правопреемнику. Это может грозить убытками, вызванными невозможностью исполнения правопреемником своих обязательств и недостаточностью его имущества для удовлетворения требований всех кредиторов.

Как предотвратить подобные риски? Проверить, находится ли предполагаемый контрагент в процессе реорганизации или ликвидации, можно по информации, содержащейся в ЕГРЮЛ.

Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в ФНС России о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. Если в реорганизации участвуют два и более юридических лиц, такое уведомление направляет то юридическое лицо, которое последним приняло решение о реорганизации, или то, на которое эта обязанность возложена самим решением о реорганизации. На основании уведомления ФНС России вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ). Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, размещаются на сайте ФНС России, а также публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Кроме того, сведения о реорганизации юридического лица содержатся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Такие сведения вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

О ликвидации юридического лица в ФНС России письменно сообщают в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации. Такая обязанность возложена на того, кто принял решение о ликвидации: то есть на учредителей (участников) юридического лица или на государственный орган. Такие правила установлены в пункте 1статьи 62 Гражданского кодекса РФ. Сведения из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, размещаются на сайте ФНС России, а также публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Кроме того, сведения о ликвидации юридического лица содержатся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Такие сведения вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с подпунктом «в» пункта 7 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ.

Даже если на момент заключения договора в ЕГРЮЛ не было сведений о том, что данная организация находится в процессе ликвидации, но решение о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии уже было принято, то в суде можно признать договор недействительным.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию или ликвидатора (п. 2 ст. 62 ГК РФ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Следовательно, с момента принятия решения о ликвидации полномочия на заключение гражданско-правовых сделок имеются лишь у ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии).

Пример из практики. Суд признал договор ничтожной сделкой, так как директор заключил его после того, как было принято решение о назначении ликвидатора

По одному из дел оспаривались договоры цессии, которые руководитель (директор) общества заключил в период после принятия решения о назначении ликвидатора, но до внесения записей об этом в ЕГРЮЛ. Суды указали, что полномочия директора общества с момента назначения ликвидационной комиссии ограничиваются законом, и он уже не вправе выступать от имени юридического лица в отношениях с другими лицами, в том числе в гражданско-правовых сделках. Исходя из этого, суды признали оспариваемые договоры ничтожными сделками на основаниистатьи 168 Гражданского кодекса РФ в связи с их противоречием пункту 1статьи 53 и пункту 3 статьи 62 Гражданского кодекса РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2007 г. № Ф04-6711/2007(38627-А46-36) по делу № А46-8441/2006).

Размер платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ определен в постановлении Правительства РФ от 19 мая 2014 г. № 462 «О размере платы за предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Сведения о применении в отношении юридического лица процедур банкротства (введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства) вносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикуются в газете «Коммерсантъ» (ст. 28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

При этом до 1 июля 2015 года действует следующее правило: в случае опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (это самостоятельный раздел Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц) обязанность предварительно уведомить в письменной форме должника и всех известных заявителю кредиторов считается исполненной. Такие правила установлены в пунктах 3 и 4статьи 4 Закона от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию (п. 1 ст. 65 ГК РФ).

Также на сайте ФНС России можно проверить, не принято ли решение о предстоящем исключении той или иной организации из ЕГРЮЛ. Такое решение может быть принято в отношении юридического лица в том случае, если оно является недействующим.


ПРИКАЗ ФНС РОССИИ ОТ 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

«4. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53.Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.


Приложение 2. ОБЩЕДОСТУПНЫЕ КРИТЕРИИ самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок

«12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышает такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки, и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:

- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;

- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков, (уточнении налоговых обязательств) для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Про налоговые споры. Новый опрос для бухгалтеров

Ваша компания участвовала в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

Вы как бухгалтер участвовали в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка