Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
1 марта 2016 10 просмотров

1.Являются ли материальной выгодой суммы которые находятся у единственного учредителя в под отчете, которые он получил как на хоз расходы расходы так и на командировки в 2013г. в 2014 г.2015г. и до сих пор не смог отчитаться где билеты потерял,где другие документы.и попадают под налогообложение НДФЛ, также как займы полученные в 2013 -2015г. или только с 2016г.,2.Можно(может есть изменения в налоговом законодательстве) списать подотчетные суммы на проезд,на проживание,без командировочных удостоверение наш учредитель ездит по всей России,покупает товар и продает его,есть договора,тов.накладные и т. д. подтверждающие факт взаимоотношении с этими предприятиями.

Налоговые ораны при проверке включают суммы подобных незакрытых подотчетов в доход работников и начисляют с него НДФЛ. Кроме того, начисляют организации пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет и штраф за невыполнение обязанностей налогового агента. Как показывает судебная практика, судьи становятся на сторону налоговых органов в этом вопросе.

Изменений в налоговом законодательстве по данной ситуации нет. Учесть подобные расходы без документов нельзя.

Обоснование

Из статьи журнала «Упрощенка» № 2, Февраль 2016

Подотчетные суммы, не возвращенные в срок, облагаются НДФЛ

Реквизиты решения:

постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.12.2015 № Ф10-4388/2015 по делу № А35-5172/2014

Налоговая инспекция проверила организацию, чтобы выяснить, правильно ли компания удерживала НДФЛ с доходов работников. Инспекторы просмотрели документы и обнаружили, что двое сотрудников фирмы несколько лет назад получили наличные деньги под отчет. Однако не вернули их и не подали авансовых отчетов с подтверждающими расходы документами. По этой причине налоговики включили суммы долга по подотчету в доход работников и начислили с него НДФЛ. Кроме того, назначили организации пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет и штраф за невыполнение обязанностей налогового агента (ст. 123 НК РФ).*

Цена вопроса:

доначисленный НДФЛ, пени и штраф в сумме 2 078 145,41 руб.

Компания штрафы и пени перечислять отказалась и обратилась суд. Арбитрам она заявила, что денежные средства, выданные работникам под отчет, не являются доходом, облагаемым НДФЛ. Ведь фирма не простила долги сотрудникам, значит, через какое-то время они должны вернуть полученные суммы. Но судьи не приняли эти аргументы.* Они напомнили, что выдавать деньги под отчет можно только по письменному заявлению сотрудника (п. 6.3 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У). Такое заявление подотчетные работники пишут на имя руководителя организации. И в нем нужно поставить сумму и срок подотчета. А в течение трех рабочих дней после этого срока работник, получивший подотчетную сумму, должен либо представить авансовый отчет с подтверждающими документами, либо вернуть неистраченные деньги.*

Памятка

Выдать деньги под отчет вы можете, только если работник написал заявление на имя руководителя и указал в нем требуемую сумму и срок, на который она будет выдана (п. 6.3 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У).

В рассматриваемой ситуации фирма не опровергла тот факт, что работники брали деньги под отчет. Ведь есть расходные кассовые ордера с их подписями. Подтверждающих документов о том, что полученные под отчет деньги были потрачены на нужды компании, сотрудники не представили. И не вернули в кассу фирмы подотчетные суммы, хотя они были получены в 2011 и 2012 годах. Поэтому налоговики абсолютно справедливо включили эти суммы в доход работников, облагаемый НДФЛ. А организация должна удержать НДФЛ из ближайших денежных выплат в пользу этих работников, затем перечислить удержанный налог в бюджет, а также уплатить пени и штраф.*

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ.

Сотрудник, получивший подотчетную сумму, должен сдать авансовый отчет или вернуть деньги в течение трех рабочих дней после срока, указанного в заявлении. Либо в течение трех рабочих дней после выхода на работу, например, из командировки. Если же он ничего не вернул и не отчитался, действуйте следующим образом. Через месяц после того, как закончился срок отчета, начислите страховые взносы с суммы задолженности (п. 5 приложения к письму ФСС РФ от 14.04.2015 № 02-09-11/06-5250 и письмо Минтруда России от 12.12.2014 № 17-3/В-609). Если же впоследствии сотрудник все же отчитается или вернет деньги, начисленные с долга взносы поставьте к уменьшению.

Что касается НДФЛ, то в рассматриваемом деле судьи не указали, когда именно невозвращенную сумму следует включать в доход работника. Этот вопрос разъяснили специалисты Минфина России (письмо от 24.09.2009 № 03-03-06/1/610). Доход у сотрудника учитывайте в день, когда организация простит ему долг, после этого удержите НДФЛ.* Если же долг не прощали, то НДФЛ с дохода начислите, когда истечет срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ). То есть через три года после того, как работник должен был отчитаться.


Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются документально подтвержденными

Одним из условий для признания расходов при расчете налога на прибыль является их документальное подтверждение* (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Перечень документов

Перечень документов, которые должны быть оформлены в подтверждение тех или иных расходов, а также порядок их составления Налоговым кодексом РФ не определены. Поэтому на практике любые имеющиеся у организации документы нужно оценивать с учетом того, могут ли они (в совокупности с другими доказательствами) подтвердить факт и размер понесенных расходов или нет. При этом в зависимости от фактических обстоятельств сделок и условий финансово-хозяйственной деятельности организации в каждом конкретном случае расходы могут подтверждаться разными документами.

В частности, в подтверждение расходов могут быть представлены:*

  • первичные учетные документы: накладные, акты, путевые листы, товарные и кассовые чеки и т. д.;
  • другие документы, прямо или косвенно подтверждающие понесенные затраты: приказы, договоры, таможенные декларации, командировочные удостоверения, документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты (например, инвойсы, ваучеры), и т. д.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого толкования этой нормы подтверждается судебной практикой (см., например, определение Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, определение ВАС РФ от 17 июня 2009 г. № ВАС-5445/09, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. № А42-2570/2007).

Все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства. В частности, каждый первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Отсутствие обязательных реквизитов не позволяет признать документ подтверждающим понесенные расходы. В этом случае для их подтверждения потребуются другие документы. Например, для подтверждения расходов на приобретение товаров (работ, услуг) за наличный расчет одних только кассовых чеков недостаточно. В кассовом чеке нет наименования должностей и подписей лиц, совершивших операцию и ответственных за ее правильное оформление. Кроме того, кассовый чек свидетельствует лишь о факте оплаты товаров (работ, услуг) (п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470). Поэтому для подтверждения соответствующих расходов в целях налогообложения прибыли помимо кассового чека нужно иметь:

  • авансовые отчеты;
  • товарные чеки;
  • квитанции к приходному кассовому ордеру.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25 июня 2013 г. № ЕД-4-3/3/11515.

Можно ли подтвердить расходы документами, которые оформлены с ошибками? Можно, если допущенные ошибки позволяют правильно определить продавца и покупателя, вид и величину расходов, дату совершения операции и другие важные элементы сделки. Например, документ можно принять к учету, если в нем указано сокращенное наименование услуги, пропущен код единицы изменения, допущены грамматические ошибки или опечатки в названии или адресе контрагента. Или если помимо обязательных реквизитов документа в нем приводится дополнительная информация. Если в документе искажены сведения о стоимости товара (работы, услуги), нечетко указана дата, то принимать такой документ в качестве подтверждения расходов нельзя.

Такой вывод можно сделать из письма Минфина России от 4 февраля 2015 г. № 03-03-10/4547 (доведено до сведения нижестоящих инспекций письмом ФНС России от 12 февраля 2015 г. № ГД-4-3/2104).

).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка