Журнал, справочная система и сервисы
№4
Февраль

В свежем «Главбухе»

Бухгалтер не так посчитал НДФЛ и суточные

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№4
1 марта 2016 8 просмотров

Ну вот, например, у отмененной формы упрощенной отчетности по НКО на отчетности была надпись: форма по КНД 0710092

Упрощенные формы бухгалтерской отчетности содержатся в приложении 5 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Бухгалтерский баланс: форма по ОКУД - 0710001. Отчет о финансовых результатах: форма по ОКУД – 0710002. Отчет о целевом использовании средств: форма по ОКУД – 0710006.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности

Годовая бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Такой перечень установлен частью 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

В свою очередь приложениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Отчет о целевом использовании средств и Пояснения, составленные в текстовой и (или) табличной формах.

Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н и подтверждается письмом Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285.

Таким образом, в состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы:

В составе промежуточной отчетности составляйте Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года. Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Поэтому в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также дополнительная информация, которая не включается в Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах, но необходима пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации (п. 624 ПБУ 4/99, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01).

Состав и содержание пояснений организация определяет самостоятельно, с учетом содержания пунктов 24–27 ПБУ 4/99 и других положений по бухучету. Подробно о составлении пояснений см. Как составить Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах.

Отчет о целевом использовании средств представляют все организации, получавшие в отчетном году целевые средства.

Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. в таблице.

Некоторые организации могут вести бухучет и составлять годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном варианте. К ним относятся:

  • малые предприятия;
  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково»;
  • некоммерческие организации.

При этом упрощенный порядок бухгалтерского учета и отчетности не могут применять, в частности, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами.

Это предусмотрено частями 4 и 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Субъекты малого предпринимательства

Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию

Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.

Малые предприятия могут применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса приведены в приложении 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это следует из части 4статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

О том, как составить бухгалтерскую отчетность субъекту малого бизнеса по специальным формам, см.:

Вместе с тем, может возникнуть ситуация, когда в отчетности нужно указать дополнительные сведения для оценки финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Если упрощенные формы не содержат необходимых граф, дополнений в них не вносите. Используйте для этого общеустановленные формы.

Ведь малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1–4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (т. е. в общеустановленном порядке). Поступать так позволяет абзац 2 подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это означает, что субъекты малого предпринимательства могут сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. При этом данные формы могут содержать только укрупненные показатели по группам статей, то есть без детализации по статьям.

Это указано в подпункте «а» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2015 г. № ГД-3-3/2180 в отношении электронных форматов отчетности.

Таким образом, организация самостоятельно определяет, по каким формам сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах.

Внимание: на практике инспекторы на местах могут потребовать представить машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности.

Однако такое требование неправомерно. Действующее законодательство, в частности приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, не содержит никаких условий о представлении именно машиночитаемых форм. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 1 (основные) и приложении № 5 (упрощенные) к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, являются действующими, и их применение законно и правомерно.

Вместе с тем, если вы хотите избежать претензий налоговых инспекторов при подаче отчетности, представьте машиночитаемые бланки:

– либо основных форм бухгалтерской отчетности;

– либо специальных упрощенных форм для субъектов малого предпринимательства.

Добавим, что ФНС России периодически меняет формы бланков со штрихкодами. И не всегда получается вовремя отследить такие корректировки. В результате возможна путаница с бланками. Даже если вы принесете бланк с устаревшим штрихкодом, инспекторы должны его принять. Отсутствие штрихкода также не является основанием для отказа в приеме отчетности (письмо ФНС России от 18 апреля 2014 г. № ПА-4-6/7440). Несмотря на то что разъяснение дано в отношении налоговых деклараций, к бухгалтерской отчетности оно также применимо.

Поэтому штрафа за бухгалтерскую отчетность не по машиночитаемой форме (с устаревшими штрихкодами) не будет. Ведь наказание предусмотрено только за то, что бухгалтерская отчетность вообще не сдана либо представлена с опозданием.

Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах малые предприятия вправе не сдавать (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Однако эти отчеты все же придется составить, если важная информация о финансовом положении или результатах деятельности предприятия не отражена в Бухгалтерском балансе или Отчете о финансовых результатах. Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Например, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно раскрыть:

  • те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей баланса и Отчета о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, применяла ли организация ПБУ 18/02 и т. п.;
  • информацию о важных операциях. Например, о начислении и выплате дивидендов, вкладах в уставный капитал и т. п.

Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-02-07/1-80 и информации Минфина России от 26 апреля 2013 г.

Особая ситуация с организациями, которые подпадают под обязательный аудит. В частности, это акционерные общества (в т. ч. малые предприятия) и ООО с суммой активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года больше 60 млн руб. Такие организации не могут составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам.

Причина в том, что отчетность любых акционерных обществ (как публичных, так и непубличных) и ООО с валютой баланса свыше 60 млн руб. подлежит обязательному аудиту. А те организации, которые обязаны проводить аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности. Данные требования закреплены в пункте 1 части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункте 1 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Некоммерческие организации

Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов 6 и11 ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Вместе с тем, некоммерческие организации могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Некоммерческие организации вправе сдавать отчетность по особым, упрощенным формам Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств. Но данное правило не могут применять некоммерческие организации, признанные иностранными агентами.

Кроме того, исключение составляют адвокатские и нотариальные объединения, различные виды кооперативов, общества взаимного страхования, политические партии, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. Такие организации не вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать отчетность по упрощенным формам.

Аналогичные выводы следуют из части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Состав отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице.

<…>

Из справочника

Состав бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Форма Кто сдает Документ, которым утверждена форма Периодичность сдачи Срок сдачи
Бухгалтерский баланс Все некоммерческие организации по своему выбору Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Бухгалтерский баланс (упрощенная форма) Все некоммерческие организации (за некоторыми исключениями)* Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о финансовых результатах Все некоммерческие организации при выполнении определенных условий** Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств Все некоммерческие организации по своему выбору Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств Все некоммерческие организации (за некоторыми исключениями)* Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах) Все некоммерческие организации Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года

* Упрощенные формы бухгалтерской отчетности из приложения 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н не вправе применять организации, упомянутые в части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. В частности, это коллегии адвокатов и некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. Это следует из пункта 6.1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.


** Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов 6 и 11 ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Вы платите НДФЛ досрочно?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка