Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Больше не платите НДФЛ с банковских комиссий

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
3 марта 2016 2 просмотра

Существует мнение, что если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам, выделяются не на компенсацию расходов организаций или покрытие убытков, связанных с их реализацией, а на оплату таких товаров (работ, услуг), и подлежащих налогообложению НДС, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.Вопрос: исходя из ситуации описанной в основном вопросе, существует ли вероятность интерпретировать определение в назначение субсидии "НА ВОЗМЕЩЕНИЕ НЕДОПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПОГРУЗКЕ И ВЫГРУЗКЕ ГРУЗОВ" налоговой инспекцией в свою сторону, а именно включить суммы субсидии в налоговую базу по НДС? Такой же позиции (включить в базу по НДС) придерживаются наши аудиторы.Спасибо!

Да, такое мнение правомерно, но оно касается случаев выделения субсидий на компенсацию недополученных доходов, но не в отношении деятельности, осуществляемой по регулируемым тарифам.

То есть, если организации компенсируются недополученные доходов в отношении деятельности по которой регулирование тарифов не закреплено на законодательном уровне. Например, бывает, что в регионах предоставляют льготы по уплате за сбор, вывоз, перегруз, транспортировку и размещению твердых коммунальных отходов. Данный вид не относится к регулируемым государством и при возмещении недополученных доходов у исполнителя возникает база по НДС.

Если Ваша деятельность относится к тарифному регулированию на уровне государства, о чем Вы сказали в первом вопросе, то к Вам применяется специальная норма, установленная статьей 154 НК РФ и в облагаемую базу поступившие суммы не включаются.

Письма Минфина по первому случаю (не установленное законодательством регулирование) приведены в пунктах 1,2 ответа. По регулируемым с пояснением и приложением 3 писем Минфина России, подписанных Труниным, а, это значит, с окончательной позицией Минфина по данному вопросу, в пункте 3 ответа.

Обоснование

1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 04.06.2010 № 03-07-11/240

«В связи с вашими письмами по вопросам применения налога на добавленную стоимость при получении субсидий, выделяемых торговым организациям из федерального бюджета в рамках проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1194, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. В связи с этим операции по реализации автотранспортных средств подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

По нашему мнению, получаемые торговыми организациями суммы субсидий, выделяемые из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах торговых организаций при реализации в рамках указанного эксперимента новых автотранспортных средств российского производства со скидкой, следует рассматривать как суммы, связанные с оплатой реализованных автотранспортных средств. В связи с этим указанные суммы субсидий включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Что касается получаемых торговыми организациями сумм субсидий, выделяемых из федерального бюджета на возмещение затрат торговых организаций, возникших в рамках вышеуказанного эксперимента в связи с оплатой приобретаемых услуг по перевозке на пункты утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств, то такие суммы субсидий в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются, поскольку не являются суммами, связанными с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг).

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 18.03.2011 № 03-07-11/63

«В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при получении субсидий, выделяемых торговым организациям из федерального бюджета в рамках проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009года № 1194, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. В связи с этим операции по реализации автотранспортных средств подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

По нашему мнению, получаемые торговыми организациями суммы субсидий, выделяемые из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах торговых организаций при реализации в рамках указанного эксперимента новых автотранспортных средств российского производства со скидкой, следует рассматривать как суммы, связанные с оплатой реализованных автотранспортных средств. В связи с этим указанные суммы субсидий включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.»

3. Из рекомендации

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Ситуация: нужно ли платить НДС с бюджетных субсидий на компенсацию недополученных доходов от оплаты услуг ЖКХ по льготным тарифам

Нет, не нужно.

Бюджетные субсидии предоставляются организациям на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Организациям, которые оказывают услуги по государственным регулируемым ценам, бюджетные субсидии могут быть выделены:

  • на покрытие убытков, сложившихся из-за применения государственных регулируемых цен;
  • на компенсацию расходов по приобретению товаров (работ, услуг), которые используются для оказания услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам;
  • на оплату услуг, которые организация реализует по государственным регулируемым ценам.

В первом случае за счет бюджета покрывается лишь убыток, фактически сложившийся в связи с применением государственных регулируемых цен по конкретному виду деятельности за определенный период времени.

Во втором случае за счет бюджета компенсируются только затраты, которые организация понесла при реализации услуг по государственным регулируемым ценам.

В третьем случае бюджетные средства покрывают всю сумму оплаты, которую организация не получает от льготных категорий потребителей.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом бюджетных субсидий налоговая база определяется исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы бюджетных субсидий, которые организация получает в связи с применением регулируемых цен (тарифов), при определении налоговой базы не учитываются (абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ).

Таким образом, в любом из перечисленных случаев включать полученные бюджетные субсидии в налоговую базу по НДС не нужно.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/279,от 22 марта 2011 г. № 03-07-11/65 и от 12 мая 2010 г. № 03-07-11/172.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка