Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Отправляем пояснения по НДС не разом, а частями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
3 марта 2016 6 просмотров

За работника, который уволился, вернули субсидию в Министерство сельского хозяйства-это является расходом.

Если сумма ранее полученной субсидии включалась в состав доходов (как, например, при нецелевом финансировании и расходовании средств), то при её возврате сумму возвращаемой субсидии включите в состав расходов при расчете ЕСХН. Если же ранее субсидия была получена в рамках целевого финансирования и в состав доходов не включалась, то при её возврате в состав расходов данную сумму также не включайте.

Обоснование

1. Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как отразить в книге учета доходов и расходов возврат субсидии. Субсидию получили на развитие малого бизнеса, но из-за нецелевого использования нужно вернуть. Организация платит единый налог на упрощенке с доходов за вычетом расходов

Сумму ранее полученной субсидии отразите в доходах в графе 4 книги учета. Сумму, которую приходится возвращать, покажите в расходах в графе 5.

В рассматриваемой ситуации организация получила субсидии в рамках поддержки малого бизнеса. Такие поступления в облагаемые доходы не включают, если их использовали по целевому назначению (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Когда условие нарушено, всю сумму субсидии нужно вернуть в бюджет.

Операции с субсидиями, использованными не по назначению, отражают в книге учета доходов и расходов в особом порядке.

1. На дату получения субсидии никаких записей в книге не делают. Первые записи занесите в книгу в тот момент, когда начнете тратить субсидию. Израсходованную сумму одновременно включите в состав доходов (графа 4) и в состав расходов (графа 5). Такие записи делайте до тех пор, пока субсидию не потратите полностью.

Обратите внимание: субсидия должна быть израсходована в течение двух налоговых периодов с даты получения.

Это следует из положений абзаца 6 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами ФНС России от 20 марта 2015 г. № ГД-3-3/1078 и от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.

Поскольку и в доходах, и в расходах вы будете отражать одни и те же суммы, на величину налоговых обязательств эти записи не повлияют.

2. В периоде, когда было установлено нецелевое использование субсидии, всю ее сумму нужно повторно включить в доходы. То есть снова отразить в графе 4. Как правило, факт нецелевого использования бюджетных средств фиксируют в актах ревизий, которые проводят уполномоченные финорганы (например, региональные подразделения Минфина России). Поэтому датой признания доходов может быть дата такого акта ревизии.

Показать возвращенную субсидию в расходах (в графе 5) можно только в том периоде, когда организация вернет эту сумму. Датой признания расходов будет дата платежки на перечисление средств в бюджет.

Это следует из положений абзацев 6 и 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Пример: как отразить в книге учета доходов и расходов госсубсидию, которую организация возвращает из-за нецелевого использования

В марте 2014 года в рамках региональной программы поддержки малого бизнеса ООО «Альфа» получило бюджетную субсидию на закупку торгового оборудования. Размер субсидии – 300 000 руб.

В апреле 2014 года «Альфа» перечислила все полученные средства поставщику и приобрела на них имущество для оборудования торгового помещения.

В книге учета доходов и расходов за II квартал 2014 года сделаны записи:

– в графе 4 – 300 000 руб. – получена бюджетная субсидия на приобретение торгового оборудования;
– в графе 5 – 300 000 руб. – оплачено торговое оборудование за счет бюджетной субсидии.

В июне 2016 года региональный департамент финансов провел проверку целевого использования субсидии. В ходе проверки было установлено, что «Альфа» занимается продажей подакцизной продукции. На основании пункта 4 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ департамент пришел к выводу, что организация нарушила условия поддержки малого предпринимательства, и признал, что субсидия использована не по целевому назначению.

4 июня «Альфа» вернула субсидию в бюджет. Произведенные операции были отражены в книге учета доходов и расходов за II квартал.

2. Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

<…>


УСН

Средства государственной помощи, которые относятся к целевому финансированию при расчете налога на прибыль, в состав налогооблагаемых доходов при расчете единого налога не включайте (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Это правило касается как организаций, которые платят налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.

При этом организация, получившая средства целевого финансирования, должна:

вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. О том, в каком порядке можно вести такой учет, см. Как организации, применяющей упрощенку, организовать раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;

использовать полученные средства строго по целевому назначению.

При отсутствии раздельного учета полученные средства целевого финансирования нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений, а также бюджетных средств, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества.

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15п. 2 ст. 251 НК РФ). Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.

Освобождение от налогообложения бюджетных средств по подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ действует только в отношении унитарных предприятий (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Ситуация: нужно ли на упрощенке включать в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые в целях налогообложения не относятся к средствам целевого финансирования

Да, нужно.

Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:

доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;

внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.

При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:

средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства или на содействие самозанятости безработных граждан;

средства получены по сертификату на привлечение сотрудников в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных в соответствии с Законом от 19 апреля 1991 г. № 1032-1;

средства получены для использования по иному назначению.

Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:

двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных. При нарушении условий получения субсидий по данным основаниям всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.

В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.

Такой порядок предусмотрен абзацами 4568 и 9 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I. При этом организации, которые применяют объект «доходы», при определении облагаемого налогом дохода суммы субсидий, указанные в графе 4, учитывать не должны. Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 3 марта 2014 г. № 03-11-11/8826 и ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.

Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Полученные средства целевого финансирования организация обязана использовать строго по целевому назначению. При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов на дату, когда организация использовала его не по целевому назначению (нарушила условия предоставления средств) (п. 1 ст. 346.15п. 14 ст. 250 НК РФ). Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала целевые средства не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (п. 1 ст. 346.14ст. 41 НК РФ).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка