Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Новые коэффициенты‑дефляторы на 2017 год

Подписка
Срочно заберите все!
№24
9 марта 2016 3 просмотра

Как налоговая инспекция при выездной проверке отнесется к данным затратам.То есть, если ИП должен иметь членство в СРО, а его нет, то может ли инспекция не принять данные затраты в себестоимостьнаших работ, а также отказать в вычете НДС?Ранее, когда виды деятельности лицензировались, у налоговой инспекции был именно такой подход.Что нельзя было заключать договоры с такими организациями, ИП, учитывать данные расходы в уменьшении н/о базы по налогу на прибыль.И по НДС отказывали в вычете.

Подход проверяющих будет аналогичным, как и в отношении лицензирования. То есть, если ИП должен иметь членство в СРО, а он не имеет, и оказывает услуги, Вам откажут в расходах и в вычете НДС, и свое право на вычет и расходы Вам придется отстаивать в суде.

Обоснование

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы, связанные с ведением лицензируемой деятельности (деятельности, на которую нужно специальное разрешение). Организация не имеет действующей лицензии (разрешения) на ведение этой деятельности

Нет, нельзя.

Гражданский кодекс РФ прямо предусматривает право организаций вести лицензируемую деятельность только при наличии действующей лицензии (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ). Поэтому сделки, заключенные организацией без лицензии, в суде могут быть признаны недействительными (ст. 173 ГК РФ). В этом случае подтвердить экономическую обоснованность расходов невозможно, следовательно, они не могут быть учтены при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Правомерность такого подхода подтверждается письмами Минфина России от 24 сентября 2010 г. № 03-03-05/205от 9 марта 2010 г. № 03-03-06/1/121. В письмах говорится о расходах строительных организаций. В настоящее время лицензирование строительной деятельности отменено. Однако проводить работы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства можно только при наличии свидетельств о допуске к таким работам, выданных саморегулируемыми организациями (СРО). Это следует из положений части 2 статьи 47, части 4 статьи 48, части 2статьи 52, части 8 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ и письма Минэкономразвития России от 2 сентября 2009 г. № Д05-4342Форма свидетельства утверждена приказом Ростехнадзора от 5 июля 2011 г. № 356. По мнению финансового ведомства, расходы, связанные с выполнением этих работ, понесенные организациями, у которых нетсоответствующих свидетельств, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Минфин России считает, что эти расходы не могут быть признаны экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Свидетельство о допуске к выполнению строительных работ на практике выполняет роль лицензии. Поэтому можно предположить, что применительно к лицензируемым видам деятельности в отношении расходов, понесенных организациями, у которых нет действующих лицензий, разъяснения контролирующих ведомств будут аналогичными.

Внимание: ведение лицензируемой деятельности без лицензии наказывается как в административном (ст. 14.1 КоАП РФ), так и в уголовном (ст. 171 УК РФ) порядке.

Кроме того, руководствуясь абзацем 4 пункта 11 статьи 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, налоговая инспекция может обратиться в суд с иском о признании незаконной деятельности организации без лицензии. В этом случае все полученное от сделок по такой деятельности суд может взыскать с организации в доход государства.

Главбух советует: Есть аргументы, которые позволяют включать в расчет налога на прибыль расходы, связанные с ведением лицензируемой деятельности (деятельности, на которую нужно специальное разрешение), даже при отсутствии лицензии (разрешения). Они заключаются в следующем.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает зависимости между включением фактически понесенных расходов в расчет налогооблагаемой прибыли и наличием у организации лицензии на тот вид деятельности, с которым связаны эти расходы. Такая точка зрения подтверждается арбитражной практикой.

Нарушение гражданского и отраслевого законодательства не может влиять на порядок расчета и уплаты налогов, применение налоговых льгот или учет расходов. Налоги исчисляются и уплачиваются исключительно на основании норм, установленных налоговым законодательством. Такие выводы содержатся, в частности, в постановлениях Президиума ВАС РФ от 6 апреля 1999 г. № 7486/98от 1 сентября 2005 г. № 500/05, а также в решении Верховного суда РФ от 30 июля 1998 г. № ГКПИ98-237.

Косвенно подтверждают эту позицию и некоторые разъяснения финансового ведомства. Например, в письме от 26 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/444 Минфин России не возражал против включения в расходызарплаты иностранных сотрудников в ситуации, когда организация не получила разрешение миграционной службы на их привлечение к труду.

Рассматривая аналогичные споры, многие арбитражные суды исходят из того, что признание сделки недействительной ставит под сомнение лишь основание платежа (расхода), но не сам его факт. Поэтому, если затраты по спорной сделке подтверждены документально, в суде организация может попытаться отстоять свое право на включение этих затрат в расчет налогооблагаемой прибыли.

2. Из рекомендации

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Может ли налоговая инспекция лишить организацию права на вычет НДС. В ходе проверки установлено, что исполнитель не имеет необходимой лицензии. Приобретенные работы (услуги) подлежат обязательному лицензированию


Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.

В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя. Если же организация приняла к вычету НДС по такому счету-фактуре, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности (п. 13 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 13 октября 2008 г. № 12680/08, постановление ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012от 14 ноября 2012 г. № А57-21633/2011, Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2013 г. № А45-20678/2012от 4 декабря 2012 г. № А70-59/2012Уральского округа от 12 апреля 2013 г. № Ф09-2932/13Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2012 г. № А19-11155/2011Волго-Вятского округа от 24 декабря 2012 г. № А31-123/2012). Поэтому при заключении сделок следует проявлять осторожность и при необходимости проверять наличие у контрагентов нужных лицензий.

Вместе с тем, существует и другая позиция, которая тоже подтверждается арбитражной практикой. В данной ситуации организация не лишается права на вычет. Факт отсутствия у контрагента необходимой лицензии сам по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Такой вывод непосредственно следует из пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). В частности, это означает, что:

  • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанности проверять, имеется ли у контрагента необходимая лицензия, и не устанавливает зависимости между ее наличием и вычетом НДС (см., например, определения ВАС РФ от 3 октября 2008 г. № 12888/08от 11 января 2008 г. № 17897/07, постановления ФАС Северо-Западного округаот 12 ноября 2012 г. № А52-1812/2012от 9 октября 2009 г. № А56-13367/2009от 29 июля 2009 г. № А05-13113/2008от 1 октября 2007 г. № А05-1960/2007Северо-Кавказского округа от 28 июля 2008 г. № Ф08-4247/2008Восточно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № А19-9585/07-52-5-Ф02-5297/08Волго-Вятского округа от 28 марта 2013 г. № А17-880/2012,Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2013 г. № А03-10322/2012Московского округа от 29 января 2013 г. № А40-68959/11-107-298, Поволжского округа от 24 октября 2012 г. № А72-9723/2011от 6 мая 2008 г. № А65-18426/07, Уральского округа от 11 февраля 2009 г. № Ф09-313/09-С3от 12 марта 2008 г. № Ф09-1381/08-С2). Гражданский кодекс РФ также предусматривает, что требование о наличии лицензии адресовано только той организации, которая осуществляет лицензируемую деятельность (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка