Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Семь бухгалтерских желаний, которые сбылись в 2016 году

Подписка
Срочно заберите все!
№24
10 марта 2016 14 просмотров

Наша организация (оптовая торговля пивом) заключила с покупателем договор на услуги по размещению паллетных выкладок.Можем ли эти услуги включать в расходы по налоговому учету?Бухгалтерские проводки по этим услугам?

Расходы на услуги по размещению паллетных выкладок Вы вправе учесть в налоговом учете, в составе рекламных расходов, независимо от того, перешло ли к покупателю право собственности или нет.

В бухгалтерском учете расходы отразите проводкой:

Дебет 44 Кредит 60 отражены услуги по размещению паллетной выкладки.

Обоснование

ИЗ СТАТЬИ ЖУРНАЛА «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 11, ИЮНЬ 2014

1.Компании доказывают правомерность учета расходов на рекламу чужих товаров

<…>

Оптовик вправе учесть расходы на рекламу товаров, реализуемых через розничные магазины, несмотря на то что эти товары ему уже не принадлежат

Нередко производители и оптовые организации, реализующие товары через розничные торговые сети, оплачивают изготовление баннеров и плакатов для размещения их в торговых залах, а также публикацию различных рекламных журналов и листовок, предназначенных для конечных потребителей. По сути, они рекламируют товары, право собственности на которые уже перешло к розничному магазину. Более того, в такой рекламе обычно бывают указаны реквизиты (адрес, наименование, телефоны и др.) не завода-изготовителя или оптовой компании, а магазинов, в которые они поставляют свою продукцию или товары.

Несмотря на это, Минфин России считает, что при расчете налога на прибыль поставщик может учесть расходы на рекламу товаров даже после реализации их покупателю (письмо от 05.08.10 № 03-03-06/1/527).

В другом письме ведомство разъяснило, что поставщик вправе признатьрасходы на оплату услуг по рекламированию его товаров в журналах и листовках магазинов, а также с помощью наружной рекламы и плакатов, вывешиваемых в торговых залах (письмо Минфина России от 02.11.09 № 03-03-06/1/723). Аналогичного мнения придерживаются и московские налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 14.02.06 № 20-12/11376.2).

Многие суды подтверждают эту точку зрения. Например, ФАС Московского округа указал, что поставщик правомерно признал в налоговом учете расходына рекламу товаров, хотя уже и не имел права собственности на них (постановление от 08.10.12 № А40-15384/12-99-73). Кроме того, судьи отметили, что и после продажи товара поставщик не теряет интереса к своей продукции, а приобретение спорных рекламных услуг влияет на увеличение объема продаж, в чем он также заинтересован.

Минфин согласен, что поставщик может учестьрасходы на рекламу товаровдаже после реализации их покупателю

При рассмотрении другого спора арбитры признали обоснованными расходыпоставщика на рекламу уже реализованных товаров в журнале розничной сети, поскольку он являлся эксклюзивным дистрибьютором данной продукции и был заинтересован в такой рекламе (постановление ФАС Московского округа от 15.07.11 № КА-А40/7114-11).

Еще в одном деле судьи разрешили поставщику учесть расходы на рекламу товара на листовках организации-покупателя, даже несмотря на то, что они не содержали информации о самом поставщике (постановление ФАС Московского округа от 24.11.06, 01.12.06 № КА-А40/11515-06).

Правда, в 2004 году судьи другого округа пришли к выводу, что расходы поставщика на оплату рекламной акции, проводимой организацией-покупателем, являются неправомерными. Они сослались на отсутствие в рекламе сведений о том, что произведенная продукция была сделана именно из материалов поставщика (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.09.04 № А31-6609/7). Однако подобное решение является единичным.*

<…>

Минфин не против учета расходов на приоритетную выкладку товаров, но только в пределах норм

Еще один очень распространенный способ продвижения товаров поставщика — это размещение их в торговых залах магазинов на наиболее заметных местах. Минфин России считает, что поставщик может признать в налоговом учетерасходы по договорам с магазинами на приоритетную выкладку товаров.

Но только в тех случаях, когда соглашением между ними предусмотрено совершение конкретных действий по привлечению внимания конечных покупателей к товару (письма от 18.03.14 № 03-03-06/1/11641от 13.12.11 № 03-03-06/1/818от 16.09.11 № 03-03-06/1/556 и от 02.11.09 № 03-03-06/1/723).

Более того, ведомство в тех же письмах указывает, что такие расходыявляются рекламными и поэтому их необходимо нормировать по правилампункта 4 статьи 264 НК РФ. Аналогичного мнения придерживаются и московские налоговики (письма УФНС России по г. Москве от 02.02.09 № 16-15/007925.2 и от 08.10.08 № 20-12/094128.1).

Однако ранее ведомства высказывали иную точку зрения. Они утверждали, что поставщик ни при каких обстоятельствах не вправе учитывать расходы на наиболее привлекательную выкладку его товаров в розничной сети. Ведь право собственности на рекламируемые товары уже перешло к магазину (письма Минфина России от 17.10.06 № 03-03-02/247 и от 03.10.06 № 03-03-04/1/677УФНС России по г. Москве от 23.05.07 № 19-11/047634).

Большинство судов считает, что услуги по приоритетной выкладке товаровявляются для поставщика обоснованными (постановления ФАС Московского от 18.02.13 № А40-83540/12-116-180от 10.06.11 № КА-А40/4733-11 и от 13.07.09 № КА-А40/6444-09 , Центрального от 04.12.08 № А35-6838/07-С21округов). При этом арбитры полагают, что такие расходы не относятся к рекламным, и поэтому разрешают признавать их в полном объеме в составе прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Таким образом, у организации-поставщика есть шанс доказать в суде, что расходы на приоритетную выкладку его товаров в розничных магазинах не нужно нормировать.

Впрочем, нередко суды указывают, что расходы на приоритетную выкладку товара все-таки являются рекламными (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но к сожалению, не уточняют, нужно ли их нормировать для целей налогообложения. Так, ФАС Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что экономическая оправданность затрат не связана с тем, кто является правообладателем товара в момент его реализации конечному потребителю (постановление от 01.06.11 № А53-15050/2010). Судьи посчитали, что поставщик правомерно признал спорные расходы в составе рекламных.

Аналогичные выводы содержат решения судов других округов (постановления ФАС Московского от 20.07.10 № КА-А40/7436-10 и от 09.03.10 № КА-А40/1561-10Уральского от 17.12.07 № Ф09-10398/07-С округов).*

<…>

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

2.Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу

<…>

Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 60
– отражена стоимость рекламных услуг на основании отчета распространителя рекламы.*

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка