Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
11 марта 2016 5 просмотров

Как отразить в учете получение предприятием банковской гарантии для обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту (предприятие получает БГ у банка для заключения государственного контракта и передает ее заказчику в качестве обеспечения исполнения обязательств по данному контракту)? Есть ли необходимость отражать БГ где-нибудь на забалансовом счете или еще где-то? Заранее спасибо.

В бухучете должника сама банковская гарантия как обеспечение исполнения должником обязательства перед кредитором не отражается.

Вознаграждение банка за банковскую гарантию отразите проводкой:

Дт 44 (91.2) Кт 76

В налоговом учете расходы на получение банковской гарантии отразите следующим образом.

Если получение банковской гарантии является обязательным условием деятельности организации, включайте такие затраты в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В противном случае такие расходы признаются внереализационными.

Обоснование

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как должнику отразить в бухучете и при налогообложении расчеты по договору поручительства

Учет поручительства

В бухучете и при налогообложении должника само поручительство как обеспечение исполнения должником обязательства перед кредитором не отражается*. Это связано с тем, что само поручительство изначально (при его выдаче поручителем) не создает никаких обязательств у организации. Это следует из статьи 361пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ, пункта 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ.

О том, как должен быть оформлен договор поручительства, см. Как поручителю отразить в бухучете и при налогообложении расчеты по договору поручительства

Бухучет: вознаграждение поручителя

Если организация оплачивает услуги поручителя, то сумму вознаграждения учтите в бухучете в зависимости от:
– цели, в обеспечение которой получено поручительство (в частности, для получения займа, кредита, покупки имущества и т. д.);
– принятой учетной политики для целей бухучета (в частности, как организация учитывает затраты, связанные с приобретением товара).

Например, если договор поручительства был заключен для получения кредита, направленного на пополнение оборотных средств, вознаграждение поручителя учтите как дополнительные затраты в составе прочих расходов организации (п. 23 и 7 ПБУ 15/2008, п. 11 ПБУ 10\99).

А если поручитель гарантировал поставщику (кредитору), что организация оплатит поставленные ей товары, то сумму вознаграждения поручителя в зависимости от принятой для целей бухучета учетной политики включите:
– в фактическую себестоимость приобретенных товаров (п. 5 и 6 ПБУ 5/01);
– в состав расходов на продажу, издержки обращения (п. 13 ПБУ 5/01).*

Для расчетов по вознаграждению с поручителем откройте к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты с поручителем».

Расчеты с поручителем в учете отразите так:

Дебет 08 (10, 26, 41, 44, 91-2…) Кредит 76 субсчет «Расчеты с поручителем»
– начислено вознаграждение поручителю;*

Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты с поручителем»
– отражен НДС в стоимости вознаграждения поручителя;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с поручителем» Кредит 50 (51)
– выплачено вознаграждение поручителю.

Это следует из Инструкции к плану счетов.

<…>

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как учесть при расчете налога на прибыль внереализационные расходы


<…>

Ситуация: как учесть при расчете налога на прибыль расходы на оплату банковской гарантии

Если получение банковской гарантии является обязательным условием деятельности организации, включайте такие затраты в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В противном случае такие расходы признаются внереализационными.*

Банковская гарантия представляет собой обязательство банка перечислить контрагенту (кредитору) организации определенную денежную сумму при предъявлении им требования об оплате (ст. 368 ГК РФ). За выдачу гарантии организация должна выплатить банку вознаграждение (п. 2 ст. 369 ГК РФ). Выдача банковской гарантии признается банковской операцией (п. 8 ч. 1 ст. 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1).

Главой 25 Налогового кодекса РФ предусмотрено два варианта учета затрат на оплату банковских услуг:

В состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, вознаграждение за выдачу банковской гарантии можно включить, если ее получение является обязательным условием деятельности организации. Например, организации, которые занимаются туроператорской деятельностью, обязаны иметь банковскую гарантию (или договор страхования ответственности туроператора) в силу требований федерального законодательства (ст. 17.1 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ). В таких случаях учитывать расходы на приобретение банковской гарантии нужно на основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Если оплата банковской гарантии не является обязательным условием деятельности организации, затраты, связанные с ее получением, организация может учесть на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Например, так нужно поступать, если необходимость получения банковской гарантии вызвана условиями заключенного договора или правилами проведения тендера (конкурса), в котором участвует организация.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 03-03-06/2/214от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7. Разделяют эту позицию и арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 13 марта 2007 г. № А12-11353/06-С60 и от 16 ноября 2006 г. № А12-7809/06-С51-5/38).

Если сумма вознаграждения (комиссии) банку за предоставление банковской гарантии учитывается в составе прочих или внереализационных расходов, то в расчет налоговой базы ее нужно включать равномерно в течение срока действия гарантии независимо от установленного графика платежей (единовременная оплата, поквартальная и т. д.). Такой вывод следует из положений пункта 1статьи 272 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 11 января 2011 г. № 03-03-06/1/4.

В некоторых случаях финансовое ведомство рекомендует включать расходы на оплату банковской гарантии в первоначальную стоимость приобретаемого имущества. Например, так нужно поступать, если банковская гарантия обеспечивала:

  • возврат заемных средств, привлеченных для покупки основного средства;
  • оплату товарно-материальных ценностей, отгруженных поставщиком с условием об отсрочке платежа.

Об этом сказано в письме Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/111.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка