Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 марта 2016 4 просмотра

Хотим в Казахстане купить трубы, НДС 12%, мы работаем с НДС 18%, имеем ли мы право осуществить оплату в Казахстан и чем нам это грозит? У нас нюанс, трубы не будут пересекать границу, а останутся на территории Казахстана, у нас там объект.

Приобретение российской организацией труб для объекта на территории Республики Казахстан без ввоза на территорию Российской Федерации импортом товара не является. В связи с этим в отношении приобретенных и принятых на учет труб, фактически не ввезенных на территорию Российской Федерации, налог на добавленную стоимость налоговым органам Российской Федерации уплачивать не следует.

С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений, то есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли.Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

— расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России.

Обоснование

1.Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России


Какие валютные операции могут проводить российские организации

<….>

Все валютные операции можно условно разделить на две группы:

— запрещенные;

— разрешенные.

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Запрещенные валютные операции

Разрешенные валютные операции

К разрешенным валютным операциям относятся:

— операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-

ФЗ;

— операции с нерезидентами.

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.

С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

— расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России (ч. 2 и 3 ст. 14, ч. 4–6 ст. 12, ч. 10 ст. 28 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);

— организация обязана представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции (ч. 2 ст. 24 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);

— при расчетах с нерезидентами необходимо проводить репатриацию валютной выручки (ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Ответственность на непредоставление (несвоевременное предоставление) сведений об изменении реквизитов банковских счетов

Если не подать (вовремя не подать) сведения о зарубежных банковских счетах, Росфиннадзор (по представлению налоговой инспекции) может оштрафовать организацию на основании статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Когда уведомление об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов подано с нарушением срока или формы, оштрафуют на такие суммы:

— организацию – на 50 000–100 000 руб.;

— руководителя организации, главного бухгалтера – на 5000–10 000 руб.

Если вовсе не подать уведомление об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов, Росфиннадзор может оштрафовать:

— руководителя организации, главного бухгалтера – на 40 000–50 000 руб.;

— организацию – на 800 000–1 000 000 руб.

Это следует из частей 2 и 2.1 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Организация может без ограничений перевести средства на счет в банке за рубежом со своего счета в уполномоченном банке или с других зарубежных счетов. Единственное требование: при первом переводе в уполномоченном банке нужно предъявить уведомление об открытии счета с отметкой о его принятии инспекцией. Об этом сказано в части 4 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Исчерпывающий перечень остальных возможных случаев зачисления средств на зарубежные счета содержится в части 5 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Со средствами, зачисленными на счета за рубежом, организация вправе свободно проводить валютные операции с нерезидентами. В расчетах с резидентами средства на счете за рубежом можно использовать только в строго определенных случаях. В частности, при выплате зарплаты и оплате расходов, связанных с командированием сотрудников представительства организации, находящегося за пределами России. Полный перечень случаев, когда организация в валютных операциях с резидентами может использовать средства на счетах в зарубежном банке, установлен частью 6.1 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и представлен в таблице.

Российская организация обязана представлять в налоговую инспекцию отчеты о движении средств по зарубежным счетам. Это нужно делать ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала. Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819. По каждому счету представьте отчет в двух экземплярах. К отчетам приложите банковские документы, подтверждающие представленные сведения (выписки и т. д.). Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Ответственность за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам

Если организация нарушит сроки подачи отчетов о движении средств по зарубежным счетам, ей грозит административная ответственность.

Росфиннадзор оштрафует:

– организацию – на 40 000–50 000 руб.;

– руководителя и главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.

За повторное нарушение сумма штрафа составит:

– для организации – от 400 000 до 600 000 руб.;

– для руководителя и главного бухгалтера – от 30 000 до 40 000 руб.

Это предусмотрено частями 6 и 6.5 статьи 15.25, статьей 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пунктом 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Расчеты наличными

Организация вправе вести расчеты наличными, то есть без использования банковских счетов (оплачивать, получать в оплату рубли и иностранную валюту), в следующих случаях:

— по операциям с уполномоченными банками;

— по договорам розничной купли-продажи, заключенным с физическим лицом-

нерезидентом в рублях;

— когда организация оказывает физическим лицам-нерезидентам на территории

России транспортные, гостиничные, образовательные и другие услуги;

— когда организация обслуживает суда (в т. ч. воздушные) иностранных государств в

аэропортах, речных и морских портах;

— когда организация получает от нерезидентов аэронавигационные, аэропортовые и

портовые сборы на территории России;

— когда организация оплачивает обслуживание ее транспортных средств (воздушных,

речных, морских, автомобильных и т. д.), находящихся за пределами России;

— когда организация оплачивает обязательные сборы, связанные с обеспечением

ее деятельности (в т. ч. аэропортовые, аэронавигационные и т. д.);

— по договорам перевозки с физическими лицами-резидентами, филиалами,

представительствами, находящимися за пределами России, и физическими лицами-нерезидентами;

— по договорам перевозки грузов с физическими лицами резидентами и

нерезидентами (для личных, семейных и других нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности);

— когда организация оплачивает и (или) возмещает расходы, связанные с

командированием сотрудников представительств на территорию страны местонахождения представительств и за ее пределы за исключением территории России;

— в других случаях.

Полный перечень случаев, когда российская организация вправе рассчитываться с резидентами и нерезидентами наличными в рублях или иностранной валюте, установлен частью 2 статьи 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Этот перечень является исчерпывающим.


2.Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России


Когда оформляется паспорт сделки

<….>

Паспорт сделки оформите, если одновременно выполняются следующие условия:

  • организация проводит валютную операцию с нерезидентом;
  • расчеты (переводы) по операции проходят через счета организации, открытые в уполномоченном банке или через счета в банке-нерезиденте;
  • между сторонами валютной операции заключен внешнеторговый контракт на импорт или экспорт товаров (выполнение работ, оказание услуг, передачу информации или результатов интеллектуальной деятельности) или договор займа (кредита);
  • сумма контракта или кредитного договора равна или превышает эквивалент 50 000 долл. США.

Такие условия содержатся в пунктах 5.1, 5.2 и 6.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И.

3. Из письма МИНФИНА РОССИИ от 05.10.2010 № 03-07-08/276

Письмо

НДС: приобретение российской организацией запасных частей для экскаваторов на территории Республики Казахстан и их реализации на территории этого государства казахстанскому хозяйствующему субъекту без ввоза на территорию Российской Федерации

Вопрос

Организация просит разъяснить, взимается ли НДС при приобретении российской организацией запасных частей для экскаваторов на территории Республики Казахстан с целью их реализации на территории этого государства казахстанскому хозяйствующему субъекту без ввоза на территорию Российской Федерации.

В связи с вашим письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении российской организацией запасных частей для экскаваторов на территории Республики Казахстан и их реализации на территории этого государства казахстанскому хозяйствующему субъекту без ввоза на территорию Российской Федерации Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Согласно статье 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года (далее - Соглашение) налог на добавленную стоимость взимается налоговыми органами государства-импортера при импорте товаров на территорию одного государства - участника таможенного союза с территории другого государства - участника таможенного союза. При этом на основании статьи 1 Соглашения импортом товаров признается ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства - участника таможенного союза с территории другого государства - участника таможенного союза.

Таким образом, приобретение российской организацией запасных частей для экскаваторов на территории Республики Казахстан с целью их реализации на территории этого государства казахстанскому хозяйствующему субъекту без ввоза на территорию Российской Федерации импортом товара не является. В связи с этим в отношении приобретенных и принятых на учет запасных частей, фактически не ввезенных на территорию Российской Федерации, налог на добавленную стоимость налоговым органам Российской Федерации уплачивать не следует.

Обращаем ваше внимание, что настоящее письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка