Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В трудовых книжках можете не ставить печати

Подписка
Срочно заберите все!
№24
16 марта 2016 29 просмотров

Нашей организацией в июне 2015г были учреждены 2 Общества с ограниченной ответственностью в ДНР. Доля участия нашей организации в УК этих обществ 100%. Какие документы в связи с этим нужно подавать в ИФНС?

В данном случае Ваша организация будет являться контролирующим лицом иностранной организации организаций), и обязано:

Каждое из Уведомлений нужно подавать по каждой организации, созданной на территории иностранного государства.

Форма и электронный формат уведомления, а также порядок их заполнения и представления должны быть утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России (абз. 5 п. 4 ст. 25.14 НК РФписьмо ФНС России от 16 января 2015 г. № ОА-3-17/87). Уведомление представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения ООО в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом по налогу на прибыль (т. е. по доходам иностранной организации, полученным в 2015 году, уведомление нужно подать не позже 20 марта 2017 года, абзац 2 пункта 3 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ).

Далее организации потребуется рассчитывать и уплачивать налоги с доходов контролируемой компании, а также отчитаться по доходам контролируемой компании.

ФСС и ПФР при открытии дочерней организации за рубежом уведомлять не требуется.

Обоснование

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Гражданский кодекс РФ.

<…>

«Статья 67.3. Дочернее хозяйственное общество

1. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

2. Дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного товарищества или общества.

Основное хозяйственное товарищество или общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний или с согласия основного хозяйственного товарищества или общества (пункт 3 статьи 401), за исключением случаев голосования основного хозяйственного товарищества или общества по вопросу об одобрении сделки на общем собрании участников дочернего общества, а также одобрения сделки органом управления основного хозяйственного общества, если необходимость такого одобрения предусмотрена уставом дочернего и (или) основного общества.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного хозяйственного товарищества или общества последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

3. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным хозяйственным товариществом или обществом убытков, причиненных его действиями или бездействием дочернему обществу (статья 1064).».

<…>

Из ситуации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Какую информацию налогоплательщики должны сообщать в налоговую инспекцию

Налогоплательщики должны сообщать в налоговую инспекцию:

1) об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10 процентов, – в течение одного месяца со дня начала такого участия по форме № С-09-2, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Исключение составляет участие в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью – об этих фактах в инспекции сообщать не нужно. Кроме того, организации освобождены от обязанности информировать инспекции о предстоящей ликвидации или реорганизации;

2) об обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств) – в течение одного месяца со дня создания подразделения по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;

3) об изменениях в ранее поданных в налоговые инспекции сведениях об обособленных подразделениях (например, об изменении местонахождения обособленного подразделения) – в течение трех рабочих дней со дня изменения указанных сведений по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;

4) об обособленных подразделениях на территории России (включая филиалы и представительства), деятельность которых прекращается:

Сообщение нужно представить по форме № С-09-3-2, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;

5) о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия, определенная в порядке, предусмотренном ст. 105.2 НК РФ, превышает 10%);

6) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой;

7) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом.

Кроме того, в налоговые инспекции должны направлять сведения:

1) налогоплательщики – физические лица – о наличии у них объектов недвижимости и транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество или транспортным налогом. Сообщения можно не подавать:
– если из инспекции было получено уведомление об уплате налога;
– если налог был уплачен без уведомления;
– если инспекция не направляла уведомление в связи с имеющейся у плательщика льготой по уплате налога;

2) иностранные организации, имеющие в России недвижимое имущество, – о своих учредителях (участниках). Иностранные структуры без образования юридического лица обязаны информировать о своих бенефициарах и управляющих. Сведения нужно подавать в налоговую инспекцию по местонахождению объекта недвижимости, а при наличии нескольких объектов – в одну из таких инспекций по выбору иностранной организации (структуры).

Это следует из положений пунктов 22.13.13.2 статьи 23, статьи 6.1пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 20 июля 2010 г. № 3018/10 и письма Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03-02-08/12.

<…>

Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Кто признается контролируемой иностранной компанией и контролирующим ее лицом

С 1 января 2015 года в России введен порядок налогообложения прибыли иностранных организаций (структур), контролируемых российскими налоговыми резидентами (п. 5 ст. 1п. 22 ст. 2п. 1 ст. 4Закона от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ). Это обусловлено борьбой с офшорными схемами по выводу капитала за рубеж через такие образования (послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13 декабря 2013 г.).

Новый порядок налогообложения прибыли иностранных компаний сводится к тому, что раннее не облагаемые доходы, выводимые в офшоры, теперь будут облагаться налогом на прибыль или НДФЛ по российским правилам.

Иностранную организацию или структуру без образования юридического лица, доходы которой подпадут под налогообложение, называют контролируемыми. А вот того, кто должен будет рассчитать налог с ее дохода и перечислить его в бюджет, – контролирующим лицом. Признание гражданина или организации контролирующим лицом накладывает на них ряд дополнительных обязанностей, за неисполнение которых грозит налоговая ответственность.

Кто признается контролируемой иностранной организацией (структурой), а кто – контролирующим ее лицом, вы и узнаете из этой рекомендации.

Контролирующее лицо

Организацию (гражданина) признают контролирующим лицом по определенным правилам.

Эти правила различны для признания контролирующим лицом иностранной организации и признания контролирующим лицом иностранной структуры.

Причем считается, что по этим правилам организация (гражданин) самостоятельно и добровольно признает себя контролирующим лицом, о чем в инспекцию подают соответствующее уведомление. Однако если этого не сделать, у инспекторов есть право признать вас контролирующим лицом принудительно.

Контролирующее лицо иностранной организации

Контролирующим лицом иностранной организации может быть как организация, так и гражданин. Кроме тех, чье участие в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных российских компаниях (п. 4 ст. 25.13 НК РФ).

Правила признания различны:

Если у вас есть доля в капитале иностранной организации, то есть по закону ее страны предусмотрено участие в капитале, то главный критерий для признания – размер доли прямого или косвенного участия. Однако только этим критерием законодатель не ограничился.

Как определить размер доли участия

Размер доли участия как гражданина, так и организации определите в общеустановленном порядке, то есть по правилам статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.

Для граждан важно запомнить следующее. При определении доли нужно учесть не только свое единоличное участие, но и участие супруга и несовершеннолетних детей. То есть граждане размер доли участия определяют по следующей формуле:

Размер доли участия гражданина в иностранной организации = Размер собственной доли гражданина + Размер доли супруга + Размеры долей несовершеннолетних детей

Такой порядок следует из пункта 5 статьи 25.13 и статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.

Как по размеру доли участия определить, что организация (гражданин) является контролирующим лицом иностранной организации

Для начала скажем, что на 2015 год законодатель установил переходный период и специальные правила для признания лица контролирующим по доле участия. Начиная с 1 января 2016 года для этого будут уже действовать общие правила.

Так, в 2015 году контролирующим лицом признается организация (гражданин) сдолей участия в иностранной организации более 50 процентов (п. 1 ст. 3 Закона от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ).

Пример признания организации (гражданина) контролирующим лицом в 2015 году

Несколько налоговых резидентов России владеют долями иностранной организации Limited CDC. Размер их долей таков:

При определении доли граждан Ивановых учитываются доли каждого из супругов и их несовершеннолетнего ребенка. Доля семьи Ивановых составила 15 процентов (5% + 5% + 5%). Это менее 50 процентов.

Доли остальных участников также менее 50 процентов. Значит, ни один из них не признается контролирующим лицом в отношении организации Limited CDC.

«Альфе» также принадлежит доля в иностранной организации Edition PDP. Размер доли составляет 52 процента. Поэтому «Альфа» является контролирующим лицом, а организация Edition PDP – контролируемой (52% > 50%).

Начиная с 1 января 2016 года контролирующим лицом признается:

Это следует из положений пункта 3 статьи 25.13 Налогового кодекса РФ.

Пример признания организации (гражданина) контролирующим лицом с 1 января 2016 года

Несколько налоговых резидентов России владеют долями иностранной организации Limited CDC. Размер их долей таков:

Суммарная доля участия в иностранной организации налоговых резидентов России составила 65 процентов (40% + 8% + 5% + 5% + 5% + 2%), а это значит, что для признания лица контролирующим будет достаточно доли от 10 процентов.

При определении доли граждан Ивановых учитывается совместное участие супругов и их несовершеннолетнего ребенка. Доля семьи Ивановых составила 15 процентов (5% + 5% + 5%).

Доля «Альфы» больше 10 процентов (40% > 10%), и доля семьи Ивановых больше 10 процентов (15% > 10%). Следовательно, они признаются контролирующими лицами в отношении организации Limited CDC.

Доля «Гермеса» меньше 10 процентов (8% < 10%), и доля Коровиной меньше 10 процентов (2% < 10%). Значит, они не признаются контролирующими лицами в отношении организации Limited CDC.

«Альфе» также принадлежит доля в иностранной организации Edition PDP. Размер доли составляет 26 процентов. «Альфа» является контролирующим лицом, а организация Edition PDP – контролируемой (26% > 25%).

Как по другим критериям определить, что организация (гражданин) является контролирующим лицом иностранной организации

Контролировать иностранную организацию можно не только через определенный размер доли участия в ней. Поэтому для тех случаев, когда размер доли ниже «порога контролируемости», законодатели установили другой критерий для признания лица контролирующим.

Он звучит так. Если организация (гражданин) оказывает или имеет возможность оказывать определяющее влияние на решения иностранной организации по распределению чистой прибыли, она признается контролирующим лицом. Причем речь идет о контроле над распределением прибыли не только в своих интересах, но и в интересах супруга и своих несовершеннолетних детей. А сам контроль возможен в силу:

То есть перечень оснований для контроля остается открытым.

Это следует из положений пунктов 6 и 7 статьи 25.13 Налогового кодекса РФ.

Участие в организации без определенного размера доли в капитале

Если ваше участие в иностранной организации не имеет доли в ее капитале, то есть по закону страны этой компании участие в капитале не предусмотрено, признание контролирующим лицом будет поправилам признания для иностранных структур без образования юридического лица (п. 15 ст. 25.13 НК РФ).

<…>

Контролируемая иностранная компания

Контролируемой может быть признана как иностранная организация (т. е. юридическое лицо), так и иностранная структура без образования юридического лица.

К иностранным структурам без образования юридического лица относят:

Эти структуры признаются контролируемыми при соблюдении одного условия –контролирующим их лицом выступает налоговый резидент России.

Это следует из положений пункта 2 статьи 11 и пункта 2 статьи 25.13 Налогового кодекса РФ.

А вот контролируемой иностранной организацией будет считаться та, которая соответствует одновременно двум условиям:

Это следует из пункта 1 статьи 25.13 Налогового кодекса РФ.

Что повлечет за собой признание организации или гражданина контролирующим лицом, а иностранной организации (структуры) – контролируемым? Об этом см. Какие обязанности возникают у контролирующего лица и Кто должен платить налоги с доходов контролируемых компаний.

<…>

Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как составить и сдать уведомление об участии в иностранных организациях


Организации и граждане, которые владеют в иностранной компании долей более чем в 10 процентов, или которые учредили иностранную структуру без образования юридического лица, должны подавать уведомление об участии в иностранных организациях (подп. 1 и 2 п. 3.1 ст. 23, подп. 1 п. 1 ст. 25.14НК РФ). В том числе это относится ко всем контролирующим лицам. Форма и электронный формат такого документа утверждены приказом ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ММВ-7-14/177. Там же приведен порядок заполнения.

Подробно о том, как составить уведомление, куда и в какие сроки его подать, читайте в этой рекомендации. Здесь же вы найдете пример заполнения.

Куда сдавать

Уведомление об участии в иностранных организациях подают в налоговую инспекцию:

– по месту регистрации организации;
– по местожительству гражданина, если заполнили за физлицо.

Об этом говорится в подпункте 1 пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Как сдать

Граждане могут сдавать уведомление как на бумаге, так и в электронной форме. Для организаций условия строже. Они могут подать заявление только в электронном виде через телекоммуникационные каналы связи, в общем для такого способа порядке (абз. 3 и 4 п. 4 ст. 25.14 НК РФ).

Когда сдавать

По общему правилу сдавать уведомление нужно в течение одного месяца с даты, когда возникло основание для подачи. Эту дату можно взять из правоустанавливающих документов иностранного государства. Для чего бухгалтеру их нужно иметь уже с переводом на русский язык. А сами документы ему должны предоставить юристы компании, которые разъяснят, как их правильно читать.

Помимо общих, есть и другие сроки сдачи, которые зависят от того, когда основание для подачи уведомления возникло. Подробнее об этом см. Какие обязанности возникают у контролирующего лица.

Состав уведомления

Уведомление включает в себя:

– страницу 001 «Титульный лист»;
– страницу 002 «Сведения о физическом лице» (только если уведомление подает физическое лицо);
– лист А «Сведения об иностранной организации»;
– лист Б «Сведения о российской организации»;
– лист В «Сведения об иностранной структуре без образования юридического лица»;
– лист В1 «Сведения об участнике иностранной структуры без образования юридического лица»;
– лист Г «Раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия».

В Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ММВ-7-14/177, не сказано, какие страницы и листы уведомления заполнять обязательно, а какие – нет. Поэтому безопаснее будет включить в уведомление все листы. Даже те, на которых будут только прочерки.

Общий порядок заполнения

Чтобы правильно заполнить уведомление, руководствуйтесь Порядком его заполнения, утвержденным приказом ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ММВ-7-14/177.

Используйте сквозную нумерацию страниц (начиная со страницы 001). Порядковый номер страницы указывается слева направо начиная с первого (левого) знака (например, «010» – для десятой страницы).

Если заполняете документ от руки, то делайте это заглавными печатными буквами. А поля заполняйте слева направо, начиная с левого знакоместа.

Для документа, который заполняют с помощью компьютера, таких особенностей не установлено. Но чтобы не ошибиться, лучше сформируйте его в программе «Налогоплательщик ЮЛ», размещенной наофициальном сайте ФНС России. Причем ею могут воспользоваться как организации, так и физические лица.

Такие правила установлены пунктами 4–7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ММВ-7-14/177.

<…>

Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие обязанности возникают у контролирующего лица

На организацию или гражданина, которые признаны контролирующим лицом, возлагается ряд дополнительных обязанностей, за неисполнение которых грозит налоговая ответственность.

Так, контролирующее лицо обязано:

  • уведомить налоговую инспекцию о своем участии в иностранной организации (уведомление нужно представить в течение одного месяца с даты регистрации иностранной организации в налоговую инспекцию по месту нахождения ООО).
  • уведомить налоговую инспекцию о контролируемых иностранных организациях (структурах).
    • в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (при закрытии филиала или представительства);
    • в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности организации через иное обособленное подразделение.
    • для иностранных организаций, в которых законом их страны предусмотрено участие в капитале. Другими словами, у вас есть доля в ней определенного размера;
    • для иностранных организаций, в которых участие в капитале не предусмотрено.
    • ООО «Торговая фирма "Гермес"» – 8 процентов;
    • К.С. Иванов – 5 процентов;
    • Е.В. Иванова (супруга К.С. Иванова) – 5 процентов;
    • Л.К. Иванов (сын К.С. Иванова, 17 лет) – 5 процентов;
    • Н.И. Коровина – 2 процента;
    • ООО «Альфа» – 20 процентов.
    • организация (гражданин) с долей участия в иностранной организации более 25 процентов;
    • организация или гражданин (совместно с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия в иностранной организации более 10 процентов. Но только если доля участия всех налоговых резидентов России в этой компании будет более 50 процентов.
    • ООО «Альфа» – 40 процентов;
    • ООО «Торговая фирма "Гермес"» – 8 процентов;
    • К.С. Иванов – 5 процентов;
    • Е.В. Иванова (супруга К.С. Иванова) – 5 процентов;
    • Л.К. Иванов (сын К.С. Иванова, 17 лет) – 5 процентов;
    • Н.И. Коровина – 2 процента.
    • прямого или косвенного участия в этой иностранной организации;
    • участия в договоре управления этой иностранной организацией;
    • либо других особенностей отношений.
    • фонды;
    • партнерства;
    • товарищества;
    • трасты;
    • другие формы коллективных инвестиций или доверительного управления.
    • она не является налоговым резидентом России;
    • ее контролирует организация и (или) физическое лицо – налоговые резиденты России.
  • уведомить налоговую инспекцию о своем участии в иностранной организации;
  • уведомить налоговую инспекцию о контролируемых иностранных организациях (структурах);
  • рассчитать и уплатить налоги с доходов контролируемых компаний;
  • отчитаться по доходам контролируемой компании.

Это следует из положений пункта 3.1 статьи 23 и пункта 1 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

Уведомление об участии в иностранной организации

Основания для подачи

Уведомление об участии в иностранной организации должны подавать как юридические, так и физические лица. Основанием для этого является любое из следующих событий:

  • владение долей в иностранной организации более 10 процентов;
  • учреждение иностранной структуры без образования юридического лица.

То есть контролирующие лица в эту категорию попадают в любом случае.

Это следует из положений подпунктов 1 и 2 пункта 3.1 статьи 23, подпункта 1 пункта 1 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

Когда подать

Срок подачи уведомления об участии в иностранных организациях зависит от того, в каком периоде возникло основание для подачи. Так, уведомление нужно представить:

  • не позднее 15 июня 2015 года, если основание для подачи возникло до 15 мая 2015 года (включительно);
  • не позднее 15 июля 2015 года, если основание для подачи возникло в период с 16 мая по 14 июня 2015 года (включительно);
  • в течение одного месяца с даты, когда возникло основание для подачи, если это произошло 15 июня 2015 года и позднее.

Важно: если участие в иностранной организации прекращено (учрежденная иностранная структура ликвидирована) в период с 1 января 2015 года по 14 июня 2015 года, уведомление подавать в инспекцию не нужно.

Если после подачи уведомления размер доли, которой владеет организация (гражданин), изменился, повторно подавать уведомление об участии в иностранных организациях не нужно. И неважно, как изменилась доля: в большую или меньшую сторону. Например, российская организация приобрела акции иностранной компании. Доля участия в этой компании составила 11 процентов. В установленный срок российская организация подала уведомление об участии в иностранной компании. Через месяц организация купила еще акции этой же компании. Доля ее участия составила уже 60 процентов. Повторно подавать уведомление организация не стала.

А вот если организация (гражданин) полностью прекращает участие в иностранной организации (структуре), проинформировать об этом налоговую инспекцию уже нужно. Например, если продали соответствующий пакет акций (долей). Проинформируйте инспекцию в срок не позднее одного месяца с даты прекращения участия.

Это следует из положений пункта 3 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ, статьи 2Закона от 6 апреля 2015 г. № 85-ФЗ.

Пример определения срока подачи уведомления об участии в иностранной организации. Основание для представления такого уведомления возникло до 15 мая 2015 года (включительно)

ООО «Торговая фирма "Гермес"» приобрело пакет акцийиностранной организации Limited CDС 20 октября 2014 года. Доля «Гермеса» в этой иностранной организации составила 51 процент. Значит, «Гермес» обязан подать уведомление об участии в иностранной организации.

Уведомление об участии в иностранной организации бухгалтер подал в налоговую инспекцию 15 июня 2015 года.

Пример определения срока подачи уведомления об участии в иностранной организации. Основание для представления такого уведомления возникло в период с 16 мая по 14 июня 2015 года

ООО «Торговая фирма "Гермес"» приобрело пакет акцийиностранной организации Limited CDС 1 июня 2015 года. Доля «Гермеса» в этой иностранной организации составила 51 процент. Значит, «Гермес» обязан подать уведомление об участии в иностранной организации.

Уведомление об участии в иностранной организации бухгалтер подал в налоговую инспекцию 30 июня 2015 года.

Пример определения срока подачи уведомления об участии в иностранной организации (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица). Основание для представления такого уведомления возникло после 15 июня 2015 года

ООО «Торговая фирма "Гермес"» приобрело пакет акцийиностранной организации Limited CDС 22 июня 2015 года. Доля «Гермеса» в этой иностранной организации составила 51 процент. Значит, «Гермес» обязан подать уведомление об участии в иностранной организации.

Уведомление об участии в иностранной организации бухгалтер подал в налоговую инспекцию 21 июля 2015 года.

1 июля 2015 года «Гермес» учредил иностранную структуру без образования юридического лица (фонд). Значит, «Гермес» обязан уведомить об этом инспекцию. С этой целью бухгалтер подал уведомление об участии в иностранной организации (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) 30 июля 2015 года.

Куда подать

Уведомление об участии в иностранных организациях подайте в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (местожительству).

А организации, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков, должны представить уведомление по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Такие правила установлены абзацами 1 и 2 пункта 4 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

По какой форме подать

Организации подают уведомление исключительно в электронном виде. А вот граждане – по своему усмотрению: в электронной форме или на бумаге (абз. 3 и 4 п. 4 ст. 25.14 НК РФ).

Форма и электронный формат уведомления, а также порядок их заполнения и представления утверждены приказом ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ММВ-7-14/177.

В уведомлении укажите:

  • дату, с которой возникло основание для подачи уведомления;
  • наименование иностранной организации (структуры);
  • регистрационный номер иностранной организации, код в качестве налогоплательщика или их аналоги, присвоенные ей при регистрации (инкорпорации);
  • долю участия в иностранной организации. При косвенном участии: наименование, регистрационный код и долю каждой последующей организации, через которую осуществляется косвенное участие в иностранной организации;
  • дату окончания участия в иностранной организации (структуре).

Это следует из положений пункта 5 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

Если контролирующее лицо после подачи уведомления об участии в иностранных организациях самостоятельно обнаружит, что при его заполнении допустило ошибки, неточности или указало не все сведения, оно вправе представить уточненное уведомление.

Если это сделать до того, как все эти неточности и ошибки обнаружит налоговая инспекция и известит об этом организацию, к ответственности вас не привлекут.

Это следует из положений пункта 7 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

Ответственность

Внимание: за непредставление (несвоевременное представление) уведомления об участии в иностранных организациях или за недостоверность сведений в нем налоговая инспекция может оштрафовать контролирующее лицо по статье 129.6 Налогового кодекса РФ.

Размер штрафа составляет 50 000 руб. в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой поданы с нарушениями либо не поданы вовсе (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

Уведомление о контролируемых компаниях

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях должны подавать как организации, так и физические лица, которые выступают контролирующими лицамипо отношению к иностранным организациям и структурам без образования юридического лица.

Когда подать

Уведомление о контролируемых иностранных организациях (структурах) представьте в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом по налогу на прибыль (НДФЛ). Например, по доходам иностранной организации, полученным в 2015 году, уведомление нужно подать не позже 20 марта 2017 года. Ведь в налогооблагаемую базу такие доходы включают в 2016 году, а декларируют в 2017 году.

Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

Куда подать

Подайте уведомление в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (местожительству).

А организации, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков, должны представить его по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Такие правила установлены абзацами 1 и 2 пункта 4 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

По какой форме подать

Контролирующие лица – организации обязаны подать уведомление в инспекцию в электронной форме. А контролирующие лица – граждане – по своему усмотрению: в электронной форме или на бумаге (абз. 3 и 4 п. 4 ст. 25.14 НК РФ).

Форма и электронный формат уведомления, а также порядок их заполнения и представления должны быть утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России (абз. 5 п. 4 ст. 25.14 НК РФписьмо ФНС России от 16 января 2015 г. № ОА-3-17/87).

В уведомлении укажите:

  • налоговый период, за который представляется уведомление;
  • наименование контролируемой иностранной организации (структуры);
  • регистрационный номер иностранной организации, код в качестве налогоплательщика или их аналоги, присвоенные ей при регистрации (инкорпорации);
  • последний день периода, за который составляется годовая финансовая отчетность иностранной организации (структуры);
  • дату составления годовой финансовой отчетности иностранной организации, а также дату завершения налогового периода по налогу на прибыль (доходы) в соответствии с ее личным законом;
  • дату составления аудиторского заключения по годовой финансовой отчетности иностранной организации (при обязательном аудите);
  • долю участия в иностранной организации. При косвенном участии: наименование, регистрационный код и долю каждой последующей организации, через которую осуществляется косвенное участие в иностранной организации;
  • основания, по которым организация (гражданин) признается контролирующим лицом;
  • основания, по которым прибыль контролируемой иностранной компании освобождена от налогообложения.

Это следует из положений пункта 6 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

Ответственность

Внимание: за непредставление (несвоевременное представление) уведомления о контролируемых иностранных компаниях либо за недостоверность сведений в нем налоговая инспекция может оштрафовать контролирующее лицо по статье 129.6 Налогового кодекса РФ.

Размер штрафа составляет 100 000 руб. по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные данные (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

<…>

Принудительное признание лица контролирующим

Если не выполнить обязанность по подаче уведомления о контролируемых иностранных компаниях, инспекция может принудительно потребовать сделать это. Это возможно тогда, когда у нее будет информация, которая свидетельствует о том, что организация (гражданин) является контролирующим лицом. Такую информацию инспекторы могут, в частности, получить в рамках международного обмена.

Для принудительного истребования предусмотрена отдельная процедура, которая состоит из следующих этапов:

  • инспекция направит требование о представлении уведомления о контролируемых компаниях или пояснений;
  • организация (гражданин) направляет пояснения и доказывающие документы (если сочла, что контролирующим лицом она не является);
  • инспекторы рассматривают пояснения и подтверждающие документы;
  • инспектор направляет организации (гражданину) уведомление о контролируемых иностранных компаниях, если установил основания для признания ее контролирующим лицом;
  • получив уведомление, организация (гражданин) вправе оспорить решение инспекции в суде.

А теперь подробнее о каждом этапе.

Если организация (гражданин) не представит уведомление о контролируемой иностранной организации (структуре), инспекция при наличии на то основанийпотребует это сделать. Для этого она направит организации (гражданину) специальное требование, в котором укажет:

  • наименование организации (гражданина);
  • наименование иностранных организаций (структур), в отношении которых есть информация о том, что вы их контролируете;
  • регистрационный номер иностранной организации, код в качестве налогоплательщика или их аналоги, присвоенные ей при регистрации (инкорпорации);
  • описание оснований для признания организации (гражданина) контролирующим лицом иностранной организации (структуры).

Это следует из положений пункта 9 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

У налогоплательщика есть два варианта исполнения требования.

Первый: это подать уведомление о контролируемых компаниях, если вы согласны с тем, что такие компании все-таки есть. Уведомление подайте в срок, который указан в требовании.

Если же вы считаете, что контролируемых компаний у вас нет, то это второй вариант. В этом случае свою позицию придется доказывать. Составьте для инспекторов пояснения и приложите к ним документы, которые подтвердят, что иностранные организации (структуры) вы не контролируете. Пояснения и документы подайте в срок не позднее 20 календарных дней с даты получения требования.

Это следует из положений пункта 8 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

Инспекция рассмотрит пояснения, документы и примет решение, является организация (гражданин) контролирующим лицом в отношении таких иностранных компаний или нет. Каких-либо сроков на рассмотрение и принятие решения у проверяющих нет, закон не ограничивает их в этом.

Если ваши доводы инспекторов не убедили и они все-таки признали вас контролирующим лицом, инспекция направит вам уведомление о контролируемых иностранных компаниях. В уведомлении инспекция укажет те же данные, что и в требовании.

Организация (гражданин) вправе оспорить это уведомление в судебном порядке. Сделать это можно в течение трех месяцев с даты его получения. О таком факте нужно известить налоговую инспекцию. На это отводится три дня с момента подачи заявления в суд.

Важно, что до вступления в силу судебного решения организация (гражданин) не признается контролирующим лицом иностранной организации (структуры).

Если организация (гражданин) решила не идти в суд, то по истечении трех месяцев со дня получения уведомления она признается контролирующим лицом иностранных организаций (структур), указанных в таком уведомлении.

Это следует из положений пунктов 11 и 12 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

Расчет и уплата налогов

Контролирующее лицо обязано уплатить налоги с прибыли контролируемых иностранных компаний. Организации платят налог на прибыль, а физические лица – НДФЛ.

Однако есть случаи, когда контролирующему лицу предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты налогов.

Это следует из положений статьи 25.13-1пункта 2 статьи 25.15, подпункта 8.1 пункта 3 статьи 208,подпункта 25 части 2 статьи 250 Налогового кодекса РФ.

Подробнее об этом см.:

Кто должен платить налоги с доходов контролируемых компаний;

Как рассчитать и перечислить в бюджет налог на прибыль с доходов контролируемой компании;

Как рассчитать и перечислить в бюджет НДФЛ с доходов контролируемой компании.

Отчет по налогам

Контролирующее лицо обязано отчитаться по доходам контролируемой иностранной компании.

Специальные формы отчетности для этих целей не предусмотрены. Поэтому организации заявляют такие доходы в декларации по налогу на прибыль, а граждане – в декларации по форме 3-НДФЛ.

Это следует из положений пункта 5 статьи 25.15 Налогового кодекса РФ

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка