Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
16 марта 2016 3 просмотра

Предположем,что в первом и во втором случае оформляется транспортная накладная только на первого посредника,а между посредником и перевозчиком(либо следующим посредником) подписывается реестр оказанных услуг(в котором указаны номера тн и груз), то возможно ли надеяться,что в вычете налоговая не откажет.Просто дублировать транспортные накладные в таком объеме не предоставляется возможным.PS.Хочу заметить,что посредник (ни первый,ни второй) в этой цепочке не является грузоотправителем, соответственно не может выписать от себя транспортною накладную.

Да, возможно. Налоговики в обязательном порядке проверяют реальность поставки. И если в документах расхождения, то они могут снять вычеты. Поэтому для подтверждения вычета по НДС Вам нужно доказать реальность сделки. Представьте инспекции все договоры, связанные с перевозкой. Так же приложите реестр и транспортные накладные, что было видно, кто купил товар, кому и на каком основании товар был отгружен.

Согласно п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства 15.04.2011 г. № 272 при доставке грузов на автомобилях составляют транспортную накладную. Оформляя этот документ грузоотправитель подтверждает, что договор перевозки груза заключен. Поэтому, если исходя из договора в Ваши обязанности входит выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, то в накладной в качестве перевозчика может быть указана Ваша организация. Если в соответствии с договором, Вы только организуете перевозки, то есть заключен не договор перевозки, а агентский договор, то перевозчиком в транспортной накладной нужно указать транспортную компанию, которая фактически отгрузила товар.

Обоснование

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 16, Апрель 2015

Стало ясно, как доказать реальность перевозки

Компании безопаснее всегда подтверждать перевозку транспортной или товарно-транспортной накладной независимо от того, как доставляется товар. Без этого документа налоговики могут усомниться в реальности сделки. Такой вывод можно сделать из показательных судебных дел, которые УФНС Петербурга разместило на сайте nalog.ru/rn78/ в разделе «Судебное урегулирование налоговых споров». Этими решениями налоговики будут руководствоваться при проверках.

Инспекторы в обязательном порядке проверяют реальность движения товара. И если окажется, что в первичке путаница, то могут снять вычеты. В первом показательном споре у компании вообще не было никаких документов на доставку. Организация объяснила это тем, что поставщик доставлял ей товары на своем частном автомобиле.

Но суд не поверил в реальность операций и поддержал инспекторов (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.15 № А56-37064/2013). Правда, спор был непростым. Сначала выиграла компания, но позже дело вернули на новое рассмотрение (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.05.14 № А56-37064/2013).

Во втором деле причиной отказа в вычетах НДС тоже стали подозрения в отсутствии реального движения товара. Так, налоговики заявили, что у компании нет необходимых помещений для хранения заявленного количества товара, нет документов на транспортировку и т. д. Без первички компания не смогла доказать свою правоту, и суд поддержал инспекторов (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.15 № А56-16418/2014).

Риски на проверке удалось бы снизить, если бы у компании были в порядке документы по транспортировке: накладные, путевые листы, доверенности и т. д. Заметим, что, когда нет расхождений в первичке, судьи занимают сторону компании (постановление Федерального арбитражного суда Север-Западного округа от 23.07.14 № А66-10737/2013).

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 39, Октябрь 2014

Сибирские компании защитили расходы на перевозку грузов

Мы проанализировали арбитражную практику сибирских округов по спорам об учете расходов в пользу перевозчиков и экспедиторов. За последние полгода судьи рассмотрели 10 дел. Компании и налоговики выиграли по пять споров.

Инспекторы внимательно изучают документы о транспортировке грузов, в том числе проверяют владельцев транспортных средств и их технические характеристики. Если в накладных и путевых листах ревизоры обнаружат номера машин, которые не принадлежали перевозчику, то расходы могут снять. Впрочем, претензии возникают и из-за других неясностей. Но для суда главное — реальность перевозки.

Какие аргументы помогли компаниям списать расходы

Что не понравилось проверяющим Решение судей Комментарий «УНП»
Компания потратилась на перевозку грузов, а налоговики отказали в учете расходов. Причина — в путевых листах и накладных были номера машин без буквенного обозначения и региона. По мнению ревизоров, такие неточности не позволяют списать затраты Показания водителей подтверждают реальность перевозки. Компания не смогла доказать, что транспорт принадлежал контрагенту, которому компания заплатила за перевозку. Но водители подтвердили, что доставляли грузы, а налоговики не спорили, что компания заплатила за это стороннему перевозчику. Суд признал расходы законными, хотя получателя денег так и не определили (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.07.14 № А27-7395/2013) Если есть доказательства, что компания использовала товары, инспекторы не вправе заявлять о фиктивности их покупки. Так считает Президиум ВАС РФ (постановление от 03.07.12 № 2341/12). Поэтому, даже если поставщик неизвестен, налоговики обязаны рассчитать расходы по рыночным ценам и учесть их при доначислениях. Год назад ФНС дала эту установку нижестоящим налоговикам
Компания приобрела товары. Согласно договору, поставщик перевозил их и грузил на склад. Компания на проверке не представила товарно-транспортные накладные, из-за чего ей отказали в учете расходов на перевозку Реальность поставки подтверждает и транспортировку. Инспекторы не сомневались в реальности поставки. А контрагентов, кроме поставщика, у компании не было, сама же она перевезти товары не могла. Поэтому суд разрешил списать расходы (постановление от 30.04.14 № А19-10374/2013 *) Если доставляет товар продавец или покупатель, потребуется товарно-транспортная накладная. А если грузы перевозит сторонняя организация, надо оформить транспортную накладную (приложение 4 к Правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272)
Компания заплатила экспедитору. Налоговики проверили номера транспорта в документах и выяснили, что машины принадлежали «физикам». Экспедитор не смог доказать, что нанимал эти автомобили. А своего транспорта у него не было. Поэтому инспекторы сняли расходы Экспедитор должен подтвердить факт перевозки, иначе сделка фиктивна. На суде всплыли и другие доказательства против компании: она не проверила экспедитора на надежность, к тому же могла доставить грузы своими силами. Поэтому судьи признали, что расходы списать нельзя (постановление от 10.07.14 № А78-7858/2013) Экспедиторы не всегда дают заказчикам накладные, так как заключают договор не перевозки, а услуг по ее организации. В итоге заказчики получают лишь экспедиторскую расписку. Чтобы снизить риск претензий, безопаснее затребовать у экспедитора письменный отказ представить накладную. Это докажет, что компания не могла проверить, какой транспорт использует экспедитор

* Здесь и далее постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.


Из Библиотеки журнала «Главбух». Документы, которые совершенно необходимы для перевозки товаров

Общие правила

<…>

Для перевозки труб из одного города в другой ООО заключило рамочный договор с ИП, который для его исполнения нанимает сторонних перевозчиков. Помимо этого договора у ООО имеются договоры с ИП в форме заявок на каждую машину. В них указана информация о машине, ее собственнике, водителе, грузе, пунктах погрузки и разгрузки. После исполнения перевозки ИП выставляет нам акт за оказанные услуги по каждой машине. Что еще должно быть приложено к этому акту?

Индивидуальный предприниматель выступает посредником, а не перевозчиком. Он заключает договоры перевозки с фактическими перевозчиками от своего имени, но за счет ООО. Ведь перевозчика характеризует обязанность выдать груз управомоченному на его получение лицу в пункте назначения (п. 13 ст. 2 Закона № 259-ФЗ). А ИП такой операции не осуществляет.

Следовательно, рамочный договор следует считать агентским (п. 1 ст. 1005 ГК РФ), рассчитанным на многократное применение.

Обратимся к пункту 2 статьи 1008 Гражданского кодекса РФ. Он гласит: если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала. Поэтому указанный в вопросе акт следует рассматривать как отчет агента. Доказательством расходов агента являются транспортные накладные. Это обязательный провозной документ в коммерческих перевозках.

Заявка, не завизированная перевозчиком, лишь удостоверяет, что трубы переданы ИП. Поэтому дополнительно потребуется подтверждение, что перевезены именно трубы в количестве, отраженном в заявке. Такое подтверждение может предоставить грузополучатель. Иными словами, ООО необходим первичный документ, характеризующий операцию с трубами между ним и грузополучателем (за подписями этих сторон).

<…>

У нас заключен договор об оказании транспортных услуг по перевозке груза с транспортной компанией, которая в свою очередь привлекла к перевозке другую компанию. Нужно ли нам требовать у транспортной компании, с которой у нас заключен договор, какие-либо документы, подтверждающие ее взаимоотношения с организацией-перевозчиком?

Если компания самостоятельно не осуществляет перевозки груза, то ее деятельность регламентируется Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Содержание этой деятельности – оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов. Согласно статье 2 Закона № 87-ФЗ, правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. Этими правилами определяется, в частности, перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции).

В итоге стороны должны руководствоваться Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554. В пункте 4 Правил определены основные понятия, а в пункте 5 указаны экспедиторские документы.

Нам оказывают услуги по перевозке грузов индивидуальные предприниматели с почасовой оплатой. Документы, которые они нам представляют в подтверждение их отработанного времени, у всех разные, хотя все называются путевыми листами. Чем мы должны руководствоваться в таком случае?

Путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Обязательной формы путевых листов не существует, для них установлен лишь перечень обязательных реквизитов (приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).

Грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в путевом листе время подачи транспортного средства в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (п. 14 ст. 2, п. 5 ст. 11 Закона № 259-ФЗ). Поэтому руководствоваться путевыми листами для определения продолжительности оказания услуг можно. Однако первичный документ, на основании которого вы принимаете расходы на перевозку грузов в бухгалтерском и налоговом учете, должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные законом о бухгалтерском учете. В их числе – сумма хозяйственной операции и подписи лиц, ответственных за ее совершение.

Таким образом, на основании путевых листов вы можете составить акты, удостоверяющие оказание услуг предпринимателями. Однако груз, на который не оформлена транспортная накладная, не должен приниматься к перевозке (п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). А пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ гласит: «Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации». Таким образом, для предотвращения налоговых рисков рекомендуется обеспечить полноценный документооборот.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка