Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

1 января 2017: Лимиты по взносам вырастут

Подписка
Срочно заберите все!
№23
17 марта 2016 1 просмотр

У нас ООО на ОСН (Крым). Есть оптовая продажа зерна и удобрений, сдача нашей недвижимости(пансионат) в аренду и льготируемый по НДС вид деятельности это начисление процентов по договорам коммерческого кредита, в связи с которым мы показываем эти суммы в 7 разделе декларации по НДС и должны вести раздельный учет входящего НДС по общехозяйственным расходам. Поскольку расходы по ежемесячной выписке счетов на эти проценты незначительны и составляют максимум 2 часа рабочего времени бухгалтера в месяц, то я хочу сделать расчет, что эти расходы менее 5 % от совокупных расходов предприятия. Помогите понять механизм или какую-то формулу этого расчета, я должна по каждому виду деятельности определить, что является для них прямыми. а что косвенными расходами и это все по какой-то формуле сравнивать с общими по отдельности прямые и косвенные или как? И обязательно ли должны быть прямые расходы по видам деятельности(т.к. при сдаче в аренду и выписке процентов их, как таковых нет) или можно и косвенными доказать. что этих расходов меньше 5%. если они обязательны для применения этого расчета, то я их могу создать в виде з.платы и отчислений на нее сотрудников, коммунальных и амортизации(в случае аренды). Я должна в учетной политике по каждому виду деятельности прописать. что я признаю прямыми расходами. а что косвенными?Можно максимально подробно на эту тему,т.к. никак не могу понять механизм расчета этих 5%, что и с чем сравнивать и в каком соотношении по прямым и косвенным.

Раздельный учет нужно вести не только в отношении прямых расходов, но и в отношении косвенных. К косвенным относятся общехозяйственные расходы. Их также нужно распределить между облагаемыми и необлагаемыми операциями. Порядок распределения нужно закрепить в учетной политике. Рекомендовано делить их пропорционально выручке. То есть общехозяйственные, приходящиеся на кредит нужно разделить пропорционально отношению процентов к сумме всей выручки.

Порядок действий такой:

1. определить прямые по кредиту

2. определить косвенные по кредиту по формуле косвенные по кредиту = ((проценты по кредиту/(доходы от продажи+доходы от аренды+проценты)) * общая сумма общехозяйственных расходов

3. определить все расходы на кредит = прямые расходы на кредит + косвенные расходы на кредит

4. сравнить расходы на кредит и общую сумму расходов, если расходы на кредит менее 5%, то раздельный учет можно не вести.

Аналогичный пример в отношении займа приведен в пункте 2 ответа

Обоснование

1. Из рекомендации

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как принять к вычету входной НДС по имуществу (работам, услугам), которое будет использоваться как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях

<…>


Не распределять входной НДС можно только в одном случае: если за квартал доля расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых освобождена от НДС, не превышает 5 процентов. Тогда всю сумму входного НДС, предъявленную поставщиками в этом квартале, можно принять к вычету. Об этом говорится в абзаце 7 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Подробнее о необходимости ведения раздельного учета в отдельных ситуациях см. Как организовать раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Долю расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых освобождена от НДС, рассчитайте по формуле:

Доля расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых освобождена от НДС = Расходы на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых освобождена от НДС, за квартал х 100%
Совокупные расходы на приобретение, производство или реализацию за квартал

12.80132 (6,9)

Ситуация: как рассчитать совокупные расходы на приобретение, производство или реализацию. Организация определяет необходимость вести раздельный учет входного НДС

Для определения совокупных расходов организации следует разработать собственный порядок и закрепить его в своей учетной политике для целей налогообложения.

Организация обязана вести раздельный учет входного НДС, если доля расходов по операциям, освобожденным от налогообложения, равна или превышает 5 процентов от общей суммы расходов организации. Определять эту долю нужно по формуле:

Доля расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС = Расходы на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, за квартал х 100%
Совокупные расходы на приобретение, производство или реализацию за квартал


Об этом говорится в абзаце 7 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Порядок учета совокупных расходов в целях налогообложения законодательно не установлен, поэтому организация вправе определять совокупные расходы по данным бухучета.

При определении совокупных расходов учитывайте все затраты (прямые, косвенные, общепроизводственные, общехозяйственные, прочие), которые связаны с проведением операций, освобождаемых от НДС. В том числе и затраты, которые в налоговом учете квалифицируются как внереализационные расходы. Например, если для осуществления операций, освобожденных от НДС, организация привлекает кредит, то проценты за пользование кредитом (внереализационные расходы) нужно включить в расчет пропорции: как в числитель, так и в знаменатель.

Это следует из писем Минфина России от 29 мая 2014 г. № 03-07-11/25771от 12 февраля 2013 г. № 03-07-11/3574 и от 2 августа 2012 г. № 03-07-11/223. Правомерность такого подхода подтверждает судебная практика (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2016 г. № А40-168860/2014, постановления ФАС Московского округа от 5 февраля 2013 г. № А40-61572/12-99-363,Западно-Сибирского округа от 23 октября 2013 г. № А27-20920/2012.

<…>

2. Из статьи

ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ» №3, ФЕВРАЛЬ 2014

Когда можно без риска отказаться от раздельного учета НДС и как его вести, если необходимо

<…>

Как рассчитать вычеты НДС при раздельном учете

Сумму вычетов НДС по товарам, работам и услугам, которые компания будет использовать как для облагаемой, так и для льготной деятельности, рассчитывают по формуле:

На рассчитанную таким образом сумму вычета можно зарегистрировать в книге покупок счета-фактуры поставщиков по товарам, работам, услугам и основным средствам, которые относятся одновременно к облагаемой и необлагаемой деятельности (п. 13 Правил ведения книги покупок, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

После этого можно посчитать сумму налога, которую необходимо отнести на стоимость приобретенных товаров, работ, услуг:

Но есть два исключения в расчете вычетов.

Первое — если вы приобрели основные средства или нематериальные активы в первом или втором месяце квартала. В таком случае рассчитывать сумму вычета НДС можно исходя из выручки за этот же месяц, а не квартал (как в общей формуле). Но такой порядок советуем закрепить в учетной политике.

Второе исключение — когда компания приобретает недвижимость, которую будет использовать для облагаемых и необлагаемых операций. НДС по таким объектам надо сразу принять к вычету полностью. А затем восстанавливать его постепенно в течение 10 лет пропорционально выручке, полученной от льготных операций (письмо ФНС России от 28 ноября 2008 г. № ШС-6-3/862@, размещено на сайте налогового ведомства как обязательное для инспекторов).

Как вести раздельный учет, если компания выдает займы

В компании, которая наряду с деятельностью на общей системе периодически выдает займы (например, внутри холдинга), возможно, тоже надо вести раздельный учет. Все зависит от того, превышают ли расходы на выдачу займов 5 процентов от общей суммы расходов компании в целом за квартал. Если нет, то раздельный учет можно не вести. Не исключено, что компания помимо займов ведет и другие льготные сделки. Тогда с лимитом 5 процентов нужно сравнивать долю суммарных расходов по всем необлагаемым операциям (письмо ФНС России от 3 августа 2012 г. № ЕД-4-3/12919@).

Есть мнение, что при выдаче займов компания вообще может не вести раздельный учет и ставить НДС к вычету в полной сумме. Но мы считаем, что это слишком рискованно. Прямых расходов на выдачу займов, как правило, нет. Но есть косвенные, например, связанные с оформлением договоров займа и их учетом. Поэтому общехозяйственные расходы безопаснее распределить между облагаемыми операциями и займами (письмо Минфина России от 12 февраля 2013 г. № 03-07-11/3574). Тем более что аналогичное мнение высказывают и судьи (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 января 2012 г. по делу № А42-7307/2010).

Допустим, расходы от необлагаемой деятельности превысили 5 процентов. Тогда, чтобы рассчитать вычет НДС, нужно определить общую сумму доходов, которая включает и выручку от необлагаемых операций. Для займов это только проценты, саму сумму займа учитывать не нужно. Чиновники и раньше считали, что в расчете пропорции должны участвовать только доходы по займам (письмо Минфина России от 29 ноября 2010 г. № 03-07-11/460). А с 1 апреля 2014 года это будет прямо следовать из Налогового кодекса РФ.

Важная деталь

Составлять счета-фактуры по льготным сделкам, в том числе по займам, теперь не нужно.

Учитывать нужно начисленные проценты, а не полученные. То есть даже если в договоре установлена отсрочка и плату за заем в текущем квартале компания не получает, для целей раздельного учета нужно брать в расчет проценты, которые начислены за этот период. Кстати, счета-фактуры на проценты по займам с 1 января выписывать не нужно (п. 3 ст. 169 НК РФ). Раньше надо было составлять такие документы с пометкой «без НДС».

Пример 1: Как рассчитать сумму вычетов НДС, если компания выдает займы

Компания оказывает услуги, которые облагаются НДС, а также предоставляет контрагентам денежные займы. Важные для раздельного учета данные за I квартал 2014 года приведены в таблице ниже.

Согласно учетной политике общехозяйственные расходы нужно распределять между облагаемыми и необлагаемыми операциями пропорционально доле выручки по ним в общей сумме доходов. Таким образом, доля расходов на необлагаемые операции составит:

(6 136 000 руб. – 936 000 руб.) х 16,49%): (6 136 000 руб. – 936 000 руб. + 8 260 000 руб. – 1 260 000 руб.) = 7%.

Так как этот показатель больше 5 процентов, компания должна вести раздельный учет НДС.

НДС по расходам, которые относятся только к реализации услуг, в сумме 1 260 000 руб. бухгалтер принял к вычету.

Показатели деятельности компании в I квартале 2014 года

Показатель Значение
Выручка от реализации услуг 14 160 000 руб. (в том числе НДС — 2 160 000 руб.)
Начисленные проценты по займам 2 370 000 руб.
Доля выручки от облагаемой деятельности 83,51% ((14 160 000 руб. – 2 160 000 руб.): (14 160 000 руб. – 2 160 000 руб. + 2 370 000 руб.) х 100%)
Доля доходов от займов 16,49% (100 – 83,51)
Затраты, которые относятся исключительно к оказанию услуг 8 260 000 руб. (включая НДС — 1 260 000 руб.)
Расходы на аренду офиса и другие общехозяйственные расходы, которые согласно учетной политике компании нельзя отнести только к облагаемой деятельности 6 136 000 руб. (с учетом НДС — 936 000 руб.)

Затем бухгалтер рассчитал сумму НДС по общехозяйственным расходам, которую можно принять к вычету. Данный показатель составляет 781 653,60 руб. (936 000 руб. х 83,51%). Остальную сумму налога по этим расходам бухгалтер включил в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг в размере 154 346,40 руб. (936 000 – 781 653,6).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка