Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
18 марта 2016 114 просмотров

Организация находится на УСН (Доходы). Получило субсидию от Администрации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту. Как отразить в бухгалтерии полученную субсидию?

Полученные суммы возмещения следует учитывать в доходах при расчете единого налога на УСН, в то же время уплаченные проценты можно учесть в расходах в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

При получении субсидии организация сделает проводки:

по Дебету счета 51 и Кредиту счета 76 - получена субсидия

Дебету счета 76 и Кредиту счета 91/1 - доход в виде субсидии

Обоснование

1. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

<…>

Бухучет

Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

— капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);

— текущих расходов.

К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов.

Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:

— денежных средств;

— другого имущества (например, основных средств, материалов).

Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.

При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:

— поступление государственной помощи;

— использование государственной помощи;

— возврат государственной помощи.

Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности.

Поступление государственной помощи

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1

– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76

– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Ситуация: нужно ли на упрощенке включать в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые в целях налогообложения не относятся к средствам целевого финансирования

Да, нужно.

Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:

— доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;

— внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

— в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

— в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое

содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.

При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:

— средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего

предпринимательства или на содействие самозанятости безработных граждан;

— средства получены по сертификату на привлечение сотрудников в субъекты РФ, которые

включены в перечень приоритетных в соответствии с Законом от 19 апреля 1991 г. № 1032-1;

— средства получены для использования по иному назначению.

Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:

— двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего

предпринимательства;

— трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан, а

также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных. При нарушении условий получения субсидий по данным основаниям всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.

В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.

Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5, 6, 8 и 9 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I. При этом организации, которые применяют объект «доходы», при определении облагаемого налогом дохода суммы субсидий, указанные в графе 4, учитывать не должны. Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 3 марта 2014 г. № 03-11-11/8826 и ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.

Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

2. Из письма ИНФИНА РОССИИ от 24.02.2012 № 03-11-11/58

УСН: налогообложение полученной индивидуальным предпринимателем субсидии

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель применяет в своей деятельности упрощенную систему налогообложения ("Доходы"). Предпринимателем был заключен кредитный договор с целью получения кредита на приобретение недвижимого имущества, которое используется в предпринимательских целях. В рамках реализации областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства" индивидуальным предпринимателем получена субсидия от Минэкономразвития Мурманской области с целью возмещения части (50%) процентов за кредит, уплаченных индивидуальным предпринимателем, а также с целью возмещения уплаченных предпринимателем денежных средств некоммерческой организации за предоставленное обеспечение (гарантию) за предпринимателя по указанному кредитному договору.

Прошу разъяснить, обязан ли индивидуальный предприниматель исчислить и уплатить сумму налога за полученную субсидию на возмещение расходов по уплате части процентов за кредит и предоставленное обеспечение (гарантию)?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу налогообложения полученной индивидуальным предпринимателем субсидии сообщает следующее.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения. Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Вышеуказанный порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм таких выплат (средств).

3. Из письма МИНФИНА РОССИИ от 10.08.2009 № 03-11-06/2/150

О порядке применения упрощенной системы налогообложения

Вопрос

Наше предприятие является плательщиком налога УСН по схеме доходы минус расходы. В течение 2007-2008 годов Администрацией Правительства Кировской области в рамках областной целевой программы были перечислены на наш расчетный счет денежные средства "субсидии на возмещение процентной ставки по кредитам для субъектов малого предпринимательства" и "субсидии на возмещение части затрат по аренде выставочных площадей для предприятий народных художественных промыслов".

Кроме того, в 2009 году мы также получали бюджетные средства от ГУ ЦЗН по Кирово-Чепецкому району в рамках договоров по областной целевой программе "О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области в 2009 году", утвержденной постановлением Правительства области от 11.01.2009 № 158/565.

Должны ли мы включать данные суммы в состав доходов, подлежащих налогообложению?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения, на основе информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования, которые не учитываются при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы организаций в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.

При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), в том числе, целевые поступления из бюджета.

На основании статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения).

В связи с тем, что коммерческие организации не обладают статусом бюджетных учреждений, денежные средства, полученные из бюджетов разных уровней в виде субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам для субъектов малого предпринимательства, или на возмещение части затрат по аренде выставочных площадей для предприятий народных промыслов, а также средств, полученных в рамках областной целевой программы по снижению напряженности на рынке труда, должны учитываться при определении объекта налогообложения.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка