Журнал, справочная система и сервисы
23 марта 2016 1 просмотр

Мы проектный институт. По ПБУ 2/2008 под которое попадают проектные работы мы обязаны признавать виртуальную выручку не сданную заказчику. Все договора которые мы выполняем длительного цикла, от 6 мес. до 1,5 лет, но в каждом предусмотрена поэтапная сдача работ. При таком условии обязательно ли признавать виртуальную выручку? Следующий вопрос в прошлом году в декабре мы применили это ПБУ, иначе аудиторы нам не давали заключение, теперь по нему сложилась ситуация, что те этапы которые мы признали как промежуточная выручка и с/с не предъявленная заказчику их из договоров исключил заказчик. Какую проводку мы должны сделать, чтобы от сторнировать и выручку отраженную на 46сч. с 90 сч. или с 84, т.к. это другой год?

По договорам, которые исполняются в течении двух налоговых периодов ПБУ 2/2008 применяться должно даже если ими предусмотрена поэтапная сдача.

Откорректировать выручку можно либо через счет 84 (если сумма признается существенной), либо через счет 91 (если существенной сумму признать нельзя).

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как исправить в бухучете существенную ошибку прошлых лет в подписанной и утвержденной отчетности

При выявлении существенных ошибок прошлых лет, отчетность за которые подписана и утверждена, исправления вносите с использованием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (подп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010). *

Возможны два варианта

Вариант 1. Когда в результате ошибки бухгалтер не отразил какой-либо доход или завысил расход, сделайте проводку:

Дебет 62 (76, 02...) Кредит 84
– выявлен ошибочно не отраженный доход (излишне отраженный расход) прошлого года.

Вариант 2. Если же в результате ошибки бухгалтер не отразил какой-либо расход или завысил доход, сделайте такую запись:

Дебет 84 Кредит 60 (76, 02...)
– выявлен ошибочно не отраженный расход (излишне отраженный доход) прошлого года. *

А как поступить, когда ошибки были допущены не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете?

Тогда в первом случае придется сделать необходимые доначисления. Вот, например, какую проводку нужно сделать по налогу на прибыль, если налоговая база была занижена:

Дебет 84 Кредит 68 субсчет «Налог на прибыль»
– доначислен налог на прибыль прошлого года по уточненной декларации.

Во втором случае, когда в результате ошибки налоги переплатили, записи сделайте исходя из тех исправлений, которые сделаете в налоговом учете. Тут может сложиться три ситуации.

1. Если подаете уточненную налоговую декларацию за год, в котором ошибка допущена, то сделайте запись:

Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 84
– уменьшен налог на прибыль прошлого года по уточненной декларации.

2. Исправляя ошибки в налоговом учете текущим периодом, в бухгалтерском сделайте проводку:

Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 99
– отражен постоянный налоговый актив из-за того, что в налоговом учете текущего периода признаны расходы (уменьшены доходы), относящиеся к прошлому году.

3. Когда было принято решение не исправлять ошибку в налоговом учете, то и дополнительные записи делать не нужно. Поскольку в бухучете исправление существенных ошибок не затрагивает счета финансовых результатов текущего периода.

<…>

Как в бухучете исправить несущественные ошибки прошлых лет

Несущественные ошибки в бухучете исправляйте. Прибыль или убыток, которые в результате корректировок возникнут, отражайте на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом не имеет значения, была утверждена отчетность к моменту выявления ошибки или нет. Такой вывод следует из пункта 14 ПБУ 22/2010.

Если в результате несущественной ошибки бухгалтер не отразил какой-либо доход или же завысил расходы, сделайте проводку:

Дебет 60 (62, 76, 02...) Кредит 91-1
– выявлен ошибочно не отраженный доход (излишне отраженный расход).

Когда в результате несущественной ошибки бухгалтер не отразил какой-либо расход или завысил доходы, сделайте запись:

Дебет 91-2 Кредит 02 (10, 41, 60, 62, 76...)
– выявлен ошибочно не отраженный расход (излишне отраженный доход). *

Из статьи журнала Строительство: бухгалтерский и налоговый учет

3.2.1. Кто применяет ПБУ 2/2008

При организации бухгалтерского учета строительства необходимо руководствоваться следующими специальными нормативными документами:

  • Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160;
  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н.

В связи с тем, что Положение № 160 было утверждено еще в 1993 г., специалисты Минфина России в письме от 30.11.2005 № 07-05-06/322 обратили внимание, что этим документом следует руководствоваться в части, не противоречащей более поздним нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету, в том числе нормам ПБУ 2/2008. Рассмотрим его подробнее.

Названный стандарт распространяется на договоры подряда, оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, на выполнение работ по восстановлению зданий, сооружений, судов, по ликвидации (разборке) их, включая связанное с ней восстановление окружающей среды1.

Получается, что использовать этот документ должны не только подрядные организации, а все субъекты строительной деятельности. В то же время застройщика данный стандарт касается, если он:

  • не является дольщиком (инвестором);
  • является инвестором, но при этом есть еще и другие дольщики либо инвесторы, которым он оказывает услуги застройщика.

Если же застройщик строит только для себя (совмещает функции застройщика и единственного инвестора), данный стандарт применяется только в отношении его расходов.

Требования ПБУ 2/2008 распространяются только на долгосрочные договоры, сроки которых охватывают несколько лет (пп. 1, 2 ПБУ 2/2008). Это значит, что к работам, начатым и законченным в течение одного года, ПБУ 2/2008 не применяется. То есть если строительная организация сдает работы поэтапно, например ежемесячно, то и ПБУ 2/2008 она применять не будет. Если же работа сдается за более долгий срок, но за 31 декабря договор «не заходит», то ПБУ 2/2008 не применяется. Кроме того, от применения данного документа вправе отказаться малые предприятия2, прописав это правило в учетной политике (п. 2.1 ПБУ 2/2008). *

_________________________
1 Несмотря на то что данный стандарт используется не только при выполнении подрядных работ, но и при оказании услуг, связанных со строительством, в тексте данной книги для упрощения мы объединили понятия. Поэтому и для работ, и для услуг используется общий термин – «работы».

2 Малыми признаются предприятия, удовлетворяющие условиям, перечисленным в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
_________________________

<…>

3.2.2. Доходы и расходы по ПБУ 2/2008

Согласно п. 3 ПБУ 2/2008 бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов необходимо вести отдельно по каждому договору. При этом если на строительство одного объекта заключено несколько идентичных договоров, оформлена единая техническая документация рассчитана одна общая смета строительных затрат, такие договоры рассматриваются, как один.

Величина выручки по договору определяется исходя из стоимости работ по определенной в договоре цене, корректируемой корректируется на суммы отклонений, претензий и поощрительных платежей, если существует уверенность, что такие суммы будут признаны заказчиками или иными лицами, указанными в договоре, которым они предъявлены, и сумма их может быть достоверно определена (п. 8 и 9 ПБУ 2/2008),

В свою очередь, согласно ПБУ 2/2008 расходы подразделяются на три группы (п. 11-16 ПБУ 2/2008):

  • прямые затраты по договору, связанные непосредственно с его исполнением;
  • косвенные расходы, т.е. часть общих расходов организации на исполнение договоров, обоснованно распределяемых на данный договор. Способы распределения устанавливаются в учетной политике организации и применяются систематически и последовательно;
  • прочие расходы, которые непосредственно относятся на заказчика по условиям договора, могут включать часть общих накладных расходов на управление организацией или затрат на исследование и разработку, возмещение которых предусмотрено договором.

Указанные расходы по договору признаются в том отчетном периоде, в котором они понесены. При этом расходы, относящиеся к выполненным по договору работам, учитываются как затраты на производство, а расходы, понесенные в связи с предстоящими работами, – как расходы будущих периодов. *

Кроме перечисленных, могут появляться расходы, возникающие до подписания договора и связанные непосредственно с его подготовкой и заключением. Среди них – расходы на разработку технико-экономического обоснования, подготовку договора страхования рисков строительных работ и т.п. Если они могут быть достоверно определены и если в отчетном периоде, в котором они возникли, существует вероятность, что договор будет подписан, такие затраты включаются в расходы по договору. При несоблюдении данных условий расходы признают прочими расходами того периода, в котором они понесены.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка