Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Восстанавливать ли НДС по спецодежде

Подписка
Срочно заберите все!
№23
25 марта 2016 3 просмотра

ООО «Д-транс» предоставляет услуги по организации грузоперевозок (ОКВЭД 63.40) исключительно в международном сообщении (100% выручки). Данные работы в соответствии с п.1 ст. 164 НК РФ облагаются НДС по налоговой ставке 0%.Согласно пп 2.1 п.1 ст.164 в услуги международной перевозки входят транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Так же к транспортно-экспедиционным услугам относится участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз и вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, по таможенному оформлению грузов и т.д….Вопрос: наши заказчики требуют от нас при предоставлении им услуг по оформлении деклараций, документов, информационных услуг данные услуги указывать со ставкой НДС 18% и выписывать счет-фактуры соответственно со ставкой 18%.1. Правомерно ли их требование, т.к. данные услуги оказываются в рамках одного транспортного заказа?2. Каковы налоговые последствия, если мы выставим документы со ставкой 18% для нас и для них, в случе, если выделенную сумму НДС они примут к вычету

1. Нет, их требование неправомерно. При оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004.

2. Налоговые ставки являются обязательным элементом налогообложения. Независимо от обстоятельств и условий конкретных сделок организация не вправе произвольно менять размер установленных налоговых ставок или отказываться от их применения. Кроме того, нулевая налоговая ставка не является налоговой льготой, которой организация может пользоваться по своему усмотрению. Таким образом, при реализации товаров на экспорт организация обязана применять нулевую ставку НДС.

Отступление от этого правила (т. е. преждевременное определение налоговой базы) налоговая инспекция может квалифицировать как грубое нарушение правил учета объектов налогообложения и привлечь организацию к ответственности по статье 120 Налогового кодекса РФ.

Покупатель не вправе принимать к вычету НДС по таким счет- фактурам. Счета-фактуры, содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не соответствуют обязательным требованиям подпункта 10 пункта 5 статьи 169 НК РФ. Поэтому согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету.

Обоснование

Из рекомендации

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Когда применяется ставка НДС 0 процентов

<…>

Ситуация: при каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов

Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:

  • исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
  • между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов. Исключение составляют соисполнители, которых экспедиторы привлекают для оказания услуг по международной перевозке;
  • транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (в т. ч. привлекающими для оказания услуг третьих лиц), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
  • оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России (в т. ч. если на отдельных этапах международной перевозки товары перемещаются только по территории России).

Такой порядок следует из положений подпунктов 2.1, 9, 9.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-07-08/56243, от 14 февраля 2012 г. № 03-07-08/37, от 22 декабря 2011 г. № 03-07-08/361, ФНС России от 20 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4588.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, при оказании которых российские организации вправе применять ставку НДС в размере 0 процентов, включает в себя:*

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов;
  • прием и выдачу грузов;
  • завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов;
  • услуги по организации платежно-финансовых услуг;
  • услуги по организации таможенного оформления грузов и транспортных средств;
  • разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировку грузов;
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Следует отметить, что в перечне, приведенном в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, указана лишь укрупненная номенклатура транспортно-экспедиционных услуг. Конкретные виды услуг, из которых состоят позиции этой номенклатуры, в перечне не поименованы. Чтобы определить, в отношении каких именно услуг организация может применять нулевую ставку НДС, следует руководствоваться классификацией национального стандарта «Услуги транспортно-экспедиторские» ГОСТ Р 52298-2004, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст. В этом стандарте расшифрована каждая группа подобных услуг.

Например, группа «Услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов» включает в себя:*

  • оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т. п. документации и комплекта перевозочных документов;
  • оформление переадресовки грузов;
  • оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
  • предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
  • выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.

Таким образом, при оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.* В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634.

<…>

Ситуация: можно ли при реализации товаров на экспорт начислять НДС по ставке 18 (10) процентов.* Организации заранее известно, что она не сможет собрать документы, необходимые для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС

Нет, нельзя.

Налоговые ставки являются обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). Независимо от обстоятельств и условий конкретных сделок организация не вправе произвольно менять размер установленных налоговых ставок или отказываться от их применения. Кроме того, пониженные (в т. ч. нулевые) налоговые ставки не являются налоговыми льготами, которыми организации могут пользоваться по своему усмотрению. Таким образом, при реализации товаров на экспорт (как в государства – участники Таможенного союза, так и в другие страны) организации обязаны применять нулевую ставку НДС,* установленную пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ и пунктом 3 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Правомерность такого подхода подтверждается определением Конституционного суда РФ от 15 мая 2007 г. № 372-О-П, разъяснениями контролирующих ведомств (см., например, письма Минфина России от 17 июня 2009 г. № 03-07-08/134, ФНС России от 17 июля 2015 г. № СА-4-7/12693) и арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 20 июня 2006 г. № 14555/05).

Начислить НДС по ставке 18 (10) процентов организация будет должна, если в установленный срок не сможет подтвердить факт экспорта. По экспортным операциям налоговая база определяется:

  • либо в последний день квартала, в котором был собран пакет документов, подтверждающих экспорт;
  • либо на дату отгрузки, если необходимые документы не были собраны в течение 180 календарных дней с момента таможенного оформления товаров (момента отгрузки – при экспорте в страны – участницы Таможенного союза).

Это следует из положений пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Во втором случае организация, не подтвердившая экспорт, должна заплатить НДС по ставке 18 (10) процентов. Но помимо этого ей придется перечислить в бюджет пени за просрочку платежа. Отступление от этого правила (т. е. преждевременное определение налоговой базы) налоговая инспекция может квалифицировать как грубое нарушение правил учета объектов налогообложения и привлечь организацию к ответственности по статье 120 Налогового кодекса РФ.* В этом случае правомерность своих действий организации придется отстаивать в суде. Арбитражная практика по этой проблеме пока не сложилась.

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 12, Июнь 2011

Можно ли принять НДС к вычету, если он предъявлен поставщиком неправомерно

<…>

Неправильное указание ставки в счете-фактуре

Конституционный суд РФ в Определении от 15.05.2007 № 372-О-П указал, что налоговая ставка является неотъемлемым элементом налогообложения и налогоплательщик не вправе произвольно ее менять или отказаться от применения.* Аналогичную позицию высказал и ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.2005 № 9252/05). Налогоплательщик не имеет права по своему усмотрению изменять установленную законодательством ставку налога, так как это противоречит принципу равенства налогообложения. Кроме того, в названном постановлении отмечено, что пункт 5 статьи 173 НК РФ. Действие пункта 5 статьи 173 НК РФ распространяется на лиц, не являющихся налогоплательщиками, на налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также на налогоплательщиков, осуществляющих операции по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению не предусматривает уплату в бюджет сумм НДС в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы этого налога лицами, являющимися плательщиками НДС по ставке 0%. С учетом изложенного ВАС РФ сделал вывод, что ошибочно предъявленные суммы налога поставщиком (с использованием неправильной ставки) не могут быть приняты к вычету покупателем.*

В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 13893/08, помимо довода о неправомерности изменения предусмотренной законодательством ставки НДС, также указано, что счета-фактуры, содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не соответствуют обязательным требованиям подпункта 10 пункта 5 статьи 169 НК РФ. Поэтому согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету.*

Мнение ФНС и Минфина России. Исходя из сказанного выше, не удивляет позиция налогового ведомства, которое указало на несоответствие требованиям подпунктов 10 и 11 пункта 5 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, содержащего измененную налоговую ставку (письма ФНС России от 02.06.2005 № 03-4-03/925/28 и от 13.01.2006 № ММ-6-03/18@). Такого же мнения придерживается и Минфин России (письма от 25.07.2008 № 03-07-08/187 и от 12.04.2007 № 03-07-08/76).

Арбитражная практика. В судебной практике по рассматриваемому вопросу сложился подход, соответствующий официальной позиции. Абсолютное большинство судебных решений вынесено не в пользу налогоплательщика.* Из последних решений, подтверждающих неправомерность вычета НДС, выставленного по ставке 18% вместо 0%, можно выделить постановления ФАС Дальневосточного округа от 24.02.2011 № Ф03-274/2011 по делу № А51-9641/2010 и от 16.02.2011 № Ф03-371/2011 по делу № А51-9642/2010. По вопросу неправомерности применения вычета НДС, выставленного по ставке 18% вместо 10%, арбитражная практика встречается значительно реже. Но суды также не поддерживают налогоплательщиков (постановления ФАС Уральского округа от 09.12.2008 № Ф09-9207/08-С3 по делу № А07-4281/08 и ФАС Центрального округа от 11.12.2007 № А36-103/2007).

Заметим, что очень часто вопрос применения налоговой ставки в размере 0% возникает в отношении услуг, связанных с международными перевозками.* Под международными перевозками понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

Так, в одном из перечисленных дел (постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.02.2011 № Ф03-274/2011 по делу № А51-9641/2010) указано следующее. Контрагент предъявил налогоплательщику счет-фактуру на погрузочно-разгрузочные работы в отношении контейнеров, помещенных под таможенный режим международного транзита, выделив при этом НДС по ставке 18%. Налоговая инспекция в ходе камеральной проверки установила, что данный вид услуг соответствует услугам, поименованным в подпункте 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а именно является реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, и соответственно подлежит налогообложению по ставке 0%. Вследствие чего в вычете налогоплательщику было отказано.* Арбитражный суд указал на то, что сумма налоговых вычетов образовалась по причине уплаченных налогоплательщиком сумм НДС в нарушение положений главы 21 НК РФ. Ведь исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет лицами, являющимися плательщиками этого налога по ставке 0%, нормами НК РФ не предусмотрено.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка