Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Чиновники советуют перепроверить данные работников

Подписка
Срочно заберите все!
№24
5 апреля 2016 4 просмотра

Мы получили акт по выездной налоговой проверке. В акте указано, что мы им не предоставили документы подтверждающие расход нефтепродуктов, т.е. путевые листы и отчеты по расходу топлива на дизельгенераторы, по требованию от 22.12.2015г. № 00000112, тем самым сняли расходы и доначислили налог на прибыль. Но в этом требовании была указана следующая формулировка,В соответствии со ст. 93 НК РФ необходимо предоставить документы за период с 01.01.2009г. по 31.12.14г. (не указано в отношении какого налога и какой проверки) следующие документы:- договоры заключенные с ООО "Регион-Нефть: (договор предоставили)-акты приемки выполненных работ, товарные накладные, иные документы свидетельствующие о фактах выполнения работ оформленные с ООО "Регион-Нефть" (товарные накладные и приходные ордера предоставили)-счета-фактуры, предъявленные к оплате от ООО "Регион-Нефть", в части счетов-фактур, НДС по которым был принят к вычету в проверяемом периоде,(все счета-фактуры предоставили)- документы подтверждающие использование приобретенных товаров и услуг в деятельности облагаемой НДС (на, что мы им ответили - что принятый к вычету НДС в 2012-2014 годах по указному контрагенту, использован в облагаемых НДС операциях. Подтверждением тому, является, применение общей системы налогообложения без совмещения ЕНВД и признания налогоплательщиком НДС на основании п.1 ст. 143 НК РФ. При этом не осуществляющей операции, перечисленные в п.2 ст. 143 НК РФ, в пунктах 1, 2 и 3 статьи 149 НК РФ. В необходимости ведения раздельного учета для принятия всей суммы входного НДС, по товарам (работам, услугам), используемым и в облагаемых, и в не облагаемых операциях, нет.)Акты на списание дизельного топлива и путевые листы, в требовании не запрашивались.Правомерно ли данные начисления по расходам?

Исходя из описанной Вами ситуации налоговый орган не прав. Дело в том, что прежде чем утверждать неправомерность отнесения тех или иных сумм на расходы в отсутствие подтверждающих документов, он должен был, во-первых их запросить, а во-вторых привлечь Вас к ответственности за их непредставление.

Вы вправе оспорить акт налоговой проверки в данной части, подав возражения по существу вмененного нарушения (непредставления документов), а также дополнительно предоставить первичные документы, подтвердив тем самым, что расходы были обоснованы.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке

Выездная налоговая проверка начинается с того, что проверяющие, состав которых отражен в решении о проведении выездной проверки, предъявляют представителям организации это решение и свои служебные удостоверения. Только после этого сотрудники инспекции получают доступ на территорию организации для проведения выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).

<…>

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут:

Истребование документов у контрагентов

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Поскольку состав «иных лиц» в статье 93.1 Налогового кодекса РФ не раскрывается, инспекция может запросить необходимые сведения у кого угодно. Например, у обслуживающих банков или сотрудников, работающих в организации (п. 12 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).

Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 17 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

Поручение об истребовании документов инспекция, которая проводит выездную проверку, направляет не напрямую контрагенту проверяемой организации (иному лицу), а в инспекцию по месту учета данного контрагента (иного лица) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В свою очередь инспекция по месту учета контрагента (иного лица) в течение пяти рабочих дней с момента получения поручения выставляет контрагенту (иному лицу) требование о представлении документов (информации), указанных в поручении. Дополнительно к требованию о представлении документов (сведений) должна быть приложена копия поручения. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 93.1 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Если контрагент (иное лицо) и проверяемая организация состоят на учете в одной налоговой инспекции, то инспекция самостоятельно направляет требование о представлении документов (информации) контрагенту (иному лицу). При этом поручение об истребовании документов (информации) не оформляется (п. 5 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

Получив требование о представлении документов (информации), контрагент проверяемой организации в течение пяти рабочих дней должен исполнить его или сообщить, что не располагает истребуемыми документами (сведениями) (абз. 1 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Если контрагент проверяемой организации не успевает представить документы (сведения) в установленный срок, он может направить в инспекцию ходатайство с просьбой о его продлении (абз. 2 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Представить документы по требованию инспекции контрагент проверяемой организации должен в общем порядке (абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Если контрагент не исполнит (несвоевременно исполнит) требование инспекции о представлении сведений, то его могут привлечь к налоговой и административной ответственности. *

<…>

Ситуация: какие документы в ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации

Налоговое законодательство не ограничивает состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

Оговорка «у контрагентов или иных лиц», которая содержится в пункте 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, означает, что налоговая инспекция не ограничена и в источниках получения дополнительных сведений. Таким образом, в ходе выездной проверки инспекция может запрашивать любые сведения, касающиеся деятельности проверяемой организации, а также ее конкретных сделок. При этом запросы о представлении сведений, необходимых для налогового контроля, могут быть направлены не только контрагентам проверяемой организации, но и другим лицам, которые располагают такой информацией. Сведения об организации включают в себя, в частности, информацию о наименовании организации, ее местонахождении, ИНН, КПП, руководителе, уполномоченных представителях, о деятельности организации и ее статусе. Информация о конкретной сделке может включать в себя данные о сторонах этой сделки, ее предмете и условиях совершения. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209, ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869.

Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации. К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией. Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246.

Требовать документы (сведения), не относящиеся к деятельности проверяемой организации, инспекция не вправе. Например, организация не обязана информировать инспекцию о деятельности другой организации, которая является ее контрагентом, но не является объектом налоговой проверки. Или о поставщиках товаров, реализованных организацией контрагенту, в отношении которого проводится проверка. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода. Суды отказывают инспекциям во взыскании штрафов, если организация не представила такую информацию, а инспекция привлекла ее к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ (см., например, определение ВАС РФ от 9 марта 2011 г. № ВАС-1965/11, постановления ФАС Дальневосточного округа от 28 марта 2011 г. № Ф03-930/2011, Северо-Западного округа от 24 января 2011 г. № А56-14074/2010, от 6 декабря 2010 г. № А56-13035/2010). *

Внимание: если организация не исполнит (несвоевременно исполнит) требование инспекции о представлении документов или информации, ее могут привлечь к налоговой и административной ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ).

Налоговая ответственность наступает, если контрагент проверяемой организации:

  • не представил сведения о ней в установленный срок;
  • отказался представить документы о ее деятельности;
  • представил документы с заведомо недостоверными сведениями.

В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб.

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

<…>

Как оформить возражения к акту налоговой проверки

Если организация не согласна с фактами и выводами, изложенными в акте налоговой проверки, она может представить в инспекцию возражения по акту в целом или его отдельным положениям. Это правило действует в отношении актов, составленных как по результатам выездных, так и камеральных проверок. *

Срок подачи возражения

Подать возражения можно в течение месяца с того дня, как организация получила акт налоговой проверки. Такой порядок предусмотрен в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Месячный срок действует в том случае, если вы готовите возражение на акт, который поступил в организацию 24 июля 2013 года и позже (п. 1 ст. 6 Закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ, письмо ФНС России от 15 августа 2013 г. № АС-4-2/14794).

Срок подготовки возражений по актам налоговых проверок, полученным до 24 июля 2013 года, составлял 15 рабочих дней. К моменту вступления в силу новой редакции пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ (24 августа 2013 года) этот срок уже истек. Его продление Законом от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ не предусмотрено.

В любом случае срок считают со дня, следующего за тем, когда получили акт проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Пример отсчета месячного срока для подачи возражений по акту налоговой проверки

Организация получила акт налоговой проверки 2 сентября 2013 года. Возражения нужно представить не позднее 2 октября 2013 года.

Ситуация: как отсчитать месячный срок на подачу возражений, если акт налоговой проверки был направлен в организацию заказным письмом по почте

Месячный срок на подачу возражений отсчитывайте с седьмого дня с момента отправки заказного письма. Дело в том, что датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается не день его фактического получения, а шестой день с момента его отправки по почте (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Оформление возражения

Возражения по акту налоговой проверки подавайте в письменном виде. К ним можно приложить документы, которые подтверждают обоснованность возражений. Кроме того, подтверждающие документы можно передать в налоговую инспекцию и отдельно от возражений в заранее согласованный срок. Возражения и документы направляйте в ту инспекцию, сотрудники которой проводили проверку. Об этом говорится в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Типового образца для оформления возражений по акту нет, поэтому их можно составить в произвольной форме. Главное, чтобы в возражениях были перечислены конкретные пункты акта, с которыми организация не согласна, и дано четкое обоснование такой позиции со ссылками на прилагаемые документы. Если точка зрения организации подтверждается письмами Минфина России, налоговой службы или судебной практикой, то будет нелишним сделать ссылку и на них. Подписать возражения по акту может либо руководитель организации, либо уполномоченное им лицо (например, главный бухгалтер). *

Пример оформления возражений на акт налоговой проверки

5 апреля 2013 года организация получила акт выездной налоговой проверки. Не согласившись с данными акта, организация оформила свои возражения.

Возражения составьте в двух экземплярах. Один передайте в инспекцию, второй храните в организации. Вариант для инспекции можно передать либо через канцелярию, либо направить его по почте. При этом важно, чтобы у организации имелось подтверждение о своевременной отправке возражений и о том, что эти возражения получены инспекцией.

Руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть возражения по акту, сам акт и другие материалы налоговой проверки и вынести по ним решение.

Ситуация: может ли организация давать устные возражения по акту во время рассмотрения материалов налоговой проверки. Организация не успела оформить в срок письменные возражения

Да, может.

Отсутствие письменных возражений не лишает организацию права давать свои устные пояснения непосредственно во время рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). Подробнее о процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки см. Как оформляется решение по результатам налоговой проверки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка