Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
23 марта 2016 3 просмотра

Муниципальное унитарное предприятия просит разъяснить порядок и сроки государственной регистрации в налоговом органе изменений, внесенных в устав МУП в связи с увеличением уставного фонда, так как:- нашим учредителем Администрацией МО 16.03.2016г. принято Постановление об увеличении уставного фонда нашего МУП на сумму в размере 5 500 000 рублей для приобретения техники, а также заключено Соглашение о предоставлении целевой субсидии нашему МУП «АПП», которое определяет объем и условия предоставления субсидии – денежные средства будут перечисляться МУП частями (по мере возникновения денежных обязательств, т.е по мере выставления счета от поставщика и заключения с ним договора) в срок до 31.12.2016г.Когда, в соответствии с действующим законодательством, нашему МУП необходимо обратиться в рег.орган для государственной регистрации этих изменений в устав: поэтапно, либо после перечисления всей суммы финансирования по Постановлению.Схема такая.На сегодняшний день у нас лежат все деньги в размере 5 500 000 руб. на лицевом счете,открытом в Финуправлении при Администрации. Заключен договор на поставку техники и получен счет от поставщика на 1 934 000 руб. Только в этом размере мы можем распорядиться средствами с лицевого счета. Мы готовим плат.поручение на перечисление денег в размере 1 934 000 руб.с лиц.счета на расчетный счет в банке, а потом уже с расчетного счета поставщику.Ожидаются еще и другие поставки. После получения документов будут произведены и следующие расходы на покупку иной техники из тех же средств на лицевом счете по той же схеме.Вопрос по ситуации - как правильно поступить: регистрировать увеличение уставного капитала по мере расходования средств в размере 1 934 000 (увелить уст.капитал на 1 934 000 руб.) или после полного расходования всей суммы финансирования в размере 5 500 000 руб.(увеличить уст.капитал на 5 500 000 руб)?

Зарегистрировать изменения в устав унитарного предприятия необходимо единожды на основании решения собственника имущества МУП. Потапное расходование средств, которые находятся на лицевом счете МУП, к регистрации изменений в устав предприятия отношения не имеют.

П.7 ст.9 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ указывает, что государственная регистрация изменений в устав унитарного предприятия производится на основании решения собственника имущества УП, а не на основании счетов о расходовании средств.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Устав и иные внутренние документы унитарного предприятия.

<…>

«Как внести изменения в устав предприятия

В некоторых случаях в устав предприятия может потребоваться внести изменения. Это случаи, когда государственное или муниципальное унитарное предприятие:

  • увеличивает свой уставный фонд*;
  • уменьшает свой уставный фонд;
  • изменяет вид предприятия (в частности, когда предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, становится казенным предприятием или наоборот) (абз. 2 п. 4 ст. 29 Закона о предприятиях);
  • передает свое имущество другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию). Передача имущества считается состоявшейся с момента госрегистрации внесенных в устав предприятия изменений (абз. 2 п. 4 ст. 29 Закона о предприятиях).

Также к таким случаям относится необходимость внести изменения и дополнения в устав:

После того как предприятие внесло в устав изменения или приняло его в новой редакции, такие изменения или новый устав приобретают силу для третьих лиц с момента их госрегистрации*.

Однако из этого правила есть одно исключение – изменения в уставе предприятия сведений о его филиалах и представительствах вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего госрегистрацию юридических лиц (п. 5 ст. 5 Закона о предприятиях).

Изменения, которые предприятие вносит в устав (или устав предприятия в новой редакции), подлежат госрегистрации в общем для всех юридических лиц порядке. Для этого предприятию нужно представить документы, которые предусматривает статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации)*.

Если предприятие представит все необходимые документы, но ему откажут в госрегистрации, то можно будет оспорить такой отказ в суде. Существуют определенные правила при госрегистрации изменений, которые вносят в устав предприятия*:

  • при его реорганизации;
  • при увеличении его уставного фонда;
  • при уменьшении его уставного фонда.

Внимание! Согласно пункту 2 статьи 37 Закона о предприятиях, уставы предприятий подлежали приведению в соответствие с его нормами в срок до 1 июля 2003 года.

Со дня вступления в силу Закона о предприятиях уставы предприятий применяются в части, которая не противоречит этому закону. Такое правило устанавливает абзац 2 пункта 1 статьи 37 Закона о предприятиях.

Есть примеры из практики, когда предприятие, которое не выполнило требование о приведении своего устава в соответствие с нормами Закона о предприятиях, было ликвидировано по требованию инспекции ФНС России.

Поскольку в настоящее время еще существуют предприятия, которые не привели свои уставы в соответствие с требованиями Закона о предприятиях, им следует учитывать рассмотренный ниже пример из судебной практики.

Пример из практики: предприятие не привело свой устав в соответствие с нормами Закона о предприятиях. В связи с этим суд удовлетворил требование о его ликвидации

Инспекция ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о ликвидации малого государственного предприятия «Ч.».

Свои требования инспекция мотивировала тем, что действующее законодательство не предусматривает такой организационно-правовой формы юридического лица, как малое предприятие. Ответчик, по мнению инспекции, не привел свои учредительные документы в соответствие с Законом о предприятиях.

Суд удовлетворил заявленное требование налоговой инспекции. Обязанности по ликвидации предприятия в срок были возложены на собственника имущества (территориальное управление Росимущества) и учредителя ликвидируемого лица (государственное предприятие).

При этом суд руководствовался следующими положениями:

  • пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  • пунктом 2 статьи 37 Закона о предприятиях;
  • пунктами 2 и 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ;
  • пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Суд учел тот факт, что в ходе судебного разбирательства предприятие заняло принципиальную позицию и отказалось устранить допущенные им нарушения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 июня 2007 г. по делу № А79-5689/2006,определением ВАС РФ от 4 октября 2007 г. № 12144/07 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Кто вправе утверждать устав предприятия и вносить в него изменения

Утверждать устав предприятия, а также вносить в него изменения вправе*:

  • уполномоченные государственные органы РФ;
  • государственные органы субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления*;
  • государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"»;
  • государственные академии наук в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».».

<…>

25.03.2016

С уважением, Ирина Коноплева,

эксперт Системы Юрист

Ответ утвержден Олесей Уделько,

ведущим экспертом Системы Юрист

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка